Гудбай, Америка?

Гудбай, Америка?

18.09.2015

Что из мультибрендового портфеля GM покидает российский рынок, а что остается? И в каком качестве остается? И надолго ли? С этими вопросами корреспондент «АВТОСОЮЗа» обратился к главе компании «Сибтрансавто-Новосибирск» Альфеду Агзамову. 

Самым, пожалуй, значимым явлением текущего года в автобизнесе стал уход корпорации General Motors с российского рынка. Точнее — информация об уходе. Сначала был слух, активно раздуваемый интернет-«информаторами», затем истерика партнерских с автобизнесом структур, и только много времени спустя появилась кое-какая официальная информация. Такое впечатление, что официальные представители GM в регионах узнали о крахе своего бизнеса в последнюю очередь. Однако абсолютно внятной картины «что, как и почему» нет до сих пор даже у них. Очень много недоговоренностей, противоречий и несоответствий сказанного тому, что происходит на самом деле. А что происходит на самом деле?

 

Что из мультибрендового портфеля GM покидает российский рынок, а что остается? И в каком качестве остается? И надолго ли? С этими вопросами корреспондент «АВТОСОЮЗа» обратился к главе компании «Сибтрансавто-Новосибирск» Альфеду Агзамову. Более 10 лет ООО «Сибтрансавто-Новосибирск» занималось продвижением продукции GM на новосибирском рынке, собрало самый внушительный пул брендов американской корпорации, и кому, как не главе «Сибтрансавто-Новосибирск», лучше всех ориентироваться в сложившейся ситуации.

 

— Альфед Хадыевич, как вы прокомментируете фразу «General Motors уходит с российского рынка», внедренную в головы миллионов наших соотечественников информаторами от автобизнеса?

 

— Говорить о том, что GM уходит с российского рынка, в настоящий момент некорректно. GM просто меняет формат своего присутствия на нашем рынке. Когда наступит 1 января 2016 года, тогда, вероятно, появится хоть какая-то определенность.

 

Как можно утверждать, что GM ушел или уходит, в то время как остается, например, Cadillac? Остается проект Chevrolet Niva — бестселлер внедорожного рынка России. А это продукт совместного предприятия GM-AVTOVAZ. Или в то время как корпорация GM не только не сокращает, но даже и расширяет присутствие североамериканских моделей Chevrolet в России. Есть даже такой любопытный момент: мы ожидаем поставки нового продукта Chevrolet Tracker. Так что выражение «GM уходит» в корне неверное.

 

— Но, если говорить о бренде Chevrolet, модели корейского подразделения DAT, пользующиеся особой популярностью на нашем рынке, поставляться не будут?

 

— GM сворачивает продажи линейки DAT в России, озвучено, что производство останавливается. С 1 января 2016 года предполагается, что останется Niva и Tahoe. То есть российское и североамериканское подразделения бренда (NAV). Camaro и Corvette — представителей линейки NAV — также планируется оставить на российском рынке.

 

И в то же время, если нам предлагают новую модель линейки DAT Chevrolet Tracker, то это говорит о том, что автомобиль производится. Более того, недавно мы получили свежий Cruze, который несколько отличается от тех машин, которые мы получали в июле 2015 года. Это говорит о том, что машины не только продолжают производиться, они модернизируются, улучшаются как продукт, GM работает над ними.

 

Кроме того, в любом случае как сервисный центр и корейской линейки бренда мы остаемся. Корпорацией GM было объявлено, что как минимум 10 лет они планируют поддерживать обслуживание, производить сервис тех машин, которые были проданы на российском рынке. А это очень большое количество автомобилей. Так что можно говорить о том, что дилерский центр Chevrolet компании «Сибтрансавто-Новосибирск» останется полноценным дилерским центром при любом стечении обстоятельств. Модельная линейка может измениться, но бренд останется.

 

— А что происходит с брендом Opel?

 

— С Opel происходят, честно говоря, менее интересные вещи, процесс угасания ощущается. Скорее всего, по Opel решение об уходе с российского рынка в ближайшие годы будет осуществлено.

