Новосибирскому «Автомотоклубу» 40 лет!

Новосибирскому «Автомотоклубу» 40 лет!

28.12.2018

Автомотоспортивная общественность Новосибирска отмечает сразу несколько знаменательных дат: 40 лет новосибирскому «Автомотоклубу», 15 лет новосибирскому областному «Автомотоцентру» и ДЮСШ по техническим видам спорта. Первые две организации, их становление и развитие тесно связаны с именем Николая Владимировича Строганцева. Накануне празднования юбилея «Автомотоклуба» с ним встретился корреспондент издания «АВТОСОЮЗ».

Николай Владимирович, с чего все начиналось?

 

— Начиналось все в 1975 году. Я тогда работал на комбинате «Росторгмонтаж» и увлекался картингом. В те времена кружки юных конструкторов-картингистов в СССР росли как грибы после дождя. Вот тогда-то мы с Александром Макаровым и Владимиром Пьянковым и организовали «Картинг-клуб». В 1978 году меня пригласили в новосибирский Дворец пионеров, и «Картинг-клуб» стал его структурным подразделением. Этот год и считается годом основания «Автомотоклуба».

 

Клуб развивался, появились другие направления, и «Картинг-клуб» превратился сначала в «Спортавтоклуб», а затем в «Автомотоклуб». Тогда же у нас появились свои традиции: торжественный прием в члены клуба, своя клятва спортсмена, эмблема...

 

В 80-х годах и даже в начале 90-х ХХ века на наших областных соревнованиях собиралось до 22 команд (!) из Новосибирска и районов Новосибирской области, где были СЮТы и КЮТы. Не стоял в стороне и ДОСААФ. При этом специализированной трассы для картинга, как и для других видов автоспорта, в Новосибирске не было. Картингисты тренировались со вторника по пятницу на территории вещевого рынка, так называемой барахолки — тогда это торговое заведение работало в субботу и воскресенье — и на треке мотодрома областного ДОСААФ.

 

Тем не менее результаты привозили неплохие, вплоть до призовых мест на чемпионатах и первенствах СССР! Трижды спортсмены Новосибирска завоевывали первые места в чемпионате СССР по зимнему картингу. Трижды сборная команда Новосибирской области становилась чемпионом России по картингу (ШКГ).

 

За 20 лет выросли и тренерские кадры. Например, Анатолий Артаев (картинг), Валерий Клименков (автомногоборье). Я был тренером сборной команды России по картингу в течение 12 лет.

 

На барахолке и мотодроме проводили даже чемпионаты и первенства России и СССР, Всесоюзные традиционные соревнования на приз трижды Героя Советского Союза маршала авиации А. И. Покрышкина!

 

Но шло время. Перестройка победила, и барахолка начала работать постоянно, а тренерам пришлось «переквалифицироваться в управдомы». Постепенно закрылись кружки юных конструкторов-картингистов. Перестал поставлять карты и комплектующие к ним ДОСААФ. А на соревнования собирались те же 22, но уже гонщика, а не команды. Техническое творчество тихо загибалось…

 

— Об этом наши автомобильные журналисты тогда много писали, предлагали создать нормальные условия для развития технического творчества и технических видов спорта...

 

— И надо сказать, что голос журналистов и автомобильной общественности был все же услышан властями города и области. В 2003 году в Новосибирске были созданы сразу два учреждения, призванные готовить юных представителей технических видов спорта. Это муниципальная ДЮСШ по техническим видам спорта и областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Автомотоцентр».

 

ДЮСШ по ТВС, подчиняющаяся управлению по физической культуре и спорту мэрии Новосибирска, располагалась на Горской, там, где сейчас находится ДЮСШ по сноуборду. Второе учреждение управления образования администрации Новосибирской области (сейчас это министерство образования), являясь центром технического творчества детей и юношества, было призвано развивать техническое творчество и технические виды спорта в городах и районах нашей Новосибирской области. Под центр была отведена территория бывшей областной станции юных натуралистов по улице Юннатов, 72.

