Первооткрыватели России

Первооткрыватели России

15.08.2016

В первых числах августа в Новосибирск прибыли участники рекордного автомарафона «Сокровенная Россия. 35 000 километров открытий со SKODA».

В первых числах августа в Новосибирск прибыли участники рекордного автомарафона «Сокровенная Россия. 35 000 километров открытий со SKODA».

Марафонцы стартовали 20 июня из приграничного с Норвегией Никеля, конечная точка – Магадан в последний день лета. Поставлены сразу две амбициозные цели: пройти самым протяженным в мире незакольцованным автомаршрутом, достойным упоминания в Книге рекордов Гиннесса, и создать путеводитель по скрытым от глаз обычного туриста достопримечательностям.

 

Встречали будущих рекордсменов у новосибирского дилерского центра SKODA компании «Альт-Парк». Возглавил марафон известный тележурналист Андрей Леонтьев, брутальный колоритный первопроходец, уже совершивший за 180 часов беспрецедентный пробег от португальского мыса Рока до Магадана. Беседуя с Андреем, легко представить его на борту исландского драккара или одной из магеллановых каравелл.

 

Андрей с партнерами не первый год работает над популяризацией российской глубинки. В этом сезоне, по его словам, наблюдается повышенный спрос на внутренний туризм - «тренд нас догнал». Накопленная им за эти годы информация позволила выполнить первую часть работы – сделать путеводитель о тех памятниках России, которые во всех смыслах слова остаются сегодня в тени. Надежными партнерами стали концерн SKODA и «Русское географическое общество».

 

Среди вновь открытых жемчужин России Леонтьев отметил, к примеру, Кольскую сверхглубокую  скважину (12262 метра). «Когда стоишь над рукотворной бездной глубиной больше двенадцати километров и видишь разлетевшиеся вокруг скважины пожелтевшие старые документы, понимаешь, что на самом деле это трагедия, трагедия целого поколения, которое потратило 22 года на чистую науку без практического применения, - рассказывал журналист. - И это все ощущаешь, стоя на этом месте, до дрожи, до вибрации». Еще одно «место силы» – село Черкасское, старая казачья столица, где родился атаман Платов. На стенах черкасского собора до сих пор висят настоящие цепи, в которых был закован Стенька Разин.  

 

Третий пример – усадьба Высокое, здесь жил Грибоедов, собирал наброски для своего «Горя от ума». Уникальный архитектурный комплекс, расписанный самим Бенуа и совершенно заброшенный. Последним владельцем усадьбы был граф Шереметьев, который поднял на профессиональный уровень пожарное дело в России. Он сколотил из своих крестьян команду в тысячу человек, обул, одел, оснастил английским оборудованием. Скупил по окрестностям заброшенные дома, сам их поджигал и устраивал учения. В этой усадьбе в конце 19 века уже были электричество, водопровод, канализация, телеграф и телефон – тот набор удобств, которого не было даже в Москве и Петербурге. «Помните Булгакова – «Записки юного врача»? – увлеченно повествовал Леонтьев. - Ночью там к автору приходит человек в шлеме римского легионера – тот самый пожарный из села Высокого. Булгаков проходил практику совсем рядом с Высоким. Это реальный случай, крестьяне очень гордились своей пожарной формой и практически не снимали ее».

 

Путешественники стараются избегать съемок в городах-миллионниках, так как каждый город – это отдельная история. Что же касается Новосибирска и области, то Леонтьев очень хотел сделать сюжет об одних «замечательных мужиках», которые живут тут в 160 километрах от областного центра и делают лодки-долбленки. Но, к сожалению, мужики после тяжких трудов вышли в астрал и теперь придется ждать, пока они оттуда вернутся, теперь уже, видимо, в следующий раз.

 

На вопрос, что больше всего поразило в ходе путешествия, ньюсмейкер ответил, что лично его - «Не очень позитивная российская наивность, Она бывает такой правильной, хорошей, доброй, А бывает с негативным оттенком. Например, едем, видим объявление – продажа афросибирских страусов. Что это за афросибирский страус? В валенках, ушанке, курит и смешно матерится? Вот такого ежедневного бреда хватает. На самом деле, иногда смотришь и даже начинаешь грустить».

 

Экспедиция проходит на автомобилях SKODA Yeti – самом подходящем для этих целей транспортном средстве из модельной линейки чешского бренда.

Из очевидных плюсов кроссовера SKODA Леонтьев назвал «приличный дорожный просвет и совершенно потрясающую энергоемкую подвеску. С одной стороны, комфортную, с другой – достаточно жесткую, чтобы проглатывать ямы и не раскачивать машину. В этом смысле машина очень правильно настроена. Она собрана из всего лучшего, что умеет делать SKODA и достаточно надежна, чтоб проехать Россию без проблем.

 

По словам участников экспедиции, машины они специально не тюнинговали. Это принципиальное условие. «В России нужно и можно ездить на том, что есть», - этот слоган, наверное, можно считать психологической установкой путешественников.

 

В ходе предыдущих экспедиций путешественники заезжали за 73-ю параллель,  добирались до Тикси, до Чукотки, до моря Лаптевых и поняли, что ничего более надежного, чем серийный автомобиль, не существует. «Внося изменения в автомобиль, мы ухудшаем качество и уменьшаем его ресурс. Создавая «уникальную» машину для уникальных условий, мы вносим дополнительное неизвестное в уравнение: доедем – не доедем. Возможности, заложенные в серийный автомобиль, стандартный пользователь не раскрывает даже на 50 процентов», - изложил свою позицию Леонтьев.

 

Когда речь идет об автопробеге, то первая коннотация – это «Золотой теленок», «ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству». Со времени написания великого романа прошло 85 лет, но, как легко можно убедиться, в России до сих пор и того и другого предостаточно. Как поведал ньюсмейкер проекта, в каждом регионе есть и хорошие и плохие дороги. Убогие проселки соседствуют с шикарными автобанами. Хотя за последние семь-восемь лет дороги стали лучше. Но другое дело, что улучшающееся качество дорог не всегда влечет за собой улучшение инфраструктуры. Путешественникам постоянно приходилось искать то бензоколонку, то туалет, то столовую. Даже в европейской части России есть места, где по 150 километров нет ни заправки, ни мобильной связи.

 

Маршрут выстроен достаточно жестко, иначе в процессе путешествия все просто «поплывет». К тому же автомарафонцы не могут закольцевать свой маршрут, проехать по одному и тому же месту два раза, иначе это будет уже не рекорд. Но если они случайно узнают, что в радиусе 20-30 километров есть что-то особенно интересное, конечно, сворачивают туда.

 

Логическим итогом путешествия обязательно станет путеводитель. Онлайн или бумажный – пока никто не знает.

 

Сергей БЕСЕДИН