 

Поставка автомобилей практически завершена, мы распродали складские остатки. Мне, как человеку, первому привезшему Chevrolet и Opel в Новосибирск, горько говорить об этом, но есть ощущение сворачивания присутствия бренда Opel у нас.

 

По сервисному обслуживанию анонсированы те же условия, что и для линейки Chevrolet DAT: в течение 10 лет поддержка будет производиться в полном объеме.

 

— А каковы, на ваш взгляд, причины такого изменения формата присутствия GM на нашем рынке? Сейчас очень модно говорить о политизированности решений…

 

— Каковы истинные причины, тут мы можем только догадываться. Но то, что бизнес на территории России для некоторых компаний стал менее привлекательным, — это факт. Мы находимся в глубоком кризисе. Покупательская способность упала. Многие кредитные продукты банков стали недоступными. Поэтому все без исключения бренды испытывают тяжелые времена.

 

В этих условиях в предыдущем году перед всеми автопроизводителями, имеющими сборочные предприятия в России, была поставлена задача увеличить процент локализации сборки автомобилей, чтобы меньше зависеть от колебаний курсов иностранных валют. GM было поставлено условие к определенным срокам достичь уровня локализации 70 процентов. И если бы GM достиг этого показателя, то уходить с российского рынка с точки зрения экономики и привлекательности бизнеса было бы меньше причин.

 

— Какими бы ни были причины и какую форму ни приняли бы последствия, переформатирование собственного дилерского бизнеса, ориентированного на GM, в таких условиях неизбежно. Что происходит в автокомплексе на Петухова, 17, компании «Сибтрансавто-Новосибирск»?

 

— Мы приняли решение изменить структуру нашего дилерского портфеля и в первую очередь стали рассматривать бренды, которые имеют высокий уровень локализации. Для нас в период принятия решения это имело первостепенное значение. Очевидно, что самыми привлекательными с этой точки зрения являются автомобили, собираемые на территории России.

 

Мы провели переговоры с УАЗом, подписали дилерский договор, запустили «УАЗ Центр на Петухова» — новый дилерский центр в Новосибирске. Надеемся, что с нашим опытом работы, с нашими высокими стандартами всех рабочих процессов мы сможем предоставить высокий уровень услуг нашим покупателям.

 

Получилось, что у нас в рамках нашего дилерского предприятия произошло своеобразное импортозамещение. Таким образом, мы не просто взяли новый бренд в свой портфель, мы переориентировали часть своего бизнеса на российскую экономику, на российский автопром, на Россию.

 

— Но УАЗ «Патриот» почти прямой конкурент внедорожнику Chevrolet Niva, а от этой темы, насколько я понимаю, ни вы, ни GM пока отказываться не намерены. Будете конкурировать сами с собой?

 

— Не самый плохой вариант конкуренции. Но мы видим ситуацию немного по-другому. В одном месте и в одно время мы будем предлагать и уже предлагаем ориентированному на настоящие внедорожники автомобилисту практически полную линейку возможных вариантов: легкий внедорожник Chevrolet Niva, средний УАЗ «Патриот» и тяжелый Chevrolet Tahoe.

 

Создалась такая уникальная для Новосибирска ситуация, когда человек может к нам приехать и в одном месте сделать выбор между самыми популярными внедорожниками.

 

— По популярности Niva и «Патриот» на российском авторынке вопросов нет: первые строчки во внедорожных топ-листах на протяжении многих лет. Но Tahoe? Он никогда не был у нас массовым автомобилем — эдакий суперкар для избранных...

 

— На Chevrolet Tahoe есть спрос, и, самое интересное, он стал заметно расти на немножко неожиданной почве. Владельцы внедорожников популярных у нас европейских и азиатских премиальных брендов столкнулись с тем, что стоимость владения их автомобилями возросла в несколько раз в связи с тем, что эти машины находятся в зоне риска по угону. Эти автомобили обычно страхуют по мультикаско, но сегодня страховые компании предлагают настолько дорогие страховки, что содержать такой автомобиль становится очень и очень затратно.

