Аварийный комиссар

Аварийный комиссар

18.06.2011

Кто такие аварийные комиссары? Зачем и кому они нужны? Чем занимаются службы аварийных комиссаров? Какая от них польза пострадавшим в ДТП? На эти и некоторые другие вопросы отвечают первые лица ООО «Автодозор».

Кто такие аварийные комиссары? Зачем и кому они нужны? Чем занимаются службы аварийных комиссаров? Какая от них польза пострадавшим в ДТП? На эти и некоторые другие вопросы отвечают первые лица ООО «Автодозор»: директор компании Александр Гоголев и руководитель службы аварийных комиссаров Сергей Буровников.

 

— Аварийные комиссары появились на наших дорогах сравнительно недавно. Чьи интересы они защищают?

 

Александр Гоголев:

— Аварийный комиссар, при всей грозности своего названия, не суровый дядька в кожанке с маузером на бедре, который появляется на месте аварии и приводит в исполнение приговор на обочине в отношении виновника. Это специалист-универсал в области безопасности дорожного движения, основ страхового дела, автооценки, который окажет помощь на месте ДТП, проконсультирует, поможет оформить необходимые документы для страховой выплаты.

 

Службы аварийных комиссаров появились в нашей стране еще в конце 90-х годов. Сначала в Москве и Санкт-Петербурге, затем в других городах, в том числе с 2003 года и в Новосибирске. Создавались они страховыми компаниями для установления причин, характера и размера убытков по страховым случаям при ДТП. И в интересах страховщиков, в первую очередь, и работали. Но со временем выяснилось, что содержать такие подразделения в штате отдельной страховой компании довольно сложно, иногда убыточно, и постепенно службы аварийных комиссаров становятся специализированными и независимыми. У страховщиков появился выбор, с кем из аваркомов работать и работать ли вообще, а у служб аварийных комиссаров появился стимул предлагать свои услуги не только страховым компаниям, но и участникам дорожного движения. Соответственно, меняются и приоритеты — сегодня службы аварийных комиссаров работают прежде всего в интересах автовладельцев.

 

Сергей Буровников:

— Аварийные комиссары вышли из страховых компаний и уже самостоятельно пришли на рынок для того, чтобы помогать водителям, попавшим в ДТП. Дорожно-транспортное происшествие — это очень сложный с психологической точки зрения процесс, в котором неподготовленный человек не сразу сможет сориентироваться. Зачастую люди, в первый раз попавшие в аварию, знать не знают, как себя правильно вести, что делать. Кроме того, есть специфические нюансы, о которых, как правило, не в курсе обыкновенный водитель, но ими владеет аварийный комиссар.

И когда на место происшествия приезжает опытный, компетентный человек, в совершенстве знающий ПДД, когда он смотрит на ситуацию со стороны, когда способен разобраться в причинах и следствиях и помочь попавшим в ДТП психологически, консультативно, документально, то тогда вопрос о том, кому этот человек нужен, отпадает. Аваркомы нужны участникам ДТП.

 

— Чем занимается аварийный комиссар на месте происшествия?

 

Сергей Буровников:

— По прибытии на место аварийный комиссар объективно, полно и точно фиксирует обстановку, проводит фотографирование места ДТП, повреждений транспортных средств и иных объектов, имеющих отношение к происшествию, страховых и регистрационных документов участников аварии, реконструирует ход события, оказывает содействие участникам происшествия в оформлении извещения о ДТП. При необходимости аварийный комиссар окажет первую медицинская помощь, психологическую поддержку, вызовет сотрудников ГИБДД, скорую помощь, пожарную охрану, другие оперативные службы.

 

При этом, если участник происшествия является клиентом страховой компании, которую мы обслуживаем, — ОСАО «Ингосстрах» — или обладателем нашей клиентской карты, то за вызов аварийного комиссара и вышеперечисленные действия платить не придется.

 

— Каков алгоритм работы аварийного комиссара?

 

Сергей Буровников:

— У нас в компании «Автодозор» есть диспетчерская служба, которая обрабатывает всю поступающую информацию. Человеку, попавшему в ДТП, достаточно набрать номер телефона, указанного в страховом полисе или клиентской карте, объяснить ситуацию, назвать место происшествия, и в течение 30—40 минут наш аварийный комиссар прибудет по вызову.

