Региональная автовыствака: за и против

Региональная автовыствака: за и против

13.08.2012

Летний автомобильный сезон в Новосибирске ознаменовался сразу двумя автовыставками: двадцать вторым «Автосибом» и пятой дилерской выставкой в День города. По количеству автовыставок на одного посетителя мы опередили всю планету. А по качеству?

Летний автомобильный сезон в Новосибирске ознаменовался сразу двумя автовыставками: двадцать вторым «Автосибом» и пятой дилерской выставкой в День города. По количеству автовыставок на одного посетителя мы опередили всю планету. А по качеству?

 

ПЕРВЫЙ БЛИН?

 

Отношение к «Автосибу» у новосибирских автодилеров сформировалось давно: неадекватный оказываемым услугам прайс на участие, отсутствие целевой аудитории, неспособность организаторов к формированию должного имиджевого эффекта. Почти каждый из ветеранов нынешнего автодилерского сообщества хотя бы раз покупался на посулы устроителей, однако второй раз на одни и те же грабли наступать, как правило, уже отказывался (есть исключения, но об этом ниже). Понятно, что двадцать вторые грабли для дилеров обладают весьма малой привлекательностью. А без автомобилей шанс вообще навсегда провалить мероприятие организаторам выставки рисовался стопроцентным. Надо было изобрести что-то неординарное, чтобы провалить его с автомобилями.

 

И креатив сработал! Оказывается, это у нас не 22-я по счету и уже давно никому не нужная выставка-ярмарка, а не иначе как Первый сибирский автосалон. Чем он отличается от того, что было? Ну как же, впервые же проводится в новом выставочном комплексе, впервые планируется массовое участие дилеров. Детройт, конечно, не затмим, но только потому, что салон-то у нас первый, дайте время…

 

В общем, правдами-неправдами выставочный зал, предназначенный для демонстрации транспортных средств, автомобилями заставили. И что получилось?

 

А ничего хорошего! На обширных площадях современного выставочного комплекса убожество организационных потуг стало еще заметнее, чем на паре десятков ранее проведенных отраслевых выставок в родных пенатах «Сибирской ярмарки». Раньше хоть было ощущение маленького, но праздника, сейчас же — серость и уныние… Небольшое оживление из официальных лиц и экспонентов в день открытия и большие претензии к организаторам в остальные выставочные дни: а где обещанный народ-то?

 

Знаете, какой у нас, у прессы, объективный признак посещаемости мероприятия? Когда фотографировать невозможно: машинки постоянно под вниманием посетителей, и можно часами безуспешно дожидаться «чистого плана» в объективе. И в конце концов добиваться у организаторов специального часа прессы (пока посетителей нет), не говоря уже о днях прессы, как бывает на приличных автосалонах. А тут никаких проблем: фотографируй — не хочу! И редкий прохожий нечаянно долетит до середины кадра…

 

Может быть, смотреть было нечего? Может быть, ничего особо нового сами же дилеры и не привезли на выставку? Как раз наоборот! У нас в Новосибирске на этом самом «Автосибе» в кои-то веки состоялся ряд премьер российского масштаба: впервые официально был показан Chevrolet Malibu! Но эта сенсация осталась без внимания тех, кто обязан был трубить об этом на весь мегаполис. Впервые на широкой российской публике демонстрировался хэтчбек Chevrolet Aveo, но и об этом молчок… К нам на выставку доставили уникальный Volkswagen Passat EcoFuel, региональные публичные дебюты пережили самые свежие новинки BMW, Jaguar, Opel, Citroen, Hyundai, KIA, UAZ… Блистательно дебютировал будущий бестселлер первичного рынка Lada Largus. Но… Можно ли называть все эти премьеры и показы публичными, когда публики-то практически и не было? Да и откуда ей было взяться, если ее, публику, никто не звал? Если тем, кто вопреки всему пытался интересоваться «Автосибом», внушали, что там самое главное — это Marussia и прочая автоэкзотика, не имеющая практического применения для массового автовладельца.

 

Может быть, виной всему безынициативность самих дилеров? Обычно, когда по окончании выставок экспоненты пытаются предъявить претензии организаторам на тему вложенных в отсутствие результата средств, причем немаленьких, те бумерангом эти претензии возвращают: «Вы сами ничего не делали, поэтому ничего и не получили. А те, кто постарались, очень даже в выигрыше».

 

Но и этот довод неубедителен. Силами «Сибтрансавто-Новосибирск» при поддержке производителя был роскошно оформлен стенд Chevrolet. Как всегда, очень прилично смотрелся стенд Lada компании «Автоцентр» (и тоже при поддержке автозавода). На этом же экспополе практически в режиме нон-стоп творилась яркая шоу-программа. Напротив за внимание посетителей боролся — и весьма интересно — крупнейший мультидилер региона «МАКС Моторс».

 

Но и на этот раз, как и в предыдущие годы, и у шибко постаравшихся, и у тех, кто ошибочно полагал, что платит не только за квадратные метры аренды непосещаемых площадей, результаты были примерно равны. Примерно равны нулю, если говорить о состоявшихся контактах и заключенных контрактах. Хотя и здесь есть исключения — и, кстати, те же самые, что и в традиционности участия: пользуясь постоянной поддержкой производителя, почти постоянно участвует в «Автосибе» Lada. И результатами «Первого автосалона» представлявший самый популярный на нашем первичном рынке бренд весьма удовлетворен. Не расстроен и еще один представитель отечественного автопрома — «УАЗ Центр».

