Jeep: легенды о легенде

Jeep: легенды о легенде

21.07.2021

Jeep отмечает юбилей: ровно 80 лет назад в июле 1941 года компанией Willys­-Overland был подписан контракт о производстве армейских автомобилей повышенной проходимости, что, в конце концов, и привело к рождению новой автомобильной марки под названием Jeep. Но у этого контракта есть предыстория, и есть основания полагать, что «джип» как таковой родился несколько раньше.

 

ЛЕГЕНДА О СОЗДАНИИ

 

Принято считать, что история всех джипов в принципе и марки Jeep в частности, началось с тендера на создание легких армейских внедорожников класса «одна четверть тонны», объявленного армейским ведомством США в мае 1940 года.

 

Условия нереальные: после выдачи техзадания сдача опытных образцов должна была произойти уже через 49 суток, а в течение следующего месяца нужно было предоставить еще 70 единиц для углубленного тестирования. При этом автомобиль должен быть с полным приводом и понижающей передачей, не выше 920 мм ростом и не шире 1 194 мм, колесная база не больше 2 062 мм. Грузоподъемность минимум 270 кг, а снаряженная масса не больше 590 кг.

 

Кто мог победить в таком тендере? Только тот, кто уже располагал транспортным средством, характеристики которого и были вписаны в техзадание. Есть информация, что уже 22 декабря 1939 года, за полгода до начала тендера и за полтора года до победы в нём компания Willys­-Overland предоставила армейским начальникам первые чертежи лёгкого армейского автомобиля повышенной проходимости.

 

Тем не менее, нашлась еще одна автокомпания, решившая поконкурировать с «виллисами»: изо всех сил боровшаяся за выживание American Bantam. Легенда гласит, что к назначенному вояками времени «Ч» у Willys­-Overland дальше непроработанных толком чертежей дело так и не ушло, а президент Bantam Фрэнк Фенн представил прототип джипа, созданного независимым инженером Карлом Пробстом (фото neonseguros.com.br).

 

Меньше чем за неделю Пробст нарисовал эскизный проект автомобиля, которому суждено было стать легендой. Черты которого канонизированы как классика жанра и уже восемь десятков лет читаются в моделях практически всех производителей транспортных средств повышенной проходимости.

 

Другими словами, Карл Пробст сотворил идеальную концепцию внедорожника как по форме, так и по содержанию. А раз она идеальна, значит, внеконкурентна. И первые тесты опытных образцов это подтвердили. К середине лета 1940 прототип с именем Bantam Reconnaissance Car No.1 был построен и за полчаса до дедлайна своим ходом прибыл на полигон для тестирования. Попытки милитаристов «убить» автомобиль условиями, максимально приближенные к боевым, не увенчались успехом – прототип Пробста справился со всеми тестами. И очень понравился военным.

 (фото topwar.ru)

Действующим военным, но, видимо, не чиновникам военного ведомства, нацеленным на какой-­то другой результат. У первого Bantam нашли два десятка недостатков, самым существенным из которых было превышение массы автомобиля заданной техзаданием – весил он 1840 фунтов (835 кг) вместо предписанных 1300 (590). Да и 20-­сильный двигатель вызывал вопросы…

 

А значит, есть повод отправить автомобиль на доработку и продолжить конкурсный отбор до достижения тех самых целей, которые изначально и двигали всем процессом. Всю техническую документацию прототипа изъяли и передали в Willys­-Overland. А чтобы это не выглядело совсем уж протекционистски, участие в тендере навязали и Ford Motor Company.

 

В результате 13 ноября 1940 года Willys презентовал свой первый прототип будущего джипа. Ford справился с перерисовкой творения Пробста на 10 дней позже. К маю 1941 года все три участвовашие в джип­тендере компании представили свои модели на тест.

 

Доработанный Bantam, поменявший свой слабенький 20-­сильный мотор от Americar на 45-­сильный двигатель Continental получил имя Reconnaissance Car Quarter­ Ton – Bantam BRC40 (фото wallpaperflare.com).

 

Willys назвал свою модель Quad, Ford двум доставленным на полигон Кэмп Холаберд (штат Мэрилэнд) прототипам дал имя Pygmy. Оба конкурента перводжипа были тяжелее (Willys, например, весил больше тонны, «Пигмей» чуть меньше – 998 кг), но к тому времени правила игры поменялись, и в битве за контракт победил… самый дешевый в предполагаемом производстве Willys MA с более мощным 60­-сильным двигателем по имени Go, Devil.