Все наши машины оборудованы системой «АвтоСкан». У диспетчера на компьютере высвечивается информация по реальному местонахождению каждого служебного автомобиля и принимается оптимальное решение о направлении ближайшего к месту происшествия экипажа. Зона обслуживания нашими аварийными комиссарами — в пределах города и 20 км от его административных границ.

 

Александр Гоголев:

— Реальную помощь попавший в ДТП получит уже непосредственно после звонка диспетчеру. Ему сразу же подскажут, как действовать на месте происшествия, что предпринять — в правилах дорожного движения есть ряд требований, которые человек обязан выполнить. В стрессовой ситуации зачастую этого не делают.

Кроме того, как правило, водитель просто не в состоянии обеспечить безопасность на месте ДТП. Если не принять ряд дополнительных мер, не исключены повторные аварии. У аварийных комиссаров для обозначения места происшествия есть все необходимые средства — оградительные конусы, дополнительные знаки аварийной остановки. Автомобили аваркомов имеют специальную яркую раскраску и надписи, они заметны как в потоке, так и на месте ДТП, оборудованы световой сигнализацией, которая в ночное время играет существенную роль для обеспечения безопасности.

 

— Можно ли обойтись без аварийного комиссара?

 

Сергей Буровников:

— В соответствии с пунктом 2.6 ПДД, если в ДТП нет пострадавших и участники согласны в оценке обстоятельств случившегося, водители могут составить схему ДТП, подписать ее и приехать с ней для оформления происшествия на ближайший пост ДПС. Однако для надлежащего оформления схемы происшествия нужна определенная компетентность. Если она есть у кого-либо из участников ДТП и если ему доверяют другие водители — можно обойтись и без аваркома, и без сотрудника ГИБДД. Но много ли таких участников дорожного движения?

 

Аварийный комиссар подготовлен, он знает, что и как делать, и на месте ДТП, если все условия происшествия подходят под оговоренные обстоятельства, он может все сделать сам, выполнить работу за сотрудника ГАИ. Аварийный комиссар сфотографирует место ДТП, сделает точные замеры, нарисует грамотную схему.

Затем пишется соглашение, берется подробное объяснение с участников происшествия. Данная процедура занимает от 40 минут до часа. Это достаточно быстро. Затем весь материал, составленный аваркомом, передается в подразделение административной практики ГИБДД. Все это оформляется, повторю, только при взаимном согласии сторон на основании пункта 2.6 ПДД: если произошло столкновение, нет потерпевших и вина участников очевидна. Во всех остальных случаях, если есть какая-то спорная ситуация или есть пострадавшие, то данное происшествие оформляется только с участием сотрудников ГИБДД.

 

— То есть аварийный комиссар — это человек, прямо или косвенно помогающий установить истинную причину и реальных виновников происшествия. Соответственно, в его присутствии на месте происшествия должны быть заинтересованы те, кого интересует истина. Но истина может устраивать не всех участников события…

 

Сергей Буровников:

— Существует еще и такая проблема, как мошенничество на дороге. Исключение мошеннических действий в момент ДТП, противодействие мошенничеству — одна из главных задач аварийного комиссара. Ни для кого не секрет, что подставами на дорогах и незаконным получением денег через страховые фирмы желающие заниматься имеются. Буквально недавно сотрудниками милиции и службами безопасности страховых компаний было раскрыто несколько таких случаев и выявлена группа мошенников, занимающаяся автоподставами. Можно сказать, что аварийный комиссар в данной ситуации является своего рода заслоном против мошенничества.

 

На дороге в момент ДТП все написано, но простой водитель вряд ли может сходу оценить происшедшее, понять, что происходит. А опытному аварийному комиссару очень хорошо видны аварии, где подставляют автомобили. Были такие случаи, когда с помощью аварийного комиссара сотрудниками ГАИ были выявлены факты мошенничества. Аварийный комиссар свидетельствовал, что повреждения при ДТП не совпадают с заявленными, экспертиза подтвердила, что одна из сторон ДТП — мошенник.

 

Александр Гоголев:

— И если не выявить это сразу, не зафиксировать это на месте, правильно не сфотографировать, то доказать что-либо потом будет очень сложно. В спорных случаях аварийный комиссар не ограничивается стандартным списком действий, он собирает информацию из всех доступных источников: устанавливает очевидцев, свидетелей, запрашивает записи систем видеонаблюдения.

 

— В каких случаях можно рассчитывать на помощь аваркома, а в каких — нет?