 

Так, например, к нам за Tahoe пришел клиент, которому страховая защита его новенького премиального внедорожника обошлась в один миллион двести тысяч рублей. Поэтому и появилась категория людей, которые хотели бы пересесть с автомобилей с зашкаливающей за разумные пределы стоимостью владения на практически аналогичные по престижности, но приемлемые по стоимости содержания модели.

 

Дело в том, что у американских автомобилей есть свои преимущества перед конкурентными моделями, и в их числе — стоимость владения. Например, максимальная страховка каско на новый Chevrolet Tahoe будет стоить всего лишь чуть более 100 тысяч рублей. Но и эту сумму можно существенно уменьшить: я бы, например, при оформлении каско на Chevrolet Tahoe исключил из полиса пункт «угон», а страховал бы только от ДТП, повреждений, что значительно удешевило бы страховку.

 

— А чем объясняется такая разница в стоимости страховок на сопоставимые по цене автомобили? Больше чем в десять раз…

 

— Американские автомобилестроители проблему угона решают по-настоящему эффективно, в отличие от других производителей. Все американские машины закодированы: на всех узлах и агрегатах имеется заводская маркировка, на которой зафиксирован vin-код. Угонять машину и перед продажей перебивать номер на двигателе и кузове просто бессмысленно, потому что vin-код расположен в сотнях мест, в том числе и в недоступных глазу, но вполне доступных специальному считывающему устройству. В то время как европейские и японские автопроизводители идут по пути электронной защиты своих машин, и угонщики более или менее успешно с этим справляются.

 

Так что угонять американский автомобиль просто нет смысла: ни на перепродажу, ни на разбор его отправить нельзя — и в том и в другом случае родной vin-код обязательно даст о себе знать. Угонщику проще взять европейский или японский автомобиль и работать с ним. Если посмотреть рейтинги самых угоняемых автомобилей, то возглавляют списки японские автомобили, затем следуют европейские, в том числе и российские. «Американцев» там нет.

 

— Вернемся к пиар-кампании под названием «GM уходит с российского рынка». Каким вам видится ваш завтрашний день в контексте сегодняшних проблем?

 

— Объем продаж сократился, но если поглядеть статистику за последние три месяца, то у корпорации GM очень неплохая доля рынка, и, возможно, когда будет проведен анализ работы GM в России, корпорация изменит свою позицию. Ситуация, которую GM создал вокруг своего продукта, дает ему уникальную возможность делать анализ, как на этом рынке себя вести в такие периоды, и этот опыт бесценен.

 

Через несколько лет ситуация изменится, это неизбежно. И не факт, что мы вернемся к GM, если он все-таки уйдет. Я думаю, что нам может даже очень понравиться работать с нашими российскими производителями. На примере Ульяновского автозавода мы видим, что там идет прогресс, мы видим понимание российского рынка производителем, и УАЗ демонстрирует завидную стабильность с точки зрения спроса и положительную динамику с точки зрения увеличения доли рынка.

 

Даже в условиях кризиса наблюдается стабильный спрос на Chevrolet Niva. И сегодня можно уже с абсолютной уверенностью утверждать, что скоро мы увидим второе поколение этого внедорожника — все принципиальные вопросы на сегодняшний день решены.

 

С уверенностью можно говорить о том, что «Сибтрансавто-Новосибирск» становится интереснее для наших автомобилистов, что наша компания отличается от всех остальных на нашем региональном рынке полнотой представления отечественной внедорожной линейки. Мы развиваемся и расширяем диапазон своего влияния.

Материалы по теме

  • Бочка бензина в подарок покупателю внедорожника Chevrolet Niva
  • Chevrolet Niva: дорога в будущее
  • Льготный сервис для постгарантийных Chevrolet
  • Chevrolet Niva: льготы при покупке
  • Райффайзенбанк и General Motors (GM) запускают новую программу автокредитования