Авто.ру рассказал, что будет с рынком в 2021 году

Авто.ру рассказал, что будет с рынком в 2021 году

11.02.2021

Аналитики Авто.ру составили три прогноза для рынка новых и подержанных легковых автомобилей на 2021 год: реалистичный, позитивный и негативный. Для построения прогноза использованы базовые экономические факторы: курсы иностранных валют, цена нефти, ключевая ставка по кредитам, ВВП на душу населения, демография.

Про новые автомобили

 

Реалистичный прогноз аналитиков Авто.ру — это рост продаж по итогам первого полугодия, но снижение числа новых зарегистрированных автомобилей по итогам года до 1,4 млн штук (минус 4%относительно 2020 года).

 

В первой половине 2021 года позитивное влияние на продажи окажет отложенный спрос, сохранившийся с прошлого года. В третьем квартале 2020 года дилеры отмечали высокую покупательскую активность, которая привела к дефициту наиболее востребованных автомобилей. Весной 2021 года складские запасы должны полностью восстановиться и те россияне, которые не нашли нужный автомобиль в прошлом году, смогут закрыть свои потребности в первой половине наступившего года.

 

«Предстоящий год, скорее всего, окажется для российского авторынка более предсказуемым: дилеры смогут строить краткосрочные прогнозы с учетом сезонного спроса и других факторов, складские запасы автомобилей восстановятся, ажиотажный спрос на машины закончится. Сегодня покупательская активность во многом зависит от внешних факторов, которые влияют на цену как новых, так и подержанных автомобилей. Среди них, например, волатильность рубля, ограничения на автопроизводствах, кредитные ставки. По итогам года мы ожидаем умеренного снижения продаж автомобилей и смещения предпочтений потребителя в сторону вторичного рынка», — говорит Павел Алёшин, генеральный директор компании «Яндекс.Вертикали» (включает сервис Авто.ру).

 

Негативный сценарий со снижением продаж до 1,25 млн машин по итогам года возможен в том случае, если экономическая ситуация в России будет ухудшаться, а рубль продолжит падение. В этом случае, 2021 год может закончиться сокращением продаж более чем на 10%.

 

Среди других негативных факторов: грядущее повышение ставки утилизационного сбора, которое приведет к новому росту цен на автомобили, особенно на импортируемые модели и модели с низким уровнем локализации. Дешевеющий по отношению к иностранным валютам рубль заставит производителей повышать цены, и видимых причин для укрепления национальной валюты пока нет: цена за баррель нефти превысила отметку 70 долларов, но доллар существенно не подешевел. Повлиять на валютные колебания могут и новые санкции в адрес России.

 

Помимо пересмотра прайс-листов, ослабевающий рубль отразится на общем благосостоянии населения, реальные доходы которого продолжают падать. Из-за этого россияне отказываются от покупки или обновления автомобилей, на что указывает рост среднего срока эксплуатации личного транспорта.

 

Еще один фактор, способный повлиять и на мировой, и на российский авторынок, — новая вспышка заболеваемости COVID-19 и усиление ограничений, направленных на распространение болезни. Среди них может быть уменьшение количества одновременно работающих сотрудников автозаводов и снижение объемов выпуска автомобилей, машинокомплектов, компонентов и запчастей. Российский авторынок все еще зависим от иностранных автопроизводств — многие компоненты для выпускаемых на территории России автомобилей импортируются из других стран.

 

Дополнительные ограничения в работе дилерских центров также станут причиной падения продаж, даже несмотря на то, что многие автосалоны уже интегрировали онлайн-сервисы для взаимодействия с клиентами.

 

Но возможен и оптимистичный сценарий — с ростом продаж до 1,6 миллиона автомобилей. Например, благодаря мерам господдержки: в 2020 году был увеличен порог максимальной стоимости автомобиля, который можно приобрести с помощью программ льготного кредитования (до 1,5 миллиона рублей), что несколько расширило ассортимент моделей. Хотя на фоне резкого роста цен этого порога в скором времени может стать недостаточно и выбор вновь сократится. Кроме того, из-за высоких требований по локализации автомобилей, не все модели дешевле 1,5 миллиона рублей попадают под действие госпрограмм.

 

Положительное влияние на спрос может оказать доступ к «дешевым» кредитам — если Центробанк сохранит ключевую ставку (4,25%) или даже снизит ее до 4%. Что вполне вероятно, если в отношении России не введут более жестких экономических санкций.

 

Про подержанные автомобили

 

На вторичном рынке в 2021 году можно ожидать некоторого сокращения продаж после прошлогодних рекордов. Ажиотажный спрос серьезно сократил предложение автомобилей с пробегом, поэтому нужно время чтобы оно восстановилось. Чтобы рынок продолжил расти темпами конца 2020 года, нужны новые сильные потрясения.

 

Вслед за подорожанием новых автомобилей вверх «поползут» цены и на вторичном рынке. Однако из-за роста срока владения и пробегов ощутимого повышения средней цены ждать не стоит. Увеличение срока эксплуатации в свою очередь приведет к дефициту ликвидных б/у машин в продаже, поэтому хорошие машины, скорее всего, будут продаваться по верху рынка.

 

Кроме того, согласно типовому циклу владения автомобилем, сейчас в продаже должны появиться машины, купленные в 2016 году. Однако тогда продажи были самыми низкими за последние 10 лет (1,2 млн штук). Это значит, что и автовладельцев, которые потенциально могли бы сменить свой автомобиль в этом году, не так много. Эти факторы могут стать причиной обвала спроса на автомобили с пробегом.

 

Тем не менее, отложенный с прошлого года спрос на новые машины все-таки может стать поводом для появления большого количества предложений на вторичке и, как следствие, стимулом для роста продаж. Главным вопросом в таком случае будет соотношение цены и качества этих автомобилей. Не исключено, что уход некоторых моделей с рынка приведет к снижению (или хотя бы не повышению) цен этих автомобилей на вторичке, что повысит их привлекательность для потенциальных покупателей.