Плюсы в минусе

Плюсы в минусе

09.02.2016

Непозитивной статистикой продаж отметился 2015 год на автомобильном рынке. Первичный рынок в России в легковом и LCV-сегменте сжался на 35,7% (по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса), в Новосибирске на учет встало на 43% меньше новых легковых авто, чем в предыдущем году (по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ»). 

Непозитивной статистикой продаж отметился 2015 год на автомобильном рынке. Первичный рынок в России в легковом и LCV-сегменте сжался на 35,7% (по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса), в Новосибирске на учет встало на 43% меньше новых легковых авто, чем в предыдущем году (по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ»). Все наработанные за месяц, предшествовавший 2015 году, плюсы преобразовались в минусы. Впрочем, роста никто и не ждал, да и падение рынка к концу года замедлилось, те же данные кварталом раньше выглядели куда печальнее: 36,4% — общероссийский продажный минус и 54% — новосибирский учетный. Что изменилось в структуре продаж за год?

 

Итак, в Новосибирске на учет в ГИБДД в 2015 году встало 13 467 новых легковых автомобилей против 23 647 годом ранее. Продано несколько больше: сохранилась и заметная казахстанская составляющая в покупательской прописке, уезжают от нас машинки и на севера, разбегаются и по соседним регионам. К нам, конечно, тоже кое-что импортируется, но существенно меньше.

 

На десяток брендов — лидеров рынка приходится три четверти всего обновления регионального легкового автопарка (74,2%, по данным «АВТОСТАТа»). На них и сосредоточимся.

 

На верхушке рейтинга

 

Больше всего новосибирскому автопарку дала прирост нашемарка LADA. Ничего необычного: как всегда. В 2015 году лидер рынка пополнил региональный автопарк 1 885 автомобилями и записал минус 41,3% в статистику падения — чуть меньше, чем процент обрушения регионального рынка, но существенно больше, чем падение продаж бренда в России (–34%). Объясняется такая разница все той же иногородней покупательской активностью и сменой операторов бренда в регионе: новый многосалонный дилер «Азия Авто Усть-Каменогорск» пока еще не вышел на расчетные показатели экспансии рынка.

 

Лидером рынка среди иномарок впервые в истории новосибирского авторетейла стал Nissan, обогнав Toyota почти на сотню вставших у нас на учет автомобилей — 1 335 против 1 241. И понеся меньше процентных потерь (28,8 против 37,0). Nissan в Новосибирске решил свои первостепенные проблемы: на полную катушку заработал правобережный дилер «Эксперт-НСК», к концу года сравнявшийся в продажах с левобережным дилером «Сибирские Моторы». А у Toyota в нашем городе эти проблемы только начались: левобережный дилерский центр группы компаний «Автомир» в декабре только-только открылся, правобережный «СЛК Моторс» практически в это же время закрылся.

 

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), положение этих брендов в топ-10 статистики общероссийских продаж несколько иное. Во-первых, по стране в продажах Toyota опережает Nissan. Кстати, Toyota в России и безоговорочный лидер по выручке: по данным «АВТОСТАТа», на покупку моделей этого бренда россияне потратили больше всего денег — около 200 млрд рублей. Во-вторых, эти японские бренды не на таких высоких позициях — уступают KIA, Hyundai и Renault (в иномарочном зачете).

 

Но не это самое любопытное отличие общероссийского и локально-новосибирского рынков. Не только японцев мы почитаем больше, чем корейцев, но и…

 

Осторожно: сенсация!

 

По статистике АЕБ, в российских прошлогодних продажах бренд УАЗ располагается на 8-м месте с самым позитивным в топовой десятке минусом к предыдущему сезону — всего-то 12%. По данным «АВТОСТАТа», в Новосибирске УАЗ на 7-м месте с минусом 19,4% — тоже, кстати, самым низким в топ-10. То есть все как у всех?

 

Не совсем. Разница в методиках подсчета АЕБ и «АВТОСТАТа» не только в потерях пары десятков процентов проданных машин на пути от дилерского центра в регистрационный отдел ГИБДД, но и в том, что «европейская» методика подсчета с недавних пор объединяет сегменты легковых и легких коммерческих автомобилей, а «АВТОСТАТ» считает эти категории раздельно.

 

И если к легковой линейке УАЗов («Патриот», «Пикап» и «Хантер») приплюсовать LCV (а «буханка», к примеру, весьма и весьма востребованный в нашем регионе внедорожник), то получится, что по «европейской» методике сразу за LADA и перед Nissan расположится УАЗ. А это уже сенсацией попахивает: Ульяновский автозавод на новосибирском первичном рынке обошел все иномарки и наступает на пятки своему тольяттинскому соотечественнику!

 

Лидирует в продажах УАЗов в Новосибирске «УАЗ Центр» на Богдана Хмельницкого. На втором месте «МАКС Моторс» на Кирова. Но это по итогам года. Число дилеров Ульяновского автозавода в нашем городе в прошлом году выросло до четырех, и свежие авторетейлеры УАЗ с весьма серьезным послужным списком в наступившем году готовы составить очень острую конкуренцию корифеям бренда.

 

Золотая середина

 

Но вернемся к легковому сегменту, и только к тем машинкам, которые прописались в Новосибирской области. «Корейцы» KIA и Hyundai в Новосибирске на 4-м и 5-м местах общего зачета учета. Чуть за тысячу пополнивших автопарк автомобилей у каждого и чуть за 30 и 40 процентов падения соответственно. Разница с общероссийским успехом этих брендов не только в том, что ну не любят пока у нас «корейцев» так, как обожают их за Уралом, но и в перекроении рынка. С KIA-то все в порядке — он в надежных двудилерских руках «Сармата» и «Мегапарка», а вот Hyundai значительную часть года работал в однобережье — только в «Автомире». И только к концу года нашел себе и нового дилера, и новую площадку. Отсюда и более чем двукратная разница с общероссийским процентом падения — с минус 17%.

