О чем скрипят тормоза

О чем скрипят тормоза

11.04.2018

Стал появляться свист при притормаживании? Циклический скрип, периодически прорезающийся при движении задним ходом? При интенсивном торможении заметен увод автомобиля в сторону даже на сухой дороге? Пора заглянуть за видимую сторону колес — туда, где колодки, диски, суппорты…

Вообще-то специалисты советуют не дожидаться скрипов, свистов и прочих шумов и осматривать тормозные механизмы хотя бы раз в полгода, пользуясь для этого удобным поводом сезонной переобувки. И на что стоит обращать внимание?

 

КОЛОДКИ

 

Во-первых, на толщину фрикционных накладок на тормозных колодках. Не все ведь автомобили снабжены системой оповещения о критическом износе колодок, не на всех машинках она работает… Если толщина меньше 3 мм — колодки пора менять.

 

А если ровно 3 мм? Все зависит от того, где, как и в каких условиях вы собираетесь доводить свои колодки до критического износа. И от вашей персональной манеры вождения. Сколько прошло с предыдущей замены? Не времени, а тысяч километров пробега. Кому-то и 10 тысяч хватает, чтобы источить накладки до металла, кому-то и 50 тысяч мало, чтобы послышался предупреждающий свист. Да и колодки колодкам рознь.

 

Если планируете дальнюю дорогу, да еще и по снегу или, того хуже, по лужам и бродам, горам и оврагам, стоит ли рисковать? Если работа — дом, дом — работа по гладким городским почищенным дорожкам, пожалуй, еще и потерпит. Но обязательно под контролем! Чересчур изношенная колодка, она ведь и диску навредить может. И когда дойдет до металла об металл, там уже и до поломки суппортов и других механизмов системы недалеко.

 

ДИСКИ

 

Тормозные диски — почти такой же расходный материал, как и колодки, и обратить внимание на их состояние не менее важно, чем на толщину колодки. Без камушков на дороге и твердых ингредиентов в коктейле накладки не обойтись, поэтому царапины и риски на металле неизбежны. Все дело в их глубине и количестве. Если вся рабочая поверхность диска — сплошная «пашня», то даже самой суперэффективной накладке колодки уцепиться будет не за что. Да и изотрется она о такой диск намного быстрее.

 

Так что как минимум надо бы такой запиленный диск подшлифовать. А лучше сменить: шлифовка ненамного дешевле нового диска и ненадолго продлевает его жизнь. Да и не всегда возможна. Видите «ступенечку» между краем диска и полем работы колодки? Это глубина износа диска. С оборотной стороны еще столько же. Сколько осталось? Достаточно ли этого для эффективноого и безопасного функционирования системы? Для каждой модели автомобиля свой норматив — поинтересуйтесь у своего дилера и примите правильное решение.

 

И при принятии решения стоит учитывать, чем опасен чересчур тонкий диск: при частых интенсивных торможениях его плоскость из-за нагрева может «повести», что приведет к возникновению вибраций и преждевременному выходу из строя других механизмов системы.

 

При осмотре диска нужно обратить внимание на цвет отполированной колодкой поверхности. Если он синюшный, с радужными переливами, то это говорит о том, что диск был перегрет. Что он мог изменить свои свойства, геометрию, на его рабочей поверхности могут быть невидимые трещины...

 

Уже заметили, что что-то шумит, скрипит, вибрирует? Тормозной путь удлинился… Значит, первые, геометрические последствия износа уже произошли и следующим пунктом стоит ждать…

 

Пожалуй, не стоит. Поврежденные диски необходимо как можно скорее заменить. Замена диска — операция несколько более сложная, чем обновление колодок. И если сменой колодок опытного автовладельца не испугаешь, с дисками сегодня, как правило, самостоятельно уже не борются. Где менять? Там же, где и в прошлый раз? Прежде чем принять решение, ознакомьтесь со следующим пунктом экспертизы тормозного механизма.

 

РАВНОМЕРНОСТЬ ИЗНОСА

 

Повнимательнее присмотритесь к тому, как именно истерся диск или съелась колодка. Характер износа может о многом поведать. О чем именно?

 

Например, неравномерность износа колодок может говорить об их неправильной установке.  Так зачем при выборе специалиста вновь обращаться туда, где не умеют этого правильно делать, где ставят под угрозу вашу безопасность и ввергают вас в лишние расходы (неравномерность — это еще и ускоренный износ)?

 

А если меняли сами и намерены продолжить эту практику? Тогда, чтобы не повторить ошибки, стоит обратить внимание на наличие или отсутствие специальных меток на колодках, которые указывают направление вращения колеса или сторону установки, — бывают «направленные» колодки.

 

Чтобы установить факт неравномерности износа диска, сделайте замеры в нескольких точках — на глаз это, как правило, не определяется. Если неравномерность установлена и тем более если в некоторых точках износ превышает критические параметры — диск однозначно нужно менять. Причем одноосной парой, даже если второй производит впечатление здорового.

 

БАРАБАНЫ

 

В барабанной тормозной системе колодки также необходимо менять по мере достижения минимально допустимой толщины фрикциона, определенной производителем. Неравномерный износ колодок слева и справа свидетельствует о наличии проблем в системе. Для подробного осмотра механизмов барабан требуется снять. В некоторых системах исходное рабочее положение колодок определяется автоматическим натяжителем. В этом случае важно убедиться в его работоспособности и подвижности всех механизмов.

