Андрей Бец:  «Время всё расставляет по своим местам»

Андрей Бец: «Время всё расставляет по своим местам»

28.12.2017

20 лет исполнилось компании «СТС-автомобили». С основателем компании — патриархом новосибирского автобизнеса Андреем Христьяновичем Бецем встретился корреспондент издания «АВТОСОЮЗ».

 

Для новосибирского автобизнеса уже и пять лет выдержки характеризуют повышенную крепость, а тут двадцать!.. За этот исторический период на поле регионального авторетейла родились, прошли становление и потерпели крах десятки компаний, холдингов, дилерских групп с амбициями «самых-самых». Но самыми-самыми оказались «СТС-автомобили» — самыми опытными, самыми основательными, самыми жизнеспособными. И самыми стабильными: два десятка лет в одной географической концепции, с одним брендом — «Мерседес-Бенц». 

 

— Андрей Христьянович, вы один из первых, кто начал строить цивилизованный автобизнес в Новосибирске, и единственный из пионеров регионального авторетейла, кто до сих пор «не сложил оружия» и сегодня продолжает развивать свой бизнес, несмотря ни на что. Как все начиналось? Что сподвигло вас реализовать свои организационные таланты в автомобильной сфере? И почему именно «Мерседес-Бенц»?

 

— Я всегда говорил и буду повторять: есть один автомобиль — «Мерседес-Бенц», все остальное — средства передвижения. Сын меня как-то спросил: «Пап, а почему ты так привержен марке «Мерседес-Бенц»?» Я ему отвечаю: «Все очень просто. Мы сейчас выйдем с тобой на улицу Большевистскую, спросим десять человек, автомобиль какой марки они бы хотели получить себе в подарок». И восемь из десяти ответили нам: «“Мерседес-Бенц”!» Это то, что у людей ассоциируется с самым лучшим, то, к чему надо стремиться.

 

И я в этом отношении ничем не отличаюсь от большинства: всегда мечтал об автомобиле «Мерседес-Бенц». Наконец настал момент, когда я смог себе позволить исполнение мечты. В ноябре 1993 года купил свой первый «Мерседес-Бенц» — подарил себе на день рождения.

 

А дальше случилось то, с чем в те времена сталкивался каждый автовладелец: машину же надо обслуживать! Любая машина, как и любой человек, требует заботы. И оказалось, что в Новосибирске «Мерседес-Бенц» обслуживать негде. И тогда я принял решение попытаться сделать в нашем городе представительство этого самого уважаемого в автомобильном мире бренда.

 

Я по образованию инженер — инженер-механик по самолетостроению — и убежден: если нет в первую очередь надлежащего технического обслуживания, то все остальное уже никак. Поэтому мы начали с того, что стали создавать сервис. Я позвал к себе Олега Единого — мы с ним вместе работали на Чкаловском заводе, потом на «Станкосибе» — и предложил ему заняться темой «Мерседес-Бенц». Олег согласился, и в октябре 1997 года мы учредили «СТС-автомобили», начали официально работать с представительством бренда в Москве. А в 1998 году мы уже подписали свой первый договор с «Мерседес-Бенц РУС». В следующем году исполнится ровно двадцать лет нашей совместной работе.

 

— Далеко не каждое предприятие, получившее статус авторизованной сервисной станции, стремится взвалить на себя бремя полноценного дилерства. Как и когда вы пришли к такому решению?

 

— Наш сервис заработал, и заработал очень хорошо, и как-то от одного из моих друзей прозвучал вопрос: «А почему вы не продаете машины?» И тогда я понял, что нужно заниматься второй составляющей официального представительства бренда — продажами автомобилей. Люди хотят покупать машины там, где они их обслуживают. Если, конечно, обслуживание качественное.

 

Начинали с того, что брали автомобили у красноярского дилера «Мерседес-Бенц». Построили на Большевистской, на территории завода «Станкосиб», небольшой шоу-рум в 300 квадратных метров и открыли его в 2003 году. Началась торговля.

