"Паленое" топливо: симптомы и рекомендации

"Паленое" топливо: симптомы и рекомендации

16.02.2012

Что делать, если в бак автомобиля попало «паленое» топливо? Как определить, что причина потери автомобилем заявленных эксплуатационных характеристик именно в горючем? Как уберечь автомобиль от серьезных поломок, а себя от неоправданных расходов на ремонт в этом случае?

Что делать, если в бак автомобиля попало «паленое» топливо? Как определить, что причина потери автомобилем заявленных эксплуатационных характеристик именно в горючем? Как уберечь автомобиль от серьезных поломок, а себя от неоправданных расходов на ремонт в этом случае?

 

СИМПТОМЫ

 

После очередной заправки вы вдруг замечаете, что автомобиль как-то вяло реагирует на ваши попытки ехать в привычном режиме — разгоняется медленно, неохотно, как будто боится высоких оборотов, и очень болезненно реагирует на резкие маневры, требующие поддержки мощностью двигателя.

 

На первом десятке километров после пополнения бака становится заметной детонация (автомобиль потряхивает без видимых на то причин), двигатель работает жестче, возможно даже появление посторонних металлических шумов под капотом. Километров через сто тяга двигателя ухудшается настолько, что это становится заметным даже неопытному водителю. Настолько, что без видимых причин можно просто-напросто заглохнуть посреди дороги в самом неподходящем, по закону подлости, месте и при этом в плотном потоке, что также не доставит радости ни вам, ни соучастникам дорожного движения.

 

Появляется неприятный, очень неприятный запах сероводорода. Сначала слабенький, потом насыщенный. Сначала в выхлопе, потом уже и в салоне. Становится проблематичным пуск двигателя. Надо спешить на работу и позади уже вторая попытка запуска, но двигатель оживать почему-то никак не желает.

 

Что делать? Немедленно ехать на СТО, которому доверяете, или к своему дилеру, если автомобиль гарантийный. В противном случае вы все равно поедете к нему, но уже на эвакуаторе.

 

Но сначала вы удивитесь, что повернули ключ на выключение зажигания, а двигатель продолжает работать (калильное зажигание, характерное для умирающих от непосильного нагара свечей). Что нажимаете педаль газа, а автомобиль почему-то не разгоняется, а совсем даже наоборот — двигатель глохнет, и машина какое-то время движется просто по инерции, причем с неработающим ГУРом, что особенно «приятно». Что давно уже горит и никак не гаснет табло контроля работы системы управления двигателем (check engine)…

 

ДЕЙСТВИЯ

 

Павел Карпенко, генеральный директор компании «Новосибирск Авто»:

— Массовый выброс на рынок «левого» горючего происходит, как правило, в межсезонье — осенью и весной. Отдельные партии распространяются зимой и летом. И, к сожалению, от заправки некачественным топливом пока не застрахован никто. Но подстраховаться от нанесения автомобилю серьезного ущерба может каждый.

 

При обнаружении симптомов отравления двигателя некондиционным топливом следует немедленно обратиться к специалисту СТО. Что при этом происходит дальше, расскажу на примере нашей СТО — компании «Новосибирск Авто». О порядке действий на других станциях судить не берусь.

Итак, вы излагаете свои подозрения специалисту, тот назначает диагностику двигателя, выпускной и топливной системы, системы зажигания. По характеру поражений, обнаруженных в автомобиле, ставится диагноз и назначается «лечение». Что делать ясно, но кто виноват? Кто за это будет платить? Предполагается причина возникновения неисправностей, которая может как подтвердить, так и опровергнуть ваши подозрения. Предположим, версия специалиста — двигатель накормили чем-то неудобоваримым. В этом случае пострадавшему автомобилисту предлагается сделать анализ топлива.

 

Если автомобиль наш профильный (Chevrolet, Opel, Cadillac, любой другой марки General Motors), расходы на экспертизу — а это 4,5 тысячи рублей — мы берем на себя. Если непрофильный — а брендовых ограничений по лечению автомобилей на нашем СТО нет, — подсказываем, куда, как обратиться и как при этом действовать, оказываем консультационную помощь. Ну и, разумеется, впоследствии производим ремонтные и профилактические работы, если автовладелец того пожелает.

 

В Новосибирске есть лаборатория, которая делает экспертизу в течение 2,5—3 часов. По результатам анализа выдается заключение по составу топлива — что в нем находится, насколько оно соответствует ГОСТу. При описанных выше симптомах и правильно установленном диагнозе в 90% случаев независимая экспертиза подтверждает: да, в баке топливо, не соответствующее ГОСТу.

 

С этим заключением и с сохранившимся чеком можно смело отправляться на заправку, отравившую ваш автомобиль некондицией, и требовать свои деньги обратно. После того как мы создали ряд прецедентов на эту тему — отдают без особых проблем.

 

ЦЕНА ВОПРОСА

 

Но суммы эти несопоставимы с теми, которые придется выложить за восстановление автомобиля. Даже если взять по минимуму: заменить свечи (а они первыми принимают удар на себя) — от 200 до 1500 рублей за штуку, катализатор — 25—30 тысяч рублей (а в современных автомобилях, соответствующих нормам «Евро-3», «Евро-4», бывает и два катализатора, и оба выходят из строя…). Сразу умирают кислородные датчики — в среднем тысячи по три с половиной рублей за штуку. Уже тысяч 35—40 набегает.

