16 июня 1898

В 1898 году (4 июня по старому стилю) родился выдающийся советский конструктор Андрей Александрович Липгарт, автор «Победы» и ЗИМа.

 

Окончив МВТУ, в июне 1925 года Липгарт поступил в Научный автотракторный институт (НАТИ). Уже в мае 1927 года инженеры-конструкторы НАТИ Шарапов и Липгарт построили первый советский легковой автомобиль — НАМИ-1.

В 1930 году Липгарт был откомандирован в США на заводы Форда — готовить основу для открытия производства на новом заводе в Нижнем Новгороде. Именно благодаря таланту Липгарта модели Форда превратились в оригинальные автомобили советского производства. Липгарт считал, что «нужно взять все лучшее и для нас подходящее с моделей Форда... и добавить к этим моделям то, чего им не хватает».

Работы над адаптацией автомобилей Форда привели Липгарта к разработке первого оригинального серийного автомобиля ГАЗ-М1 — «эмки». Построенная за несколько месяцев машина прошла пробег до Москвы и обратно в Нижний без единой поломки и в 1936 году была одобрена Сталиным.

Липгарт стоял у истоков отечественной школы машин высокой проходимости. За командирский ГАЗ-64, бронеавтомобиль на его базе, легкие танки Андрей Александрович получает две Сталинские премии — в апреле 1942-го и в марте 1943-го.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны Липгарт представил руководству СССР новый автомобиль — ГАЗ М-20 «Победа» с 4-цилиндровым мотором. О разработке ГАЗа лестно отзывались даже западные специализированные издания, находившие у нее лишь два серьезных недостатка: вялую динамику (плата за экономичность и приспособленность к плохому бензину) и неважную обзорность назад.

В послевоенные годы Андрей Александрович Липгарт был удостоен еще трех Сталинских премий: за разработку конструкции и постановку в производство автомобилей ГАЗ-51 (1947), ГАЗ М-20 «Победа» (1950), ГАЗ-12 ЗИМ (1951).

Липгарт был главным конструктором ГАЗа 18 лет. Здесь, под его руководством и при непосредственном участии, было разработано и построено 67 экспериментальных моделей, из которых в производство пошли 27. Среди них ГАЗ М-1, ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-67, ГАЗ-69, ГАЗ М-20 «Победа», ГАЗ-12 ЗИМ.

В 1953 году Андрей Александрович становится главным конструктором НАМИ. В 53-м он также возглавил кафедру в родном МВТУ. Усилиями Липгарта разработан полноприводный автомобиль для Уральского завода и семейство 4-тактных дизелей для Ярославского завода.