 

А в 2006 году, 26 июня, мы официально открыли полноценный дилерский центр «Мерседес-Бенц» на Большевистской, 1, — первый в России соответствующий всем стандартам марки. За год его полностью, с нуля возвели и открыли. И в процессе строительства вынуждены были вносить коррективы в проект — как раз появились новые корпоративные стандарты. И мы стали первыми, кто им в полной мере соответствует.

 

— Кроме того, если не ошибаюсь, вы стали и первым в России дилером «Мерседес-Бенц», который обладает собственной филиальной сетью? Какова межрегиональная история «СТС-автомобили»?

 

— Сейчас в России уже есть дилерские предприятия, которые достаточно развились и обзавелись представительствами в нескольких городах. Но на тот момент — да, мы были первыми, кто построили сеть филиальной системы.

 

В 2002 году мы зашли в Кемерово, в 2003 году — в Томск. В Кемерове начинали с улицы Рабочей, где арендовали помещение, потом купили помещение на Баумана — там и открылись. Сначала сервис, потом шоу-рум. Затем построили большой, почти три тысячи квадратных метров, дилерский центр, которому в декабре исполнилось три года.

 

В Томске первый дилерский центр у нас был 480 квадратных метров. После того как в Новосибирске открылись, все свои усилия направили на Томск. Увеличили площади почти до двух тысяч квадратных метров, довели до корпоративных стандартов. Применили оригинальное строительное решение — над маленьким автоцентром надстраивали полноценный дилерский центр.

 

На сегодняшний день наш томский салон наиболее рентабельный, наиболее интересный из всех наших дилерских центров — компактный, в удачном месте. В ноябре отметили десятилетие со дня его официального открытия.

 

— И, наконец, вы построили и открыли роскошный дилерский центр «Мерседес-Бенц» на въезде в аэропорт Толмачево… Гениальное, на мой взгляд, решение по выбору места для второго регионального дилерского центра.

 

— Это не мое гениальное решение. В конце 2005 года мы проводили конференцию всех зауральских дилеров «Мерседес-Бенц», на ней присутствовал и Михаэль Зайдель — на тот момент начальник отдела продаж «Мерседес-Бенц РУС». Михаэль сказал, что в таком большом городе, как Новосибирск, нужно строить второй дилерский центр и обязательно на втором берегу.

 

Сели в машину, поехали, все посмотрели, что мне казалось приемлемым, ему ничего не понравилось. По окончании конференции, когда москвичи поехали в Толмачево, въехали на это кольцо, и Михаэль говорит: «Можно здесь остановиться?» Пальцем показал на пустую тогда площадку и сказал «Строй здесь!» Я, мягко говоря, был шокирован...

 

Потом мне удалось договориться и получить землю в другой части Станционной. Но буквально за месяц до подписания договоров с муниципалитетом подошел ко мне один знакомый, который на том самом пятачке собирался строить грузовой сервис, и уступил мне право аренды.

 

И сейчас уже я считаю, что это очень удачное место. Основная масса наших клиентов летают нашим аэропортом, он самый большой в округе, сюда стекаются томские, кемеровские, барнаульские представители. От этого кольца начинается омская трасса...

 

Так мне повезло, что я сумел этот участок приобрести и там построить дилерский центр. Михаэль — «крестный отец» этого участка, ну а дальше уже, как говорится, дело техники.

 

Сегодня я очень хочу, чтобы наш дилерский центр «Аэропорт» стал бы главным, соответствовал бы всем корпоративным стандартам — и сегодняшним, и завтрашним. И оказывал бы нашим клиентам все сто процентов услуг из требований импортера. Это задача, которую мы должны в обозримом будущем решить. Там должно быть все, что сегодня требуется. Там достаточно площадей, возможностей, мы этот дилерский центр строили с учетом ожидаемых грядущих изменений, и я думаю, что мы доведем его до полного соответствия и корпоративному, и нашему видению идеального автоцентра. Такую задачу мы себе поставили, и я думаю, что мы ее решим. И решим в течение максимум следующего года.

 

Сегодня наш «Аэропорт» находится в стадии интенсивного развития. Если бизнес развивается, значит он живет. Если он перестал развиваться, значит можно ожидать, что он в ближайшее время упадет и умрет. А мы настроены на интенсивное развитие по всем направлениям.