 

Кто платит? За владельца нашего профильного автомобиля изначально платим мы. И за экспертизу, и за запчасти и расходные материалы, и за ремонт. И потом возвращаем эти деньги по предъявленной к недобросовестному заправщику претензии. Наш клиент избавлен и от этой волокиты, и от расходов на восстановление работоспособности автомобиля.

 

С владельцами моделей, которые мы считаем «непрофильными» для нашего автоцентра, на нашей СТО порядок действия немного другой. Как уже говорилось, мы подсказываем, где и как пройти экспертизу топлива, но не оплачиваем эту операцию. Мы выполняем весь необходимый комплекс работ по профилактике, по диагностике свечей, по промывке форсунок и топливной системы, замене топливных фильтров и т.д. Но это все делается за счет клиента. Тем не менее при наличии кассового чека с заправки, заключения независимой экспертизы, нашего заказ-наряда есть все основания обратиться к владельцу заправки и требовать компенсации ущерба. В крайнем случае придется требовать понесенные затраты через суд, но, как правило, до суда дело не доходит, деньги возвращают — такие случаи есть.

 

ВСКРЫТИЕ ПОКАЖЕТ…

 

Некондиционное топливо может иметь разное происхождение. Самые простые и поэтому распространенные способы создать продукт, не соответствующий ГОСТу, — это с помощью тетраэтилсвинца поднять октановое число самого дешевого бензина до уровня самого расхожего. И с помощью присадок превратить обыкновенную солярку в зимнее «евродизтопливо». Результат от таких действий тоже может быть самый разный — смотря для кого, но для автомобиля он однозначно плачевный. Об этом и поговорим. О том, что мы наблюдаем при диагностике систем автомобиля, прибывшего на нашу СТО с подозрением на заправку некачественным топливом.

 

Присадки при сгорании образуют нагар на свечах зажигания. Если речь идет о тетраэтилсвинце, нагар этот буро-красного цвета. Но неприятен он не своим цветом, а тем, что мешает правильно работать свече. Искра идет не по электроду, а распыляется по всей покрытой нагаром площади металлической оправы. В конце концов такую свечу пробивает по электроду, и она выходит из строя.Искра в цилиндре исчезает, бортовой компьютер сигнализирует check engine, диагностика показывает «ошибку в воспламенении в неопределенных цилиндрах». Чисткой такую свечу не восстановить — она пробита.

 

Если игнорировать загорание табло check engine и продолжать эксплуатировать автомобиль, то в данном случае можно загубить и высоковольтные провода, и катушки зажигания… Из-за детонации может быть разрушение поршневых перегородок в блоке цилиндров двигателя, самих поршней, колец…Эти же присадки при сгорании образуют нагар на впускных и выпускных клапанах. Нагар образуется очень сильный, если он попадет под клапан, то тот может прогореть. Случаи такие известны.

 

Продуктами сгорания некондиционного топлива засоряется выпускной коллектор. Замены коллектора не требуется, но работ по его снятию, чистке, установке довольно много.Засоряется и выходит из строя катализатор. Соты катализатора забиваются продуктами сгорания так плотно, что выхлопным газам в конце концов становится некуда выходить — движок перестает «тянуть».

 

Демонтировали такой катализатор из выпускной системы, смотрели — тыльная сторона передней части плотно покрыта толстым налетом цвета ржавчины. Чистить бесполезно — однозначно на замену. Еще одна беда, которая приключается с катализатором при переваривании некачественного бензина, — генерирование сероводорода. «Паленый» бензин, он ведь не только по присадкам бывает некондиционным, он, как правило, отличается и повышенным содержанием серы. А при сгорании бензина образуется от трех до пяти процентов воды…О возможных проблемах в выпускной системе сигнализирует и рыжий налет на выхлопной трубе.

 

Страдает от присадок и топливная система, вплоть до того, что может выйти из строя топливный насос. На крыльчатке появляется осадок — возможно заклинивание агрегата. Окисляются контакты, появляются токопроводящие дорожки на корпусе насоса, возможно замыкание… Даже если этого пока не произошло, топливную систему все равно надо промывать — присадки и продукты их реакции с окружающей средой сами по себе никуда не денутся.

Короче говоря, «неправильное» топливо может вывести из строя электронику, систему зажигания, двигатель, выпускную систему, топливную систему. Тяжесть последствий зависит от времени воздействия вредоносного фактора на организм автомобиля.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Итак, на основании всего вышеизложенного можно сформулировать рекомендации автовладельцам, как защитить свой автомобиль от нанесения серьезного ущерба при заправке неправильным топливом и как защитить свой карман от неоправданных расходов:

  1. При заправке требуйте постановки печати на кассовый чек. Это документ, который может вам понадобиться.

  2. Сохраняйте чек как минимум до следующей заправки.

  3. После очередной заправки прислушивайтесь к работе двигателя, обратите внимание на динамические свойства автомобиля.

  4. При возникновении подозрений на наличие в баке некондиционного топлива немедленно отправляйтесь на СТО.

  5. Ни в коем случае для облегчения работы двигателя не дозаправляться по пути — вероятность доказать некондицию при этом снижается до нуля.

  6. Требуйте проведения экспертизы топлива — это поможет вернуть вам деньги и за «паленое» горючее, и за ремонт, и за саму экспертизу.

И помните: чем раньше обратить внимание на появление симптомов «отравления» двигателя, чем раньше начать лечение, тем больше вероятности избежать тяжких последствий.

 

Сергей СОКОЛОВ

Материалы по теме