 

Следом за этой парочкой как в России, так и в Новосибирске — Renault. У нас 979 оставшихся в регионе автомобилей и самый большой в десятке процентный минус — 53%. В России падение не такое заметное — 38%. Чем объясняется? Дилеры говорят о неинтересной для наших автопокупателей ценовой политике бренда на фоне превосходящих усилий противника. И о куда более весомой составляющей импорта проданных автомобилей бренда в соседние регионы. Почему-то к нашим дилерам Renault едут со всей Сибири.

 

Но если вспомнить о сегменте LCV, то в Новосибирске Renault еще ниже — в 2015 году его обогнал ГАЗ. Только «Сармат» продал 1 035 автомобилей, а не перевелись еще и «серые» продавцы. И в нашем городе, и в России ГАЗ в десятке сильнейших, более чем успешно конкурируя с легковыми машинками с точки зрения покупательской привлекательности.

 

По 52% поклонников потеряли в Новосибирске два самых негативно распиаренных бренда года — Chevrolet и Volkswagen. 642 и 604 осевших в нашем мегаполисе автомобиля. В России «немец» чувствует себя примерно так же: на пару строчек выше — 7-е место и на десяток процентов помягче падение — 43%. Но ведь это по «европейской» статистике — с учетом LCV. Если и нашим дилерам припомнить Volkswagen Amarok, позиционирующийся в этом сегменте, то получится абсолютное совпадение с общероссийским рейтингом.

 

А вот «американец» Chevrolet потерял в российских продажах в полтора раза больше процентов, чем в региональных, — 75% — и выпал из топ-10. У нас в регионе Chevrolet сейчас относительно на плаву за счет суперпопулярного внедорожника Niva (87% от общей массы поставленных на учет автомобилей) и за счет первооткрывателя этого бренда в городе «Сибтрансавто-Новосибирск» (около половины всех продаж всех трех региональных дилеров бренда).

 

И закрывает десятку сильнейших легковых брендов региона «открытие года» Datsun: 506 поставленных на учет в Новосибирской области автомобилей и ноль процентов падения. Впрочем, у сделанного в России «японца» все еще впереди, просто падать неоткуда было — продажи в 2015 году в нашем регионе только стартовали. На российском рынке бренд на полгода подольше и в «десятку» второй год подряд не попадает — 16-й в рейтинге продаж как в прошлом, так и в позапрошлом сезонах.

 

Модельный зачет

 

Самый популярный автомобиль и в Новосибирске, и в России по-прежнему LADA Granta — 894 единицы осели в региональных автовместилищах в минувшем году. Самый «непотопляемый» — KIA Rio: наименьшая в десятке динамика падения спроса в регионе — минус 8,4, и даже 3,5-процентный прирост продаж в российском масштабе.

 

Самый востребованный внедорожник в Новосибирске — Chevrolet Niva с учетным показателем 557 автомобилей. Чуть отстает от него УАЗ «Патриот» — 504 штуки зарегистрировались в ГИБДД. В общероссийской статистике «Ниву» обгоняет бывшая «Нива» — LADA 4x4, а «Патриот» лишь на 21-м месте рейтинга.

 

Самое глубокое падение популярности в нашем городе в топ-10 продемонстрировал Renault Duster: минус 50,2%, 414 вставших на учет машинок и 7-е место в «топе». В целом по стране положение у этого паркетника чуть лучше.

 

Замыкает десятку самых интересных новосибирскому народу машинок Volkswagen Polo (325 авто и 47-процентное падение). В российских продажах эта модель на 4-м месте и потери всего 14%.

 

Что будет

 

Прогнозы на 2016 год пессимистические. Чтобы там ни рассказывали про дно кризиса, которое мы будто бы уже прошли, на авторынке минус меняться на плюс пока не собирается. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» прогнозирует сокращение продаж новых легковых и коммерческих автомобилей в России на 15—20%.

 

Немного оптимистичнее взгляд на наш рынок по евростандартам. Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, признается: «Ожидания от наступившего года не очень высокие. Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 год — 1,53 миллиона автомобилей (в России) при условии, что не будет существенных изменений в государственной поддержке автомобильного сектора. В таком случае представляется возможным остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже пяти процентов в годовом исчислении. Это было бы некоторым прогрессом в сравнении с драматическим снижением в недавнем прошлом. Однако надо помнить, что неизвестно, когда в конце концов рынок стабилизируется и вернется к столь необходимому росту».

 

Еще немного оптимизма добавляет декабрьское исследование ВЦИОМ на тему самооценки покупательского потенциала. На фоне всеобщего падения платежеспособности населения отмечается и уменьшение с 27 до 16% людей, которые не могут себе позволить покупку автомобиля. Это, надо подчеркнуть, в процентном выражении. А процентов состоятельных граждан за год стало даже больше: Из 1 600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, опрошенных в середине декабря 2015 года, под статусом «Мы можем позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу и многое другое» подписались уже 4% населения — на целый процент больше, чем годом ранее. 

Материалы по теме

  • Nissan Juke NISMO
  • Преимущества дилерского сервиса
  • Nissan Patrol
  • Олег МАНУШЕВИЧ: «Мы умеем уважать»
  • Nissan Patrol 2010