 

— С коммерческой точки зрения какой ваш дилерский центр эффективнее — новосибирский или толмачевский?

 

— С коммерческой точки зрения, конечно, новосибирский. В нем самые большие объемы продаж, самое большое количество вырабатываемых нормо-часов, самые высокие объемы реализации аксессуаров.

 

Но у новосибирского филиала нет перспектив для развития. Он ограничен пространством и не позволяет выставить необходимое количество автомобилей, создать AMG-зону, реформировать зону выдачи, пристроить кузовной цех и так далее. Просто не хватает места, располагаемые площади не позволяют, и развиваться автоцентру некуда.

 

А если мы говорим, что фирма, чтобы жить, должна развиваться, то потенциал у «Аэропорта» в десятки раз больше. Пройдет еще два-три года, и наш обской дилерский центр будет настолько экономически выгоден, что мы забудем, какая прекрасная экономика была в Новосибирске. У «Аэропорта» просматривается перспектива на ближайшие 20–25 лет. Там есть всё. И это важно.

 

— В день двадцатилетия компании видеть перспективу еще на двадцать лет вперед дано немногим. «СТС-автомобили» — единственный из ныне здравствующих автодилеров Новосибирска, кто пережил дефолт 98-го; один из немногих, кто выжил в кризис образца 2008-го…

 

— И двадцать лет мы не меняли ни бренд, ни контору, не банкротились, не переучреждались. Это мы, и так мы должны работать.

 

Слава богу, мы пережили кучу кризисов, мы переживем и сегодняшний кризис, который, к сожалению, продолжается. И я не думаю, что следующий год будет лучше этого — нет, скорее всего. По всем моим заключениям, он будет даже чуть хуже. Но мы и его переживем. Однозначно.

 

Дефолт 98-го? Мы только-только учредились, начали деятельность, и бах!.. Но ничего, выдержали. Потом был период 2002–2004 — тяжелейшие явления в России, которые мы тоже пережили. Мы инвестировали, мы успели построить новосибирский дилерский центр, но не успели построить томский, и в этот момент наступил кризис! А когда ты находишься в стадии инвестиций и в этот момент падает экономика — это очень болезненно.

 

Следующей проверкой на прочность был этап, когда мы заложили первый камень «Аэропорта». Бабах! Снова кризис. А в то время у нас еще параллельно шла стройка в Кемерове. Тоже большая. Но ничего, мы сумели выстоять.

 

Да, мы делали и продолжаем делать ошибки — это нормально, людей без ошибок не бывает. Но при этом находим решения для выхода из кризисов. И сегодня нам уже двадцать лет…

 

— А можно озвучить, чего ожидать от «СТС-автомобилей» в ближайшей перспективе из следующих двадцати лет истории компании? Каковы ваши планы на наступающий 2018 год?

 

— Прежде всего будем создавать базу по обслуживанию и зарядке литиевых батарей. Электромобили — это уже завтрашний день. Если это делать через пять лет, будет уже поздно. Эту тему мы начали обсуждать еще в мае этого года, и готовы к реализации проекта.

 

Для этого как минимум нужно иметь очень большие электромощности, и такие мощности у нас в «Аэропорту» есть. Там я поставил новейшую подстанцию с колоссальным запасом возможностей. Думаю, в наступающем году мы первую заправку для электромобилей обязательно сделаем. Скорее всего, это будет универсальная заправка, не брендированная. Сейчас мы находимся на стадии согласования этого проекта с «Мерседес-Бенц РУС». Надеюсь, за первый квартал мы все эти вопросы согласуем и до конца года проект реализуем.

 

И уже в следующем году будем оказывать сервисные услуги по обслуживанию электрокаров. Запланировано соответствующее обучение персонала, подготовка площадей, закупка необходимого оборудования.

 

Кроме того, будем активно развивать тему продаж автомобилей с пробегом. Для нас эта тема одна из основных, которая уже сегодня приносит неплохую доходность, которая позволяет нам развиваться. На следующий год мы планируем повысить доходность по этому направлению минимум в два раза.