 

Менять барабанные механизмы лучше в сборе. Времена наклепывания фрикционов на каркасы давно уже прошли…

 

В барабанной тормозной системе также возможно появление борозд или задиров. И также при истирании фрикционной части колодки ускоряется износ барабана. Тормозной барабан подлежит замене, если остаточная толщина его рабочей части достигла минимально допустимого уровня, определенного производителем. И, так же как и в дисковой системе, второй барабан той же оси тоже придется менять.

 

КОРРОЗИЯ

 

Коррозия и нарушение подвижности компонентов тормозной системы может блокировать движение колодок и привести к их неравномерному износу, шумам, вибрации и даже заклиниванию суппорта (дисковая система), закисанию пары «колодка — барабан» или тормозного цилиндра (барабанная тормозная система).

 

При осмотре суппорта необходимо очистить все компоненты от грязи и проверить смазку на направляющих болтах и местах перемещения колодки. Ее отсутствие приводит к преждевременному износу компонентов. Правда, у некоторых производителей не предусмотрено наличие смазки на направляющих. Касается ли это лично вас и вашего транспортного средства? Надо бы уточнить этот момент в вызывающем доверие источнике.

 

В барабанной тормозной системе аналогично нужно очистить все компоненты от грязи и пыли и убедиться в наличии смазки на механизмах или местах перемещения колодок. При коррозии на пружинах и других элементах системы их необходимо заменять новыми. Иначе пружина может сломаться или окончательно утратить свои свойства, что грозит ускоренным износом или заклиниванием пары «колодка — барабан».

 

ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ

 

При осмотре тормозной системы стоит обратить внимание на уровень тормозной жидкости в бачке. Снижение уровня указывает на большой износ колодок и дисков или барабанов либо на негерметичность гидравлической системы.

 

Хорошо бы, конечно, проверить жидкость специальным тестером, если есть такая возможность. Лишь измерение температуры кипения может дать правдивую информацию о состоянии тормозной жидкости. Если определенная влажная точка кипения окажется ниже минимально допустимого значения, тормозную жидкость необходимо заменить новой, даже если она менялась, как и положено, раз в два года.

 

СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ

 

При проверке тормозной системы также следует убедиться в исправности стояночного тормоза. Из-за нарушения его работоспособности может страдать и основная тормозная система — снижается эффективность задних механизмов.

 

Самой распространенной неисправностью считается растяжение тросов. Вполне возможно, что будет достаточно должным образом их отрегулировать. Но проблемы в работе стояночного тормоза могут свидетельствовать о коррозии и закисании тросов или нарушении подвижности связанных с ним механизмов задних тормозов. В этом случае стоит внимательно проверить все компоненты и при необходимости заменить их новыми.

 

ПРОВОДА ДАТЧИКОВ

 

Скорее всего, колодки с порванными проводами датчиков износа колодок перепутали местами при установке. Либо обрыв случился в результате механического повреждения в процессе эксплуатации, например на бездорожье. В таких случаях на панели приборов загорается сигнальная лампа или, наоборот, даже при срабатывании датчика износа водитель не увидит световой индикатор, предупреждающий о замене колодок. Последнее может привести к запредельному износу диска и колодок и вывести из строя другие элементы тормозной системы. Чтобы этого не случилось, колодки с поврежденными проводами или датчиками износа лучше заменить новым комплектом.

 

РЕЗОНАНС

 

Итак, все, что нужно, осмотрели. Все, что выявили, заменили. А скрипы не исчезли…

 

Значит, стоит проверить смежные компоненты подвески и рулевого управления. По отдельности компоненты системы могут и не шуметь. Но когда в разных местах понемногу накапливается износ, начинают вибрировать и вступают в резонанс сразу несколько деталей — тормозная система «звучит» в полную силу. Это могут быть колодки, диск, тяги, сайлентблоки, стойки стабилизатора и даже амортизатор.

 

Поэтому при возникновении шума необходим осмотр всех смежных компонентов. Менять колодки, диски или другие элементы системы следует только после проверки всего тормозного механизма и выявления всех дефектов, причин шума. Например, шум могут вызвать перетянутые гайки на колесах. В результате перетяжки «поведет» диск, появятся биения...

 

Или если поставить новую деталь на неисправный механизм. Система вряд ли будет хорошо работать. Кстати, любопытное наблюдение от специалистов: если одну и ту же колодку поставить на разные автомобили, на одном она может вести себя идеально, а на другом — вступать в резонанс с остальными деталями.

 

В общем, не стоит игнорировать только-только появившийся посторонний шум, возникающий при нажатии на педаль тормоза. Даже если это всего лишь застрявший между диском и колодкой камушек, его удаление продлит жизнь как минимум диску. Но все может оказаться куда серьезнее. И чем раньше принять меры, тем лучше для вашей безопасности и вашего благосостояния.

 

Материал подготовлен при участии специалистов учебно-консультационного центра Bosch.

Материалы по теме

  • Обзор рынков дизельных автомобилей
  • 111 лет свечам зажигания Bosch
  • Bosch делает вождение более безопасным
  • ЕЭС обязал производителей оснащать мотоциклы системой ABS
  • 100 лет производству генераторов Bosch