В 2014 году Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) исполняется 40 лет. На вопросы корреспондента издания «АВТОСОЮЗ» отвечают первые лица филиала АСМАП в Сибирском федеральном округе — руководитель филиала Вячеслав Трунаев и эксперт Сибирского филиала, ветеран ассоциации Александр Жаров.
В 2014 году Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) исполняется 40 лет. Национальная профессиональная организация объединяет большинство отечественных международных перевозчиков: на сегодняшний день в ассоциации более 2 тысяч членов. Работает АСМАП и в Сибири — в нашем регионе авторитетную организацию представляют 42 компании. Зачем нужна ассоциация? Что она дает своим участникам? Чем занимается организация, истории которой уже четыре десятка лет? На вопросы корреспондента издания «АВТОСОЮЗ» отвечают первые лица филиала АСМАП в Сибирском федеральном округе — руководитель филиала Вячеслав Трунаев и эксперт Сибирского филиала, ветеран ассоциации Александр Жаров.
— Для чего была создана Ассоциация международных автомобильных перевозчиков? Что 40 лет назад послужило поводом для ее создания?
Вячеслав Трунаев:
— Основная задача, которую с начала создания и до настоящего времени решает АСМАП, была и остается представление и защита интересов транспортных компаний — членов ассоциации. Изначально АСМАП — это гарантийная общественная организация по Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Что это такое? Это документ, дающий право перевозить грузы с упрощением таможенных процедур через границы государств, признавших Конвенцию. Аббревиатура МДП расшифровывается как «международные дорожные перевозки». Во всем мире этот документ называется Carnet TIR и согласно Конвенции выдается национальным гарантийным объединением, авторизованным компетентными органами страны.
Александр Жаров:
— Конвенция действует с 1957 года. Наша страна подписала Конвенцию, будучи еще Советским Союзом. Компетентные органы страны плюс правительство и таможенная служба определили, что надо создать организацию, отвечающую международным требованиям Конвенции МДП, которая будет выступать гарантом при доставке грузов.
Такая организация была создана в 1974 году. Количество членов АСМАП первоначально было небольшим, потому что зарубежные автоперевозки вообще только 50 лет назад у нас начались. Бурный рост ассоциации стал наблюдаться в российское время, когда поменялась экономическая модель государства. Появилось много самостоятельных экономических субъектов — транспортных компаний, которые повезли груз за рубеж и из-за рубежа.
По мере роста количества перевозчиков, естественно, расширялась ассоциация. Со временем возник вопрос децентрализации ассоциации, создания представительств в регионах страны. В 1998 году сложилась ситуация, когда перевозчики попросили создать представительство в Сибири, чтобы не ехать каждый раз в Москву за книжками МДП и за разрешениями на поездку по иностранным территориям. Было принято решение создать такое представительство в Новосибирске.
— То есть без членства в АСМАП невозможно заниматься международными автоперевозками?
Александр Жаров:
— Заниматься международными перевозками и не быть членом ассоциации можно. Есть несколько компаний, которые работают с нами, пользуются системой МДП, разрешительной системой, но не являются членами АСМАП.
Мы выдаем книжки МДП всем, кто отвечает требованиям Конвенции, без ограничений по признаку членства в АСМАП. Но членам ассоциации этот документ выдается на льготных условиях. Кстати, и сама книжка совершенно не обязательный документ. Это кодекс правил, подписавшись под которыми и получив книжку, можно проезжать границы без особых проблем, без простоев и т. д. Но можно обойтись и без этого документа. И выдача книжки лишь одна из функций АСМАП, но не ее суть.
Смысл организации в том, что членство в ассоциации дает возможность жить в компании себе подобных и коллективно решать свои профессиональные вопросы. Иметь коллективное представительство во влияющих на бизнес структурах.
Вячеслав Трунаев:
— Очень важный момент — возможность рядовых членов ассоциации повлиять на ситуацию на рынке путем вынесения вопросов на собрания. Фактически каждый день мы сталкиваемся с теми или иными проблемами, которые возникают в работе перевозчиков, особенно при взаимодействии с разного рода надзорными органами — полицией, таможней, управлением росграницей, пограничными структурами, транспортной инспекцией. Перевозчику — члену ассоциации гораздо проще решить проблему. У администрации АСМАП есть прямые контакты на уровне правительства, Госдумы, представитель ассоциации работает даже в ООН. Например, президент АСМАП Евгений Москвичев — бывший замминистра транспорта, а сейчас является председателем комитета Государственной думы РФ по транспорту. У него громадный административный ресурс.
За последние годы практически ни одно обсуждение какого-либо закона, нормативно-правовых актов федерального или областного уровня уже не проходит без нашего участия, нас всегда приглашают: законодательная власть — на совещания своего профильного комитета; исполнительная власть — на совещания в Минтранс. Это уже традиция. Это говорит о том, что с нами власть считается. Если раньше мы стучались, просили: «Примите, мы не согласны», — то сейчас уже идет планомерное рабочее сотрудничество представителей власти и ассоциации.
