Подводя итоги 2019 года можно отметить два основных момента в прошедшем году - это расширение перечня оказываемых услуг и географии заказчиков.
К первому относиться доведения модернизации устаревших моторных установок типа УИТ-85 и ИДТ-90 до типовых серийных решений. В зависимости от типа моторной установки и исходя из ее исходного состояния, разработан алгоритм оценки стоимости модернизации и последовательность выполнения работ. Стоимость модернизации не превышает 30% от стоимости новой установки типа УИТ-85 или ИДТ-90, что позволяет экономить десятки миллионов рублей. Мы постоянно работаем над сокращение сроков выполнения работ, для чего стараемся поддерживать на складе необходимые для модернизации машинокомплекты. Опыт показал, что продажа отдельных запчастей к установкам типа УИТ-85 и ИДТ-90 без пуско-наладочных работ конечному потребителю и тем более посреднику ведет к негативным последствиям. Общий уровень технической компетенции заказчиков даже на крупных НПЗ неуклонно падает и достигает критических значений, когда специалисты заказчика не могут установить элементарные запчасти необходимые для текущего регламентного периода, не говоря уже про замену крупных узлов и агрегатов, типа пульта управления, топливного насоса или головки блока цилиндра. В связи с чем ООО "Октан-тест" минимизирует продажи запасных частей и агрегатов к установкам типа УИТ-85 и ИДТ-90 без пуско-наладочных работ и обучения специалистов заказчика. Второй негативный момент критически влияющий на результат - это тендерные процедуры, где на некомпетенцию технических специалистов заказчика накладывается полное непонимание техники коммерческих служб заказчика. Тендеры на любой сервис связанный с испытательными стендами типа УИТ-85 и ИДТ-90 превращаются в фикцию, в которой различные исполнители решают каждый свою задачу, а главная задача –покупка или ремонт оборудования за разумные деньги уходит на второй план. Яркий пример работа с ООО "Башнефть-Розница" и уральским филиалом ООО ИК "СИБИНТЕК", где с конечным заказчиком ООО "Башнефть-Розница" в течении 2017-18 г.г. велись техникокоммерческие переговоры, а саму закупку отдали коммерсантам из СИБИНТЕК, которые не смогли провести тендер за весь 2019 год. В итоги три года работы прошли безрезультатно, три из четырех установок остались в нерабочем состоянии и надо все начинать с начала. Похожая ситуация и в других вертикально интегрированных нефтяных компаниях, где пройти тендерные препоны по силам только "аффилированным конторкам" или компаниям заточенных на тендерные процедуры в большей степени, чем на выполнение работ и решение технических задач. Из чего делается вывод нецелесообразности участия в тендерных процедурах с подобными заказчиками и остро актуализируется необходимость в поисках новых рынков и заказчиков.
Вторым значимым итогом 2019 года стало расширение географии работы ООО "Октан-тест". На ряду с российскими заказчиками из самых удаленных регионов, увеличилось количество заказов из ближнего и дальнего зарубежья. Много новых и постоянных заказчиков из Казахстана, в котором появился срез средних и небольших нефтеперерабатывающих предприятий. Особенно хочется отметить одного из постоянных казахских заказчиков - это АО "Конденсат" из Западно-Казахстанской области, малотоннажное нефтеперерабатывающее предприятие недавно освоило производство высокооктанового бензина и дизельного топлива стандарта Евро-5 и теперь испытывает постоянную необходимость в контроле качества выпускаемой продукции. Для чего постоянно необходимо поддерживать испытательную моторную установку УИТ-85 для определения октанового числа в рабочем состоянии. В прошедшем году впервые с 2014 года вновь появились заказчики из Украины, был небольшой заказ на запчасти и несколько запросов на установки. Были запросы из Молдавии, Узбекистана и Таджикистана, но до сделок так и не дошло. Тренд прошедшего года - это рост экспорта в страны дальнего зарубежья. Появились новые заказчики из Болгарии, Монголии и других стран. Были запросы из Сирии и ОАЭ, но до сделок так и не дошло. Пока трудно делать далеко идущие выводы что это за заказчики и каков потенциал роста, но количественный рост на лицо. Возможно это те же российские ВИНК осуществляющие экспансию на внешние рынки, но работающие по схемам отличных от работы на внутреннем рынке. Работа на экспорт сложна и интересна, требует новых логистических и управленческих решений, и компания ООО "Октан-тест" продолжит развиваться в этом направлении. В продвижении моторных установок типа УИТ-85 и ИДТ-90 на рынке дальнего зарубежья мы видим возможность не только заработать, а определенную миссию, ведь подобное оборудование производит всего две страны в мире - США и Россия.
В 2020 году ООО "Октан-тест" продолжит тиражировать успешный опыт по модернизации моторных установок типа УИТ-85 и ИДТ-90, постараемся минимизировать участие в тендерах, работать в большей степени по прямым договорам и расширить географию экспортных заказов.