Не только автомобили вступают в эру электрификации. В настоящее время набирает популярность такой альтернативный вид транспорта, как электровелосипед. Существуют и гибридные варианты, которые приводятся в движение как педалями, так и электричеством. Сердце такого транспортного средства — мотор-колесо. Как это работает?
Существует два типа мотор-колес: редукторные и безредукторные. Первые имеют почти максимальный КПД, так как сохраняют высокие обороты. Но все-таки потеря эффективности у мотора с редуктором наблюдается, поскольку трения не избежать. Системы без редуктора не понижают обороты двигателя. Следовательно, КПД у них не является постоянным и зависит от скорости. Такие системы конструктивно проще.
В 1995 году российский инженер Дмитрий Дуюнов приступил к работам и в результате создал первое и пока единственное в мире безредукторное асинхронное мотор-колесо.
Его основные преимущества:
Одним из опытных образцов Дуюнова стало мотор-колесо, установленное на скутер Irbis Grace. В ходе модернизации скутера стандартный ДВС был заменен на мотор Дуюнова, а вся электрика и системы управления — сохранены. Кроме того, был заменен задний маятник, а на рулевую часть добавлен рычаг для рекуперативного торможения.
Скутер стал более маневренным, легче трогался с места и выдавал приличную скорость — во время тестового заезда по проселочной дороге его удалось разогнать до 70 км/ч. Кульминацией испытаний, показавших мощность и выносливость электроскутера с мотор-колесом, стало то, что Irbis Grace удалось буксировать полуторатонную «Ниву».
Разработка Дуюнова вошла в топ передовых энергосберегающих технологий и в 2018 году удостоилась премии правительства Шаньдун (КНР) на бирже талантов (The 10th China Shandong Domestic and Overseas High-end Talents Exchange Fair). Двигатели по технологии Дуюнова DA-90S серийно выпускаются компанией Denzel.