Алтай радиальный: путешествие по периферии Чуйского тракта

Алтай радиальный: путешествие по периферии Чуйского тракта

22.08.2012

Хорош асфальт Чуйского тракта, и прекрасны окружающие его ландшафты, но рано или поздно неминуемо захочется куда-нибудь свернуть. Однако при этом будут мучить два вопроса: есть ли там что-то интересное и пройдет ли там машина?

Алтай — самое популярное среди западносибирских автопутешественников экскурсионное направление. Чуйский тракт, пересекающий горную страну с севера на юг, как магнит притягивает к себе со всего мира все, что предназначено для движения по дорогам общего пользования. Чем ближе к транспортной артерии, тем мощнее сила притяжения — сибирякам удержаться сложнее всего. И со всех сторон стекаются на М-52 легковушки и джипы, колонны автопробегов и одиночные экипажи, опытные автопутешественники и начинающие искатели приключений… Впечатлений хватает на всех!

 

ГЛАВНАЯ ДОРОГА

 

Хорош асфальт Чуйского тракта, и прекрасны окружающие его ландшафты, но рано или поздно неминуемо захочется куда-нибудь свернуть. Однако при этом будут мучить два вопроса: есть ли там что-то интересное и пройдет ли там машина?

 

В обе стороны от асфальта Чуйского тракта отходит великое множество дорог разной степени проходимости, и любая из них может привести в место, где сердце возрадуется, глаза разбегутся, а душа наполнится энергией. Главное — периодически не стесняться выходить из машины для проверки состояния дороги. Как показывает практика, зачастую препятствия, кажущиеся опасными и даже непреодолимыми из кабины, оказываются смехотворными, когда выбираешься наружу и смотришь на них поближе. Хорошая резина, надежный двигатель с исправной системой охлаждения, отсутствие обвесов, снижающих клиренс, неубитая подвеска и тормозные колодки с достаточным запасом по остаточной толщине — вот, пожалуй, и все, что требуется от машины.

 

УЛАГАНСКИЙ ПЕРЕВАЛ

 

В Акташе сворачиваете по указателю «Улаган 56 км» и, проехав сквозь поселок, некоторое время едете по асфальту, а затем он переходит в неплохую щебенку, и дорога выводит к Красным воротам — очень живописному проходу в скалах. Дальнейший путь то облегчается асфальтом, то омрачается щебнем, но в целом не составит проблем никакой машине, а вознаграждением будет поездка по горной тундре с озерами, карликовой березой и удивительно чистым, прозрачным воздухом. Энергетическое место.

 

Но истинной жемчужиной на этом тракте является Улаганский перевал с красивейшим озером, которое называется Перевальное. Оно завораживающе красиво и весной, и в разгар лета, и осенью, и зимой. Энергетика такая, что от любой усталости не остается следа уже через несколько минут пребывания на берегу.

 

Дальше будет длинный спуск с захватывающими дух поворотами. Но дорога большей частью асфальтирована, и особых проблем с управлением автомобилем не возникнет. До самого райцентра Улаган.

 

Почти сразу за поселком асфальт закончится, и появится вновь лишь через 20 км, в другом поселке — Балыктуюль. Впрочем, щебенка на том участке вполне проходимая. По прибытии в Балыктуюль возможны варианты. Первый: доехать до конца поселка и полюбоваться на конную статую неизвестного. Второй и более интересный: свернуть на мостик через небольшую речку и попасть на нехорошую, путаную и местами опасную для седана дорогу. Зато через три километра знаменитые Пазырыкские курганы, с содержимым которых можно как-нибудь потом познакомиться в Эрмитаже. А дальше — еще 27 километров лесной, полевой и горной дороги, с глубокими колеями и торчащими из земли камнями, с крутыми подъемами и спусками, то есть со всеми прелестями, по которым нормальные внедорожники катаются шутя. На седане же придется буквально ползти, иногда выходя из машины и тщательно выбирая дальнейший путь. Дорога займет два-три часа. Для опытного водителя ничего страшного там нет, но новичок может и спасовать. Сотовая связь в тех краях недоступна, так что, если не дай бог машина потеряет способность передвигаться — идти за подмогой придется пешком и долго. Но в конце концов дорога приводит к сногсшибательному перевалу Кату-Ярык.

 

КАТУ-ЯРЫК

 

Это не перевал в классическом понимании, то есть не точка, где подъем переходит в спуск. Кату-Ярыком называют вырубленный в скале серпантинный спуск с 800-метровой высоты длиной 3,5 километра. Дорога проходима практически для любой машины, но нужно учитывать, что она имеет очень крутые уклоны, к тому же узкая и с непредсказуемым состоянием покрытия. На спуске вы жжете тормозные колодки, на подъеме — резину. Резина на ведущих колесах должна быть в хорошем состоянии, идеально, если это ее первый сезон. Лысые колеса будут буксовать и заставят держать повышенную скорость на подъеме, увеличивая риск зацепить камень днищем. Старая, бывалая резина также подвержена опасности повреждения, а менять колесо на узком серпантине под крутым уклоном — удовольствие сомнительное и весьма опасное.

 

Еще одно но: совсем низкие, спортивные модели действительно могут не пройти (впрочем, скорее всего, они отсеются еще по дороге от Балыктуюля). И не стоит включать кондиционер на подъеме — двигатель будет перегреваться.

 

Спуск не доставит проблем, но в долине под перевалом особо интересного ничего нет. Внизу течет река Чулышман, и любой машине доступны первые 30 километров дороги вдоль нее вниз по течению. А там начинается пеший маршрут по горной тропе к красивейшему водопаду, можно заодно полюбоваться и «каменными грибами» — любопытными формами выветривания скал.

 

Обратный подъем по серпантину не испортит настроения, а взобравшись наверх и заглушив машину, можно будет полюбоваться великолепной панорамой.

 

ДРУГИЕ РАДИАЛКИ

 

От Улагана можно свернуть по указателю на Саратан и по щебенке средней хорошести, с крутыми уклонами и поворотами, попасть в долину красивейшей горной реки Башкаус, с очень хорошими местами для ночевки на берегу.

 

Интересный маршрут можно начать и сразу после села Иня, уйдя с асфальта направо по указателю «Инегень 12». Дорога сразу же круто пойдет вниз к Катуни, затем пересечет реку по невзрачному, но надежному мосту и дальше по узкой скальной полочке поползет вверх. Здесь нет особо крутых уклонов, поэтому любые камни и ямы можно безопасно проходить с минимальной скоростью. Зато ширина дороги в некоторых местах несколько пугает: кажется, что сейчас царапнешь бортом скалу, при том что противоположные колеса как будто висят над пропастью. На самом деле это не так, конечно. По этой дороге ходят даже грузовики и не падают.

 

Перед деревней Инегень имеется прямо райское местечко, где от основного русла Катуни отделяется неширокая протока, которую можно перейти вброд и оказаться на островке. Очень приятное для стоянки место.

 

В общем, и на простом гражданском седане можно посетить очень много интересных мест Алтая. Было бы желание.

 

Вячеслав ШЕВЧЕНКО