МИХАИЛ ШАБРОВ: «Автомобили всё собой заполонили»

МИХАИЛ ШАБРОВ: «Автомобили всё собой заполонили»

28.09.2016

«Автосоюз» представляет новую рубрику, в которой будет рассказывать об автопривычках наших знаменитых соотечественников. Первым в ней участвует поэт-песенник Михаил Шабров, автор шедевров «Лаванда», «Луна, луна», «Хуторянка», «А мне не надо от тебя», «В городе Сочи темные ночи» и, конечно, знакового для нашего издания хита «Автомобили, автомобили буквально все заполонили», которую тридцать лет назад исполнил ВИА «Веселые ребята».

 

— Можно ли вас назвать заядлым автомобилистом? Пользуетесь ли вы услугами водителя или предпочитаете сами быть за рулем?

 

— У Ильфа и Петрова в «Золотом теленке» есть такая фраза: «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Вот и для меня автомобиль исключительно средство передвижения. Он никогда не был вожделенной мечтой.

 

В Советском Союзе, а я родом оттуда, купить автомобиль было очень дорого, а главное, чрезвычайно трудно, люди по 5–10 лет люди стояли в очереди. С другой стороны, в СССР система работы общественного транспорта была хорошо отлажена и его услуги были дешевы и доступны всем без исключения. Включая такси. К тому же Москва, где я родился и вырос, до середины 80-х годов прошлого столетия еще не была мегаполисом в нынешнем понимании слова. Городские расстояния в то время еще не разъединяли людей. И родственники, и друзья, и знакомые — все были в удобной доступности. Поэтому сесть за руль собственного автомобиля я не особенно стремился и автомобилями как таковыми не увлекался.

 

Что касается второго вопроса, то отвечу так: пятьдесят на пятьдесят. Было время, когда у меня была персональная машина, причем долгое время. Ничего не могу сказать, комфортно, респектабельно. Но… меня в моем личном пространстве раздражают посторонние люди, когда они там находятся долго. Автомобиль — это тоже часть моего личного пространства. Присутствие водителя ограничивает мою личную свободу.

 

— Помните ли свой первый автомобиль и ощущения, когда вы впервые вывели его на улицу?

 

— Еще как помню! Моим первым автомобилем был… микроавтобус RAF, который собирался в Латвии, в Риге. В народе его ласково называли «рафик». Я его купил у Театра Аллы Пугачевой, которому он оказался не нужен. Хотя машина была на загляденье. Специальная комплектация салона с уменьшенным числом кресел, занавески на окнах в салоне, вмонтированный в пол стол для переговоров и дорожной трапезы.

 

Я его купил по иронии судьбы 17 августа 1991 года. Прав у меня еще не было. Зарегистрировать в этот же день не успел. Оставлять незарегистрированную машину во дворе дома побоялся. Тогда кражи автомобилей были в порядке вещей. Договорился с водителем, чтобы он отогнал и поставил машину до завтра у ворот автомастерской, в которой работал знакомый автослесарь, а сама мастерская находилась в шаговой доступности от Дома Советов РСФСР — ныне Дом Правительства РФ — на Краснопресненской набережной. Здесь, как я полагал, уже никто не посмеет позариться на мой микроавтобус. А 18 августа поедем на нем в ГАИ оформлять документы.

 

А утром 18 августа в стране совершается попытка госпереворота, известная как ГКЧП, и защитники Дома Советов начали тут же строить баррикады, чтобы не пустить войска, используя для этой цели маршрутные троллейбусы и другой более или менее габаритный автотранспорт. Со своим микроавтобусом я уже мысленно попрощался. Но он выжил, и 22 августа, когда путч был подавлен, я забрал с места стоянки этого свидетеля и, можно сказать, участника исторического события целым и невредимым.

 

Несмотря на то что рафик часто ломался, ездить на нем было одно удовольствие. Высокое водительское место, роскошный обзор через лобовое стекло — «мне сверху видно все», а также предельно внимательное, подчеркнуто корректное поведение на дороге водителей легковых автомобилей, которые на подсознательном уровне понимали все последствия для их машин в случае даже легкого ДТП с участием пусть и микро-, но все-таки автобуса.