 

Сергей Буровников:

— На помощь аварийного комиссара можно рассчитывать в любом случае, что бы ни произошло на дороге, но только в рамках законодательства Российской Федерации. Аварийный комиссар не может заставить человека признать вину, не может оформить спорную ситуацию без сотрудников ГАИ. Вызывать или нет аваркома — это личный выбор человека. Если он хочет выйти из ситуации с наименьшими потерями нервов, энергии, времени, а иногда и денег — вызывает, если рассчитывает на что-то другое — нет.

 

Если человек застрахован в фирме, которую обслуживают аварийные комиссары, например в ОСАО «Ингосстрах», у него в договор уже включен выезд аварийного комиссара. Кроме того, любой водитель, любой страховой компании, может заключить договор непосредственно со службой аварийных комиссаров.

 

В нашей компании стоимость договора — 500 рублей, это годовое обслуживание. Сюда входит весь комплекс услуг аварийного комиссара. Мы можем собрать документы для нашего клиента в ГИБДД и быть представителями в госавтоинспекции после оформления происшествия по пункту 2.6 ПДД нашим аваркомом. Мы помогаем клиенту избежать очередей, экономим его время. Человек, заключивший договор обслуживания с аварийными комиссарами, получает весь комплекс услуг, независимо от того, как он застрахован — по каско или ОСАГО.

 

Александр Гоголев:

— Кроме оплаты за выезд и работу на месте происшествия аваркома, сюда входят и оперативное диспетчерское сопровождение, и работа паспортистов в административной практике, и элементарная канцелярия для оформления документов, и курьерская доставка документов по городу.

 

На момент ДТП может оказаться так, что ни какая-то конкретная страховая компания с аварийными комиссарами не работает, ни самостоятельный договор у водителей ни с кем не подписан. В этом случае мы также не отказываем в помощи, но стоимость тех же услуг будет уже подороже — единовременное оформление столкновения со сбором всех документов и представительство в ГИБДД стоит в нашей компании 1000 руб.

 

Обычно, при согласии водителей на оформление по такой схеме, деньги оплачивает виновник ДТП или оба водителя участвуют солидарно. При приеме денег отбивается чек и оформляется копия чека.

 

Подчеркиваю, что сумма оформления в «Автодозоре» фиксированная для одного столкновения, и если аварийный комиссар «просит-требует» по тысяче с каждого, то либо это не комиссар «Автодозора», либо, при вашей помощи и оперативно поступившей информации, это последняя рабочая смена предприимчивого комиссара в нашей компании. Пока таких случаев у нас выявлено не было.

 

— Что интересного ожидается в ближайшее время с точки зрения развития вашей компании, расширения списка услуг для автовладельцев? Каковы ваши стратегические задачи?

 

Александр Гоголев:

— В настоящее время мы вводим новую услугу — выпускаем пластиковую карту для своих клиентов. Если человек попал в ДТП, ему достаточно будет набрать один из двух телефонных номеров, указанных на карте, и диспетчер объяснит дальнейшие действия. Уже сейчас мы оказываем такую достаточно востребованную услугу, как розыск автомобиля на штрафстоянках.

 

В ближайшей перспективе начнет работать группа лицензированных детективов по розыску ТС, скрывшихся с места происшествия, и проверки обстоятельств неочевидных ДТП. Работа этих профессионалов призвана помочь выполнению задач подразделений розыска ГИБДД и служб безопасности страховых компаний. И естественно, помочь заинтересованному в этом клиенту.

 

Наша компания недавно на этом рынке, чуть более полутора лет. За это время мы прошли путь от комиссаров в желтых жилетах, приезжавших на происшествие на личных машинах, до аварийных комиссаров в спецформе с парком служебного транспорта. Это фирменные «аваркомовские» машины, оборудованные специальными световыми панелями и всем необходимым, вплоть до систем видеорегистрации. Впрочем, все вышеперечисленное — лишь внешние атрибуты, только форма, а главное все же содержание. Главное — кто в этой форме и кто в этих машинах. Главное — это люди, это наши аварийные комиссары.

 

Сергей Буровников:

— Мы стараемся оперативно реагировать на все изменения в области правил дорожного движения и безопасности дорожного движения. Для аваркомов проводим занятия для повышения профессионального мастерства.

 

Ну а главная наша цель — построение цивилизованных отношений между участниками дорожного движения. И все, что будет этому способствовать, мы будем вносить в список решаемых нами задач.

Материалы по теме