В этом году ралли Пекин — Париж после трехлетнего перерыва вновь прошло через Новосибирск. 115 винтажных автомобилей, самый старый из которых, кабриолет American La France, в прошлом году отметил свое столетие, а самому молодому «всего» сорок лет, прошли больше 13 тысяч километров по европейским автобанам, российским проселкам и монгольскому бездорожью. Старт шестого автопробега состоялся 12 июня около Великой Китайской стены, а финишировали гонщики 36 дней спустя.
Каждый из участников вез с собой палатку, спальный мешок и запчасти первой необходимости. Все авто делились на две категории — «винтаж» (1915–1941) и «классика» (1942–1975). Кстати, ко второй категории у организаторов требования гораздо жестче: не допускаются лакшери-модели, пикапы, грузовики, переделанные автомобили скорой помощи. Таким образом стараются уравнять шансы экипажей, ведь это не просто пробег, а спортивное состязание.
Национальный состав участников очень пестр: американцы, канадцы, австрийцы, британцы, немцы, голландцы, австралийцы, итальянцы и даже представители крохотного Люксембурга. А вот российских гонщиков в этом году официально не было. Из-за экономической ситуации не нашлось спонсоров на членский взнос, который в переводе на наши деньги составляет что-то около 3,5 миллиона рублей.
Правда, неофициально в Монголии к пекино-парижскому пробегу присоединились белорусы Александр Жос и Анатолий Маслов на ЗАЗ-966 1969 года. А под Барнаулом — еще четыре нашемарки, которые проехали до польской границы. И уж совсем неофициально в знаменитом автопробеге Пекин — Париж поучаствовала редакция «АВТОСОЮЗа». В Монголии у белорусского экипажа вырвало задний амортизатор, кое-как доковыляли до Новосибирска — нигде по пути раритетную запчасть найти не смогли. И в Новосибирске не смогли, пока на выставке самоделок напротив ГПНТБ не увидели нашу редакционную растюнингованную Chevrolet Niva с прицепом. А в шасси прицепа как раз то, что надо, да еще и с мизерным пробегом…
В Новосибирск участники прибыли на четырнадцатый день. Здесь был запланирован отдых команды и ремонт видавших виды экипажей. Вот что написали гонщики в путевом дневнике о нашем городе: «Прошло восемь дней с момента нашего последнего отдыха, много миль пронеслось под нашими колесами. Сегодняшнее пребывание в прекрасном городе Новосибирске — как раз то, что нужно сейчас для ралли. Тут хорошие условия, чтобы отремонтировать разбитые машины, а отель Marriott — то место, чтобы оживить уставшее тело, заняться стиркой и штопкой и выйти на связь с миром».
А ремонтных работ хватало. Ник и Джессика Слип убили в одной из горных рек головку блока цилиндров; к счастью, в Новосибирске они смогли устранить поломку. У Тома ван ден Берга и Фемке Шеперса отказал масляный насос, но благодаря отличным новосибирским мастерам их Mercedes-Benz 1969 года вновь оказался в рабочем состоянии. Итальянцев Франческо и Алессандро Гуасти и их Alfa Romeo 1973 года тянули от монгольской границы на буксире. Проведя несколько дней в Новосибирске, они диагностировали проблему (был расплавлен карбюратор и клапаны) и решили ее. Питер Ловетт и Тим Смит, которые расценивались многими как фавориты, также прибыли в столицу Сибири на день раньше, чтобы починить подвеску своего Porsche.
Руди Хуга последнее время преследовали сплошные неприятности: его штурман собрался и уехал домой, автомобиль забарахлил из-за плохого топлива, — и Руди провел некоторое время в Улан-Баторе, вырабатывая план дальнейших действий. Затем был день вождения соло. Но уже вскоре Руди вернулся в команду на полных правах с русским штурманом Виталием Зубановым.
Изабель и Николь Мэттью выиграли настоящий джекпот, когда они попросили одну из российских сервисных команд о помощи. Менее чем за цену двух чашек кофе их подвески были приварены, а грязный и пыльный Mercedes-Benz полностью отмыт и почищен. И мать, и дочь были сильно впечатлены, тем более что все это было закончено до обеда и у женщин осталось достаточно времени, чтобы насладиться культурными изысками Новосибирска.
В дневнике путешествия участники отметили «фантастическую поддержку» Николая, Сергея и Аркадия (к сожалению, не указав фамилий) и прекрасную площадку перед оперным театром для экспонирования машин. Почти весь день — а пробег прибыл в наш мегаполис как раз в День города — стояла прекрасная погода и светило солнце, пока с неба не посыпался град, превращая, по образному выражению гонщиков, улицы в «ледяные водопады».
Корреспонденту «АВТОСОЮЗа» удалось пообщаться с господином Битом Хирсом, гражданином Швейцарии, который проделал маршрут на Ford Mustang 1968 года.
— Господин Хирс, как начинался ваш «роман» с винтажной техникой?
— Когда мне было пять лет, мой отец купил «Мерседес» 1936 года. С тех пор я очень люблю ретроавтомобили.
— А где вы купили свой Ford Mustang?
— Приобрел по случаю в США, в штате Аризона. К тому моменту ему было уже более сорока лет, но благодаря прекрасному сухому климату он великолепно сохранился.
— Вы ведь впервые пересекли Россию? Что скажете?
— Размеры вашей страны действительно впечатляют. Люди дружественны и открыты для общения.
— Серьезные поломки у вашей машины были?
— Наша скорость была ограниченна из-за низкого клиренса, мы двигались в щадящем режиме, поэтому нет. Да и автомобиль оказался сильным и очень надежным. Только один раз нам пришлось заночевать в доме автомеханика для замены сцепления. Он оказался завзятым охотником и с удовольствием показывал нам фото своих трофеев.
— Что вам запомнилось в Новосибирске?
— Великолепный оперный театр и грандиозный симфонический концерт на площади перед ним в честь 123-летия города.
— Какие работы в Новосибирске вы осуществили?
— Сход-развал колес, герметизировали ветровое стекло, заварили выхлопную трубу, отрегулировали расход масла и других жидкостей, поставили новые шины.
— Правда ли, что в России самые ужасные дороги?
— Самые ужасные дороги в Монголии. У вас все значительно лучше.
— Это ралли для вас отдых или адреналин?
— И то и другое. После возвращения первые две недели я спал очень подолгу, прежде чем пришел в себя.
По завершении гонки лучший результат в категории «винтаж» показали Брюс и Гарри Вашингтоны на Chrysler 75 Roadster (281 час 58 минут чистого времени), в категории «классика» — Марк Пикеринг и Дэйв Бодди на Datsun 240Z.
Когда следующий Пекин — Париж? Дата зависит от того, как скоро укомплектуют не только команду гонщиков, но и бригаду спонсоров. По опыту предыдущих четырех пробегов, на это требуется около трех лет. Так что Новосибирск вполне может ожидать легендарное ралли в 2019 году.
Сергей БЕСЕДИН
Материалы по теме |