 

— Какая машина у вас сейчас и что в ней нравится и не очень?

 

— У меня было много машин. И «Москвич -2141», и «Лада-111», и «Волга» — ГАЗ-31029, и все, кроме самой последней модели кроссовера, Honda CRV, но лучшего автомобиля, конечно для себя, чем дизельный кроссовер Volvo CX60, который у меня сейчас, я даже не представляю.

 

Этот автомобиль, с моей точки зрения, практически без изъянов. Он мне спас жизнь или по крайней мере защитил от инвалидности, после того как в меня, не снижая скорости на красный свет, протаранил большегруз. Половины моей машины нет, но я цел и невредим и машина на ходу, и мы устремляемся в погоню за большегрузом, заставляя его остановиться.

 

— Лет тридцать назад вы написали для ВИА «Веселые ребята» песню, опередившую время, «Автомобили», где есть такие строчки: «Автомобили, автомобили буквально все заполонили». Между тем как все заполонили они именно сейчас. Вы как москвич насколько философски относитесь к непременным пробкам в столице?

 

— На днях в блокноте записал:

«Как власти не стонали бы, не выли,

Драконовскими штрафами грозя,

Автомобили все собой заполонили,

И с этим уже справиться нельзя».

 

Хотя «справиться нельзя» я, наверное, поторопился, поскольку для себя я выход нашел. Однако, сразу предупреждаю, он не универсальный. Какой? Во-первых, чтобы сберечь нервы и здоровье и не думать о пробках, я уехал из Москвы за 40 километров жить в деревню.

 

Во-вторых, когда мне надо в столицу, то до нее я добираюсь на электричке, а по Москве езжу в общественном транспорте и хорошо себя чувствую, благо его комфортность постоянно растет.

 

Все это дает возможность с точностью до минуты рассчитать время в пути, никого не заставлять, как это у многих московских автомобилистов постоянно происходит, часами тебя ждать и поэтому никого не нервировать, не заставлять плеваться и произносить в твой адрес слова ненормативной лексики и так далее.

 

Пользоваться все время личным транспортом в сегодняшней Москве — это заниматься садомазохизмом. В этой ситуации автомобиль с водителем — отличный выход из положения. Но это слишком дорогое удовольствие и далеко не каждому по карману, так же как и такси.

 

Ну а если бывает, что альтернативы личному автомобилю нет и приходится садиться за руль, то время в пробке хорошо скрашивают любимые радиостанции с музыкой релакс или джазом, диски с литературными записями — мой давний соавтор композитор Владимир Матецкий вот так вот, в дорожных пробках, открыл для себя поэзию Иосифа Бродского, — телефонные беседы, но с обязательным использованием системы hands free.

 

— Что вы можете сказать о культуре вождения россиян? Она с годами растет, падает или совсем не меняется?

 

— Нельзя говорить о том, чего пока еще нет. Я на наших дорогах… Хотя за все дороги России говорить не могу, но то, что я вижу, и вижу довольно часто, — это ничем не прикрытая наглость, непонятная агрессия и вседозволенность.

 

Правда, есть оптимистичные моменты. Например, и не только в Москве, практически все автомобилисты пропускают пешеходов, причем и в местах, где переход правилами движения не предусмотрен. Это радует. Однако дать возможность автомобилю выехать со двора или с боковой улицы на проезжую магистраль, уступить ему свою полосу движения — с этим пока не очень получается.

 

— Случалось ли вам сочинять стихи за рулем?

 

— Тогда сразу панегирик или эпитафию. Нет, такого я не припомню. А потом со мной рядом часто то, что в народе зовется «помехой справа», то есть жена. Она круче инспектора ГИБДД. Не позволяет отвлекаться от дороги ни на секунду. Какие тут стихи?!

 

— В качестве эксклюзива возможно, чтобы вы написали для читателей издания «АВТОСОЮЗ» одно-два четверостишия о российских дорогах и тех, кто по ним ездит?

 

— Возможно. Даже целое стихотворение.

 

Молитва

Помоги избавиться нам, Бог,

Без тебя мы быстро не осилим,

От разбитых вдребезги дорог

И от дураков в автомобилях.

 

Интервью провел Сергей Беседин