— И можно привести конкретные примеры такого сотрудничества?
Александр Жаров:
— Недавно наконец-то вышел федеральный закон, фактически защищающий интересы российских перевозчиков. Раньше иностранные перевозчики въезжали в Россию без разрешения за смехотворные штрафы. Но АСМАП разработала проект, и Дума приняла закон, в котором предусмотрены адекватные санкции за отсутствие российского разрешения.
Еще один пример можно привести: у нас несколько лет назад разрешения на перевозку опасных грузов выдавались централизованно в Москве. Недовольство перевозчиков, перевозящих опасные грузы, было огромным: неудобно, дорого, особенно нам, сибирякам. Под давлением АСМАП Минтранс наконец принял решение поделиться полномочиями с регионами. И теперь в Новосибирске можно оформить перевозку опасных грузов за рубеж.
Вячеслав Трунаев:
— Буквально на днях по инициативе Минтранса области отработали предложения по реализации приказа №258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов». Получили обратную реакцию от Минтранса, что во многом они согласны с нашими замечаниями, готовят проект изменений с учетом наших предложений.
Мы выступаем за то, чтобы исполнительная власть в виде профильных министерств почаще обращалась к нам на этапе подготовки тех или иных приказов и постановлений. Когда тот или иной документ находится на стадии разработки, очень важен совет профессионала, который на практике сталкивается с обсуждаемыми моментами. Это лучше, чем столкнуться с проблемами потом, когда уже документ вступает в силу и поднимается волна недовольства со стороны перевозчиков — хотели как лучше, а получилось как всегда. Именно в этом вопросе очень важна состыковка власти и профессиональных общественных объединений.
— Другими словами, проблемы членов ассоциации не только обсуждаются, но и эффективно решаются. Чем еще помимо законотворческой деятельности и организации работы разрешительной системы занимается АСМАП?
Вячеслав Трунаев:
— Еще одна очень важная функция АСМАП — обучение. По всей территории России во всех региональных представительствах, во всех филиалах сформированы консультационные центры, где проводится обучение. Головное предприятие находится в Москве — учебный центр на базе МАДИ (Московский автомобильно-дорожный институт).
Международные перевозчики — это элита отрасли автогрузоперевозок. Требуется очень большой объем постоянно обновляемых знаний. И перевозчик, решивший стать международником, должен получить допуск к международным грузоперевозкам. Допуск дает транспортная инспекция, но обучаем процедуре международных перевозок мы. Обучаем водителей, менеджеров. Для членов АСМАП обучение бесплатное.
Александр Жаров:
— Помимо получения допуска требуется и обновление информации. Раз в пять лет руководитель или менеджер, который занимается в компании международными перевозками, проходит процедуру повышения квалификации в нашем учебно-консультационном центре.
Естественно, в наш филиал обращаются компании не только для обучения, но и за консультацией: что такое международные перевозки, с чего начать, как организовать свою работу, чтобы получить в конечном счете в Федеральной таможенной службе допуск к системе МДП, вступить в АСМАП. Постоянно ведем эту консультационную работу. Кроме нас, никто не расскажет.
По себе могу сказать, в последнее время информационная нагрузка возросла существенно. Действительно, все меняется, все совершенствуется, и за всем надо успевать следить. Уже мало того, что у тебя какой-то опыт есть, платформа сформировалась, но уже и на этой платформе приходится учиться.
— Информационное поле у всех общее, но возникающие в процессе профессиональной деятельности конфликты решать приходится индивидуально. Существует ли в вашей ассоциации система юридической поддержки ее членов?
Александр Жаров:
— У нас сформировался мощный юридический департамент. Помимо большого объема законотворческой работы, он занимается и решением вопросов юридической поддержки членов ассоциации. К нам обращаются в конфликтных ситуациях и получают действенную помощь.
Вячеслав Трунаев:
— Очень мощная структура, очень опытные специалисты экспертного уровня.
— Какого рода проблемы чаще всего приходится решать именно вам, представителям администрации Сибирского филиала АСМАП?
Александр Жаров:
— У нас происходит постоянный информационный обмен в различных форматах: телефонные консультации, рабочие встречи, круглые столы по насущным вопросам, семинары. Постоянно приходится принимать и оперативные меры для решения возникающих проблем.
Был такой инцидент, когда нашего перевозчика, алтайского члена АСМАП, в Казахстане по непонятным мотивам служба безопасности захотела убрать с рынка международных перевозок: арестовала десять его автомобилей, не объясняя причин. Пришлось принимать достаточно серьезные меры. На собрании перевозчиков приняли и подписали обращение к Путину, администрация президента оперативно его рассмотрела, выяснила обстановку, выдала указания МИДу. Эти процессы довольно длительные, но тем не менее автомобили освободили.
Вячеслав Трунаев:
— Или недавний случай, когда в начале прошлого лета возникла пробка на казахстанской границе. Машинам просто-напросто не позволяли въезжать на территорию России из Казахстана. Мы подключились к этому делу, подняли на ноги Сибирское таможенное управление, я дозвонился до начальника алтайского погрануправления… В течение полудня нашелся способ решения проблемы. С подобными вопросами сталкиваемся постоянно.