 

— И первым директором «Автомотоцентра» стал Николай Строганцев! И сразу же столкнулся с первыми проблемами: база, кадры…

 

— А главное — чем заниматься, какие виды авто- и мотоспорта развивать в условиях недостаточного финансирования? Тем не менее у нас заработали секции по разным направлениям авто- и мотоспорта, началось создание современной материально-технической базы, плоскостных сооружений — комплекса гоночных трасс.

 

Результаты появились сразу. Увеличилось число детей, занимающихся автоспортом, причем приток пошел и в другие сохранившиеся еще клубы и секции, в первую очередь в секции картинга. Этому также способствовало наличие в Новосибирске нескольких прокатных площадок этих микроавтомобильчиков. И многие ребятишки после прокатного картинга, естественно, приходили в секцию картинга «Автомотоцентра» и ДЮСШ по ТВС.

 

Тогда впервые вывезли «на Россию» наших автомногоборцев и даже призовое третье место в автоэстафете из Ейска привезли. А наши туристы, возглавляемые братьями Киселевыми, каждое лето совершали со своими воспитанниками автомотопробеги по районам Новосибирской области и по всей Сибири.

 

Многие спортсмены и тренеры поверили, что наконец-то забрезжил свет в конце длинного-предлинного туннеля…

 

А еще стали появляться секции в городах и селах нашей области.

 

— Конечно! Развивались и другие организации: ДЮСШ по ТВС, бердская СЮТ. Занимались дети и в объединении «Ретротехника», был готов проект музея техники. В 2006 году сдана первая очередь картодрома «Автомотоцентра» на улице Юннатов — трек и шоссейно-кольцевая трасса с твердым асфальтобетонным покрытием. В 2008 году началось проектирование комплекса гоночных трасс «Сибирское кольцо» у ТЭЦ-5. Но…

 

Грянул очередной кризис, и автоспорт стал его жертвой. И Николай Строганцев ушел с должности директора «Автомотоцентра»…

 

— Да, так совпало. Но тогда же я и мои товарищи воссоздали «Автомотоклуб» как общественную организацию. Сейчас он располагается по адресу Днепрогэсовская, 9. Облагораживаем территорию, развиваем нашу опробованную триаду: автомотоспорт — автомототуризм — ретротехника. Наших спортсменов и ретротехнистов новосибирцы могут видеть на многих общегородских мероприятиях и праздниках.

 

— То есть теперь все хорошо?

 

— Если честно, то, рассматривая сегодняшнюю ситуацию в автомотоспорте в целом и в картинге в частности, испытываешь двойственное чувство. С одной стороны, есть тренеры, есть место, где можно тренироваться картингистам, и не только им, работают «Автомотоцентр» и Центр технических, экстремальных и интеллектуальных видов спорта, есть секции в области…

 

А с другой — все планы по строительству в городе современной ДЮСШ по ТВС так и остались планами. Нет и самой школы, она вошла в вышеупомянутый центр…

 

— Тем не менее на областных соревнованиях по картингу спортсмены «Автомотоцентра» занимают первые места.

 

— Все так, но вот что настораживает: в областных соревнованиях по картингу этого года из шести представленных команд половина — от«Автомотоцентра». То есть фактически, получается, всего две команды из Новосибирской области и две из Кемеровской и Томской областей. Да и спортсменов на каждом этапе участвовало не больше 22.

 

Опять 22, как 20 лет назад?

 

— Да. Некоторые спортсмены выступали в разных классах. В этом нет ничего плохого, если регламент допускает, наоборот, даже здорово, что спортсмен разносторонен. Однако количество участников от этого не растет. И еще: в некоторых классах новосибирцев не было вообще! Для кого чемпионат?

 

Крайне мало картингистов из других городов и районов Новосибирской области. И тут вопрос уже к руководству новосибирского областного «Автомотоцентра»: сколько спортсменов-картингистов подготовлено в области, а не в городской секции «Автомотоцентра» за 15 лет? Сколько в селах и городах открыто секций картингистов? Сегодня только-только начали развитие секции в Ордынском и Карасуке, что-то непонятное в Бердске, хотя этот город всегда славился своими картингистами.

