На Алтай на седане

На Алтай на седане

26.04.2014

Алтай сочетает в себе неповторимую красоту и разнообразие ландшафтов с хорошей доступностью для любого опытного водителя на обычном надежном седане, без каких-либо внедорожных атрибутов. Мой опыт основывается на активных поездках за рулем двух седанов абсолютно разного класса и стиля жизни: Toyota Carina и Dodge Intrepid.

Алтай сочетает в себе неповторимую красоту и разнообразие ландшафтов с хорошей доступностью для любого опытного водителя на обычном надежном седане, без каких-либо внедорожных атрибутов. Мой опыт основывается на активных поездках за рулем двух седанов абсолютно разного класса и стиля жизни: Toyota Carina и Dodge Intrepid.

 

Самый простой вариант путешествия на Алтай — экспресс-знакомство в формате уик-энда. Через всю горную страну, с севера на юг до границы с Монголией, проложена отличная асфальтированная дорога М-52 «Чуйский тракт», и для первого раза достаточно просто проехать по ней от и до. Потом обязательно захочется вернуться, чтобы просто прокатиться по этой удивительно качественной дороге среди столь экзотических мест.

 

ВРЕМЯ СТАРТА

 

Если вы выезжаете из Новосибирска, то рекомендую стартовать не раньше полуночи с пятницы на субботу. До этого времени трасса вблизи города еще заполнена различными полуночниками, таксистами и фурами. Придется совершать маневры, тормозить и обгонять — а это не способствует ни душевному равновесию, ни экономии топлива. Ночная же трасса, наоборот, ровная и спокойная, максимально комфортная — конечно, если у вас чистые фары и вы поспали перед выездом хотя бы пару часов.

 

При равномерном ночном «полете» на комфортабельном седане вы проедете мимо Барнаула примерно через три часа после выезда из Новосибирска, еще через два минуете Бийск, и останется лишь полтора часа пути до границы Республики Алтай — страны высоких гор и чистых рек.

 

Ночная поездка на вышеописанном участке целесообразна еще и потому, что смотреть в этой степной зоне практически нечего, а вот дорогу в Горном Алтае просто необходимо пройти при дневном свете.

 

Если вы ехали ночь, то утром все-таки нужно чуть-чуть поспать. Рекомендую очень живописное место за деревней Черемшанка — есть удобный спуск к Катуни, можно съехать с трассы и покемарить в машине под шелест волн, перекатывающихся на порогах реки-хозяйки.

 

ПУТЬ  К  ВЕРШИНЕ

 

Отдохнув, можно ехать дальше. Первое время на дороге еще будут попадаться туристы, приехавшие на ближние алтайские базы, но после Усть-Семы их количество резко сходит на нет.

 

Дорога направляется вглубь Алтая, преодолевает перевалы Семинский и Чике-Таман, опасно петляет в районе Яломана, приводит к месту слияния рек Чуи и Катуни и уходит вверх по течению первой, незаметно забираясь все выше и выше. Через несколько часов спокойной езды вы проедете поселок Акташ, за которым по правую руку откроются вечноснежные вершины Северо-Чуйского хребта на фоне зеленых предгорий — зрелище поистине завораживающее.

 

На 840-м километре вам встретится самое большое на Алтае обоо — груда камней, сложенных у дороги, выше человеческого роста, куда путники постоянно подбрасывают новые валуны. И дальше Чуйская степь, до самой Монголии, только вот, чтобы попасть в приграничный поселок Ташанта, нужно взять пропуск в комендатуре райцентра Кош-Агач, расположенного на 887-м километре тракта.

 

Для получения пропуска не надо никаких сверхъестественных документов и виз — достаточно непросроченного общегражданского паспорта с действующей регистрацией. Фейсконтроль тоже не проводится. Ожидание пропуска растягивается не более чем на час. От Кош-Агача до Ташанты 50 километров ровнейшего асфальта, стрелой пересекающего выжженную горную степь. Поселок невелик, за шлагбаум вас не пропустят, и фактически, приехав туда, вы просто ставите в уме галочку — я здесь был!

 

ВАРИАНТЫ ОТХОДА

 

Обратный путь тоже крайне интересен, потому что вы увидите те же самые места, но с другой точки зрения, и они откроются новыми гранями. Кстати, интересный эффект: если по дороге туда постепенный монотонный подъем в гору почти незаметен, то на обратном пути будет казаться, будто дорога просто падает вниз.

 

Когда захочется отдохнуть, можно обратить внимание на мотели беззвездочного типа, которые являются хорошей альтернативой ночевке в машине или палатке. В Кош-Агаче это гостиница «Транзит», хозяин — улыбчивый казах, а в Акташе — мотель «787 км», хозяйка — приветливая русская.

 

Второй вариант чуть более комфортный, да и природа там — загляденье, а кош-агачский мотель расположен прямо в поселке и видами из окон не блещет. Но все-таки и там и там есть чистые простыни, замки на дверях и водопровод с канализацией. Нехитрый ужин можно разогреть в микроволновке, причем на гостиничных кухнях зачастую встречаются интересные соседи — автомобильные, пешие, байкеры, русские, иностранцы, — с которыми можно обменяться впечатлениями и узнать что-то о разных маршрутах.

 

ТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЕДЕШЬ

 

Все хорошее быстро заканчивается, вот и ознакомительный уик-энд плавно перешел в воскресную фазу, и надо возвращаться домой. Тут возможны варианты: либо сразу утром из гостиницы стартовать в обратный путь, либо полдня посвятить обозреванию местных красот, а назад ехать уже после обеда. Плюсы первого варианта: более раннее возвращение домой. Минусы: возвращение придется на самые оживленные часы: туристы, путешествующие в воскресенье с ближних алтайских баз, создадут на трассе нервозную обстановку и даже пробки.

 

Из этого вытекают плюсы второго варианта: дополнительное время на осмотр местных достопримечательностей и возвращение по пустынной ночной трассе. Но вернетесь уже ближе к утру, а ведь понедельник — день и без того тяжелый. В общем, плюсы и минусы взаимно противоположны, так что, в какое время положить руль на обратный курс, решать каждому отдельному водителю-индивидуалисту.

 

Неподалеку от Бийска есть отличный придорожный щит с надписью «Ты обязательно доедешь», так вот каждый просто обязан вернуться в добром здравии, чтобы, во-первых, рассказать, как там было хорошо, а во-вторых — чтобы поехать снова.

 

Вячеслав ШЕВЧЕНКО