 

Впрочем, победил с оговорками – ему было предписано в жестко обозначенные сроки сбросить лишний вес хотя бы до 2160 фунтов (980 кг). А пока эти сроки не наступили все три соискателя получили предзаказ на партии по 1500 автомобилей.

 

American Bantam энергично принялся за дело. Уже летом 1941 года Bantam BRC40 по ленд­-лизу начали поступать в Великобританию, а оттуда северными конвоями в Советский Союз. Один из «бантиков» (так наши прозвали американского «проходимца») поступил на службу в штаб Жукова.

 

Ford не спешил осваивать доверенную ему квоту, – дожидался окончания игры в которую его втянули.

 

А Willys продолжал бороться за постоянно ускользающий контракт. Главный инженер компании Барни Росс предложил максимально облегчить все детали, включая болты и шурупы, – она были укорочены до минимально возможных размеров. Нашлось что облегчить в шасси, раме, кузове. Даже краски на автомобиле стало меньше. В результате появился Willys МА (Military model A). Под него 23 июля 1941 года и был заключен судьбоносный контракт, от которого начинает отсчёт официальная история бренда Jeep. (фото Jeep)

 

Но условия соглашения изменились – изначально задуманных 16 тысяч автомобилей решили что маловато будет. Поэтому вторым подрядчиком стал Ford, получивший от Willys полную техдокументацию на автомобиль и выпускавший ее под обозначением GPW (General Purpose Willys).

 

А как же истинный изобретатель и первостроитель джипа American Bantam? Ему доверили выпускать прицепы к серийным Willys… В конце концов, компания прекратила своё существование. Но оставила в автоистории такой след, который вряд ли когда­-нибудь сотрётся – он очень глубокий и встречается в самых непроходимых уголках земного шара. И во всех уголках планеты, глядя на этот след, уважительно произносят слово «джип». На всех языках мира оно звучит одинаково.

 

ЛЕГЕНДА ОБ ИМЕНИ

 

А откуда взялось это слово – Jeep, – и что оно обозначает? На эту тему существует несколько гипотез…

 

Первое документально зафиксированное упоминание о слове Jeep относится к 1936 году. Популярный в тогдашних штатовских комиксах моряк Попай получил в напарники странное существо Eugene the Jeep с острова Jeep и словарным запасом из одного единственного слова: Jeep. Это существо Женя­-Джип находило выход из самых безвыходных ситуаций, и очень полюбилось главными потребителями комиксов – американскими военными. И все проявления сверхординарности они, вслед за Юджином-­Евгением, стали сопровождать уважительно­восхищенным определением – Jeep!

 (фото themodellingnews.com)

 

Слово Jeep стало появляться на бортах грузовиков, тягачей, самолётов… Прозвучало и во время первых испытаний самого первого Bantam (это документально зафиксировано и юридически доказано). Термин, что называется «приклеился» к автомобилю и по-­иному его уже в американо­армейском простонародье не называли. У нас этого, разумеется, не знали, заокеанскими комиксами мозг не питали, и при первом знакомстве назвали ленд­лизовский Bantam «Бантиком». Но когда речь зашла о регистрации торговой марки наш вариант почему-­то не рассматривался…

 

Вторая версия происхождения гласит, что еще раньше – во время Первой мировой военный инженер Артур Херрингтон, разрабатывавший полноприводные грузовики Marmon подумывал о создании универсального автомобиля общего назначения ­ General Purpose, а сокращенно – GP (джи­пи). И слово «Джип» родилось именно тогда. Но авторство также приписывают и Карлу Терри, который пытался создать GP в 1923 году.

 

Есть еще версия, что ни Херрингтон, ни Терри, ни тем более Eugene the Jeep никакого отношения к связке «легкий армейский внедорожник – Jeep» не имеют. Что это ребята из Ford, выпуская свой клон джипа под аббревиатурой GPW дали имя легенде. Тот же «джи­пи», но с совсем другим смыслом: G — это Government (госзаказ), P — автомобиль с колесной базой 80 дюймов (по фордовской номенклатуре), W – по лицензии фирмы Willys (эта буковка в имя модели добавилась позже, но в доказательную базу внедрена – видимо, для создания видимости достоверности ну и, само собой, исторической справедливости).

 

И какая из этих версий убедительнее? Кому как, но все эти теории может быть и не объясняют, но и не отменяют факта: слово Jeep было на слуху, и кто бы его ни изобрёл, им изначально назывались первые лёгкие армейские внедорожники.