 

Еще одна проблема — картодром. Существующий не отвечает пока всем требованиям Комитета картинга РАФ к гоночным трассам. Тренироваться там можно, а вот полноценные соревнования по картингу не проведешь — не хватает 300 метров длины трассы, нет трибун и другой инфраструктуры. Нужны средства для его достройки, а их у министерства образования Новосибирской области нет. Кто-то скажет, что соревнования можно проводить. Да, можно, и даже их проводят, но пройти сертификацию и получить лицензию на использование этого картодрома в РАФ проблематично.

 

Но когда это кого-нибудь в нашем городе останавливало? На треке мотодрома областного совета РОСТО-ДОСААФ, предназначенном для соревнований по мотоспорту, в первую очередь спидвею, проводят всесибирские соревнования по трековым гонкам на автомобилях. А будущее «Сибирского кольца» вообще туманно.

 

Есть проблемы с приобретением техники. Не каждый родитель может купить своему ребенку карт или багги, сложно с техникой для секций, бензин взлетел в цене. Чтобы ребенок смог поучаствовать во всех этапах первенства России по картингу, надо запасти три миллиона рублей.

 

— То есть все печально?

 

— Конечно, нет! Правила соревнований по другим видам авто- и мотоспорта натолкнули нас на мысль, что можно проводить соревнования по картингу — шоссейно-кольцевые гонки — в так называемом моноклассе.

 

Во-первых, готовится несколько одинаковых картов одного класса. И спортсмены выступают только на них, как в автомногоборье, все на одинаковых автомобилях. Во-вторых, используется трековая система проведения соревнований со сменой дорожки, так, чтобы каждый мог сразиться с каждым на каждом карте.

 

Такая система проведения соревнований очень напоминает то, что мы наблюдаем в прокатном картинге. Она позволяет не только удешевить участие в соревнованиях для спортсменов (не надо тащить с собой карт) и уравнять их шансы на победу (главное здесь — твое мастерство), но и удешевить подготовку спортсменов и содержание секций картингистов.

 

При изготовлении микроавтомобиля используются те материалы, узлы и агрегаты, которые можно найти на местном рынке, и строят карты сами юные спортсмены-картингисты для себя. Тут мы развиваем не только автоспорт, но и техническое творчество. Секция картинга превращается в объединение конструкторов-картингистов. Технические виды спорта и техническое творчество здесь объединяются в одну систему.

 

Удешевление техники — примерно в четыре раза, — в свою очередь, дает толчок развитию картинга не только в Новосибирске, но и в районах области, снова делает картинг массовым видом спорта. Причем развивается не просто спорт, но и техническое творчество детей и молодежи.

 

Конечно, потребуется и создание плоскостных сооружений — трасс для тренировок. Здесь может подойти любая ровная площадка. В свое время в Бердске проводили соревнования по картингу в самом центре, на площади имени Горького.

 

— И что-то уже делается в этом направлении?

 

— Мы уже изготовили шесть картов, три багги, несколько единиц мототехники и проводим соревнования. Результаты хорошие, люди идут на эти соревнования. Комитет картинга РАФ, Новосибирское отделение РАФ и Российская автомобильная федерация поддерживают эту инициативу. Эту систему можно и нужно использовать для проведения соревнований по другим видам авто- и мотоспорта.

 

То есть все не так плохо! Картинг жив в Новосибирске и будет жить!

 

Владимир КОРБУТ

Материалы по теме

  • Команда «Автомотоцентра» стала серебряным призером всероссийских соревнований
  • Юные новосибирцы стали призерами всероссийского чемпионата по автомногоборью
  • Девушки рулят в автомногоборье
  • Завершился автомотопробег «Звездный рейд»
  • Завершился автомотопробег «Звездный рейд»