 

И в то же время готовимся к тому, что экономика-2018 в новосибирском автобизнесе, как я уже говорил, окажется еще хуже нынешней. Готовимся, пытаемся сделать все для того, чтобы оптимизировать наши расходы, чтобы выработать правильные решения для поднятия своей эффективности. Мы этим активно занимаемся и надеемся, что с учетом всех наших запланированных мероприятий сработаем не хуже, чем в этом году. И наши клиенты всё также смогут получать услуги наивысшего качества, без каких-либо потерь по сравнению с сегодняшним днем.

 

Таковы мои прогнозы, но я, как и любой человек, имею право на ошибку. Возможно, я ошибаюсь. Но лучше быть к этому готовым.

 

— Чем влиятельнее компания на рынке, чем эффективнее ее деятельность, тем больше слухов возникает вокруг ее имени. Цитирую одно из СМИ, которое пытается блистать своей осведомленностью, но при этом очень некорректно обращается с информацией: «Компания «СТС-автомобили» запустила еще один автосалон в Новосибирске». И дальше уточняется специализацияподержанные автомобили. Это то, о чем вы говорили? Развитие темы автомобилей с пробегом?

 

— Нет. К компании «СТС-автомобили» это не имеет никакого отношения. Это недостоверная информация. Ну а то, что земля полна слухами, — я спокойно к этому отношусь.

 

— А как вы оцениваете то, что сейчас происходит на новосибирском авторынке? Идет откровенный передел: исконно новосибирские игроки вытесняются, федеральные занимают их место…

 

— Федеральные структуры, как правило, финансово сильнее. И в нынешних реалиях это, к сожалению, имеет решающее значение. Печально, что у нас в России нет пока культуры — прежде чем взять какую-то компанию в партнеры, получить о ней полнейшую информацию. Оценивается финансовая составляющая, и на этой основе принимается решение. Иногда — но не всегда — ошибочное.

 

Хорошо или плохо, что на наш региональный рынок выходят крупные федеральные игроки, мы поймем через какое-то время. Это будет понятно по тому, насколько автомобилисты от этого выиграют. Я бы очень хотел, чтобы в первую очередь выигрывали новосибирцы. Чтобы они получали не кота в мешке, а качественное обслуживание, качественный сервис.

 

Время — оно все рассудит, оно все точки над «i» расставит.

 

— Приближается новый сезон в автобизнесе — наступает новый, 2018 год. Что пожелаете нашим читателям?

 

— Уважаемые, любимые мои сибиряки! Пусть новогодние праздники принесут вам тепло, радость, хорошее настроение! Здоровья вам и вашим близким, пусть исполняются ваши самые заветные мечты!

 

И удачи вам весь год! Но не может же быть так, чтобы были только одни розовые и яркие удачи — к сожалению, бывают и серые, и черные дни. Но я хочу, чтобы в наступающем году таких у вас было меньше.

 

А самое главное, чтобы в наступающем 2018 году мой экономический прогноз не сбылся! Желаю вам, чтобы вы в грядущем году стали хотя бы чуть-чуть богаче, чтобы жить вам стало хотя бы чуть-чуть легче! Пусть каждый наступающий день в новом году будет для вас хотя бы чуть-чуть лучше, чем предыдущий! Если жизнь пусть даже не спеша, но меняется в положительную сторону, значит все у вас будет хорошо!

 

А «СТС-автомобили» в наступающем году будут праздновать двадцатилетие совместной работы с «Мерседес-Бенц». А «Мерседес-Бенц» — помните? — это единственный автомобиль, все остальные лишь средства передвижения.

 

С праздником!

Материалы по теме

  • Mercedes-Benz отзывает в России автомобили С-Klasse
  • Mercedes-Benz отзывает в России около 7 тысяч автомобилей
  • Mercedes-Benz отзывает в России около 1,2 тысячи автомобилей
  • Mercedes-Benz стал официальным автомобилем Новосибирского театра оперы и балета
  • Новый сезон Академии вождения Mercedes-Benz стартовал на шинах Continental