 

Однако, как сейчас принято выражаться, «не запостил – не было!» Первый официально зарегистрированный «пост» со словом «джип», обозначающим то, что оно сейчас обозначает, зафиксирован в Washington Daily News. В феврале 1941 года, тест-­пилот Willys Ирвинг Хауссман взобрался на прототипе по ступенькам Капитолия в Вашингтоне.

 

Присутствовавшая при этом журналистка Катарина Хилльер поинтересовалась:

– ­Как называется эта машина?

– Это Jeep – ответил Ирвин, который слышал, как солдаты в Холаберд­-Кэмп уважительно называли этот автомобиль.

 

Статья Катарины Хилльер была опубликована 19 февраля 1941 года. Она сопровождалась фотографией с подписью: «…одна из новых разведывательных машин армии, известная как Jeep, взбирается вверх по ступенькам Капитолия». Статья претерпела множество републикаций, событие многократно реконструировалось... Пара вариантов представлена на фото из ewillys.com и scanningwwii.com:

 

А через год в опубликованном Словаре военного сленга Words of the Fighting Forces под редакцией Клинтона А. Сандерса было дано определение: «Jeep ­ полноприводный автомобиль массой от 500 кг до полутора тонн для разведки или другой военной службы. Термин, применяемый к автомобилям Bantam, а иногда и к другим автомашинам (U.S.A.) используемых в ВВС, службе связи и в бронетанковых войсках как командный автомобиль».

 

Как торговая марка слово Jeep было зарегистрировано 70 лет назад – 30 июня 1950 года. С этого момента вызывающие восторг автомобили Willys получили право называться джипами официально. Нарицательное прозвище Jeep стало именем собственным.

 

ЛЕГЕНДЫ О МОДЕЛЯХ

 

У каждой из моделей сегодняшней линейки Jeep своя история.

 

Самая легендарная из всех легенд Jeep – Willys MB – в 1987 году реинкарнировалась в образе Jeep Wrangler. Это прямой потомок перводжипа, продолжатель рода послевоенной линейки CJ (Civilian Jeep), обладатель всех возможных премий, наград и титулов. Самая почитаемая в мире икона внедорожья. В 2013 году с конвейера сошел миллионный Jeep Wrangler. С конца 2017 года модель выпускается в кузове JL, с 2021 года в версиях RUBICON 392 и 4xe (гибрид).

 (Первый Wrangler YJ, фото Jeep)

 

Самый популярный у нас Jeep Grand Cherokee своим рождением обязан внедорожнику Willys Station Wagon, построенному в 1949 году. Именно этот первый американский SUV считается прародителем сегодняшней легенды.

 

В 1962 году на смену Willys Wagon и Station Wagon пришел Jeep Wagoneer – первый премиум­-внедорожник в мировой автоистории. Кроме того, революционный Jeep Wagoneer стал первым в мире автомобилем 4х4, обладавшим независимой передней подвеской, автоматической трансмиссией и гид­равлическим усилителем руля…

 

В 1974 году Wagoneer переродился в Cherokee (впервые это имя получила двухдверная модификация Super Wagoneer, выпускавшаяся c 1963 по 1967 год). А в 1992 году в легендарном семействе на свет появился «малыш» Grand Cherokee…

 

Сегодняшний Гранд внедорожья – это уже пятое поколение модели в кузове WL 2021 года. А его не менее легендарный «папа» Cherokee в 2013 году доэволюционировался до кроссовера. 

 

В 2006 году в клане Jeep появился новый автомобиль – компакт­-SUV Compass, впервые в виде концепта блеснувший на Детройтском автосалоне в 2002 году. Продолжатель генеалогической ветви Willys Jeepster, который в 1948 году преподавался как «спортивный автомобиль, подходящий для женщин­-водителей и выпускников колледжей». На стапелях версия 2022 модельного года (фото Jeep).

 

А в 2014 году на той же ветке взрос самый молодой и самый миниатюрный на сегодняшний день Jeep – субкомпакт Renegade (так называлось одно из исполнений иконы Wrangler). В прошлом году омолодился, переодевшись в рестайлинговый кузов. Его легенда только начинается.

 

За всего­-то семь-­восемь десятков лет своей истории бренд Jeep и сам стал легендой и породил целую плеяду культовых моделей. При этом Jeep достаточно молод – для автомобильной марки это юношеский возраст. У него всё еще впереди! 

Материалы по теме

  • Jeep отзывает в России 2,5 тысячи внедорожников Cherokee и Commander
  • Jeep Compass уходит из России
  • Jeep Wrangler и Dodge Viper попали под отзыв в России
  • Jeep Cherokee уличен в неисправности
  • Jeep Renegade дебютировал в Новосибирске