2022 год начался достаточно спокойно на поле организации отзывных кампаний – с начала года по конец февраля зафиксировано лишь три отзыва на 13 200 авто. В прошлом году за январь-февраль было объявлено 10 отзывных кампаний, касающихся 155 715 легковых автомобилей. Росстандарт отмечает устойчивую тенденцию снижения количества направляемых на доработки транспортных средств.
В 2021 году согласовано 111 программ добровольного отзыва на 325 945 автомобилей. В 2020-м в рамках 146 кампаний было отозвано 648 965 единиц – почти в два раза больше. В 2019-м еще больше – 649 594 авто. Всего с 2017 года под отзывные программы в России попало 6 838 301 транспортное средство – около 16% национального автопарка.
Чем объясняется наблюдаемое снижение количества отзываемых на добровольный для производителей и бесплатный для потребителей ремонт автомобилей? Росстандарт считает, что одна из причин – это эффективность надзорных мероприятий и, в том числе реализуемая с 2018 года программа по натурным испытаниям, в которой поучаствовало уже 34 модели. А также повышение дистанционного контроля с введением электронных ОТТС (одобрений типов транспортных средств) в связке с системой ЭПТС (электронные паспорта транспортных средств). Это, по мнению Росстандарта, привело «к более ответственному подходу автопроизводителей к вопросам конструирования техники, соблюдения технологии ее производства и выбора поставщиков компонентов».
За что вообще отзывают автомобили? За несоответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». За что конкретно? В 2021 году большинство программ было связано с электросистемой и электронными системами автомобилей – 18 отзывных кампаний на 134 509 ед. (41,3% от общего количества отправленных на доработки автомобилей). 10 отзывных кампаний на 42 753 авто (13,1%) организованы по причине некорректной работы подушек безопасности. 3 отзывных кампании на 18 174 авто (5,6%) по топливной системе, 4 отзыва с участием 7 746 авто (2,4%) по подвеске…
Самые «жаркие» отзывы года организовал китайский автопром – Geely и Haval согласовали программы для 34 745 автомобилей с вероятным возникновением воспламенения. Самым массовым отзывом года оказалась программа Toyota и Lexus на 82 405 авто с возможной неисправностью системы обогрева форсунок омывателя. Всего же за год на счету Toyota 92 337 приглашенных на ремонт автомобилей в трех отзывных кампаниях. Рекордсмен года по количеству отзывов Mercedes-Benz – 13 программ на 1 818 авто.
В 2022 году количественные показатели отзывных кампаний, судя по всему, продолжат тренд на снижение. Впрочем, в июле ожидается всплеск отзывов – начнут действовать отложенные программы, связанные с оснащением авто системой вызова экстренных оперативных служб.
На начавшийся год Росстандартом запланирована организация передачи данных по отзывным кампаниям в систему электронных паспортов, информирование автовладельцев о реализуемых программах через портал Госуслуг.
«То, что столь значительная часть российского парка автомобилей попала под отзывы, по которым безвозмездно для автовладельцев могут быть устранены дефекты техники, говорит о формировании в России современного клиентоориентированного авторынка, – отметил заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов. – А цифровая трансформация этой сферы позволяет сделать ее еще более эффективной, упрощенной и удобной в части взаимодействия автопроизводителей с Росстандартом и информирования автовладельцев, что в итоге должно позволить приблизиться к стопроцентному устранению конструктивных нарушений в рамках отзывных программ».