— В насыщенной жизни ассоциации стороннему наблюдателю заметнее всего конкурс «АСМАП-Профи», ежегодно привлекающий внимание сотен зрителей. Что это за мероприятие?
Вячеслав Трунаев:
— Формат «АСМАП-Профи» родился по инициативе волжан. Родоначальники этого конкурса — перевозчики из Нижнего Новгорода, ровно 10 лет назад они организовали и провели в рамках ассоциации первый конкурс профессионального мастерства водителей магистральных автопоездов. С тех пор конкурс проводится ежегодно — сначала региональные этапы, затем общероссийский финал. Поскольку нынешний конкурс юбилейный, десятый, да еще и проводится в юбилей самой ассоциации, решили в 2013 году — кстати, еще один значимый для нас юбилей — год 50-летия международных грузоперевозок в России — провести региональные этапы, а финал организовать в 2014 году в Москве и посвятить его 40-летию АСМАП.
Хорошее мероприятие, полезное в первую очередь для популяризации нашей профессии, позитивного имиджа водителя-дальнобойщика. Посредством показа своего мастерства мы привлекаем к этому мероприятию детей, учащихся профильных заведений. Кроме того, «АСМАП-Профи» — это возможность встретиться водителям нашего округа друг с другом, пообщаться, продемонстрировать свои достижения друг перед другом, посоревноваться.
— Организация конкурса профмастерства, постоянные семинары и круглые столы, юридическая поддержка членов ассоциации, круглосуточная помощь при возникновении проблемных ситуаций, обучение и консультирование, льготы на получение разрешительных документов, содержание офиса, административного аппарата, пресс-центра… За счет чего живет организация?
Александр Жаров:
— АСМАП — не бюджетная и не коммерческая организация, существует на членские взносы ее участников и частично на деньги, уплаченные перевозчиками за услуги по выдаче разрешений. Не такие уж и большие суммы: раньше членские взносы были 10 тысяч рублей в год, сейчас повысили до 25 тысяч рублей.
Вячеслав Трунаев:
— Помимо членских взносов, никаких других платежей у нас не существует. За все время, которое я нахожусь на должности руководителя филиала, не припомню ни одного случая сбора каких-то целевых взносов. Например, для проведения «АСМАП-Профи» привлекаем спонсоров, на аренду офиса вообще не тратимся — он у нас в собственности. А учитывая, какую нагрузку несет на себе АСМАП, какие преференции дает своим членам, об адекватности членского взноса и говорить не приходится.
— Насколько сложно стать членом организации, ориентированной на соблюдение интересов ее участников и приносящей им реальную пользу?
Александр Жаров:
— Компания, вступающая в члены АСМАП, проходит серьезную проверку, и только «белые», честно работающие компании становятся членами ассоциации.
Вячеслав Трунаев:
— АСМАП — это жесткое сито. Чтобы стать членом нашей организации, необходимо соответствовать целому ряду критериев. Прием в АСМАП происходит только один раз в году на общем собрании в Москве. До этого проводится тщательная проверка кандидата, подавшего заявление, при положительном результате общее собрание регионального филиала дает рекомендацию.
Членство в ассоциации своего рода знак качества, и отношение к члену в АСМАП на рынке соответственное.
Справка:
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) — некоммерческая организация, созданная в 1974 году.
АСМАП:
— объединяет и оказывает услуги более чем 6 тыс. российских организаций, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом в международном сообщении;
— является национальным гарантийным объединением по Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;
— уполномочена Министерством транспорта РФ выполнять организационно-техническую работу, связанную с выдачей иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам;
— является членом Международного союза автомобильного транспорта (IRU), Международной федерации экспедиторов (FIATA), Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Союза транспортников России, Ассоциации российских экспедиторов;
— представляет интересы российских перевозчиков в рабочих органах по транспорту Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) и на Международном транспортном форуме (МТФ);
— является базовой организацией государств — участников СНГ в области методического обеспечения дополнительного обучения на профессиональную компетентность международных автомобильных перевозчиков.
Цели деятельности ассоциации:
— защита прав и представление законных интересов членов ассоциации перед российскими и иностранными государственными и иными организациями, учреждениями и объединениями;
— выполнение функций гарантийной организации, предусмотренных Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;
— взаимодействие с государственными органами и иными организациями по вопросам формирования транспортной политики, регулирования рынка международных транспортных услуг, обеспечения условий добросовестной конкуренции международных автомобильных перевозчиков, совершенствования нормативной правовой базы и механизмов ее реализации;
— оказание членам ассоциации правовой и иной помощи, предоставление информационных, консультационных и иных услуг;
— организация профессиональной подготовки и переподготовки специалистов предприятий, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в международном автомобильном сообщении, транспортно-экспедиционные и другие услуги.
Для эффективного представления интересов своих членов и организации их успешной работы на региональном уровне во всех федеральных округах Российской Федерации.
Материалы по теме |