 

Остальные дилеры в большинстве своем сходятся во мнении, что для них этот псевдоавтосалон стал не первым, а последним. Спасибо организаторам, они очень постарались, чтобы оставить столицу Сибири без настоящего автошоу. Впрочем, своих-то сиюминутных целей они достигли.

 

Ну что это все о дилерах и автомобилях, автобизнес же не только на новых моделях строится. Но в околоавтомобильном зале не удалось поговорить ни с кем, кто оказывал бы реальное влияние на региональный рынок оборудования, запчастей, расходных материалов, аксессуаров… Встретился знакомый представитель автосервиса, но не среди экспонентов, а в качестве посетителя: «Как-то тухленько. Ничего нового. В прошлом году и то поинтереснее было. Хорошо, что отказался участвовать на этот раз».

 

Так, может быть, нынешний «Автосиб» понравился посетителям? Увы, искренних восторженных отзывов собрать не удалось.

 

Посетители платили за шоу, но не получили его. Участники платили за рекламу, за внимание посетителей, за имидж, но не получили ни того, ни другого, ни третьего. Вывод: такая выставка не нужна никому. Кроме организаторов, конечно.

 

«АВТОСИБ»

 

ЗА:

— столице Сибири нужно автошоу

 

ПРОТИВ:

— устаревший формат

— неудобное расположение выставочного комплекса

— непродуктивный график работы

— неоправданно высокая плата за участие

— организационные провалы

 

 

ЭВОЛЮЦИЯ ДЕГРАДАЦИИ

 

Тот организационный позор, который творился в День города на площади Свердлова, и выставкой-то назвать нельзя. Если бы не две патриотические дилерские компании — «Патриот Авто» и «Сибтрансавто-Новосибирск», устроившие настоящий праздник, каждая в честь своего десятилетия, то о мероприятии и сказать-то было бы нечего.

 

Компания «Патриот Авто», официальный дилер Peugeot в Новосибирске, выстроила свои новинки вдоль ею же заложенной аллеи звезд, посвященной звездным моделям Peugeot, девушки-модели концентрировали внимание прохожих на стенде «Патриот Авто», превращая случайных зрителей в посетителей выставки.

 

На эту выставку, к сожалению, публику тоже никто не приглашал — в задачи организаторов это не входило. В результате свидетелями провала стали случайные прохожие, плюс поделился своими клиентами с дилерским сообществом салон Opel — Chevrolet компании «Сибтрансавто-Новосибирск», позвав своих покупателей на площадь Свердлова для участия в традиционном розыгрыше автомобиля, на этот раз посвященном собственному 10-летнему юбилею.

 

Как всегда, «Сибтрансавто» представил самую масштабную экспозицию автомобилей, выстроив полные модельные линейки Opel, Chevrolet и Chance. Отметились на выставке и «Альт-Парк» с коллекцией автомобилей Skoda, «Авто Сити» с линейкой Citroen, «УАЗ Центр» с конвейерными и тюнингованными версиями внедорожников. И мультидилеры «МАКС Моторс», «Автомир-Новосибирск», «Автоцентр», «Сармат». И некоторые другие участники неорганизованного мероприятия.

 

Но должного внимания к своим моделям не получил никто.

 

Так плохо дилерская выставка не организовывалась еще никогда. Можно ли хуже? Пока неизвестно. В отличие от «автосалона» у дилерского формата автошоу есть потенциал, который пока что бездарно растрачивается на протяжении всех пяти лет проведения акции. Но даже этой целенаправленной работой по удушению выставки вряд ли можно окончательно ее загубить. Шоу должно продолжаться!

 

АВТОВЫСТАВКА В ДЕНЬ ГОРОДА

 

ЗА:

— городу нужно автошоу

— некоммерческое мероприятие

— огромный потенциал

 

ПРОТИВ:

— бездарная организация

— неэффективный формат

 

 

 

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

 

Вопрос о целесообразности проведения региональных автовыставок остро встал в разгар кризиса — в 2009 году. Меня в качестве эксперта приглашали в города Сибири на всевозможные совещания, заседания, круглые столы, связанные с обсуждаемой тематикой. Тогда-то мое внутреннее отношение к выставкам и оформилось в слова, которыми готов поделиться.

 

Лично я пришел к выводу, что формат автосалона в нестоличных регионах бесперспективен. Почему? Такая форма продвижения товара, как выставка-ярмарка, давно изжила себя. Средства массовой информации на представление товара целевой аудитории и знакомство клиентов с продавцами работают гораздо эффективнее каравана нижегородских купцов. А с развитием в арсенале СМИ такого мощного инструмента, как Интернет, коммуникативная ценность выставок и вовсе девальвировалась.

 

А как же Детройт, Париж, Москва? Здесь другое: здесь о себе заявляют не продавцы товара, а его производители. Здесь вершатся мировые и континентальные премьеры, через эти точки производители выходят на локальные рынки. Можно, конечно, было бы обойтись и без этих автосалонов, но такого сконцентрированного внимания СМИ и мировой общественности, какое организовано на этих автошоу, не может пока предложить ни один другой способ продвижения автотовара. И, заметьте, самые вкусные новинки тщательно скрывают от прессы до момента их презентации — посетители выставки должны увидеть это первыми. Отсюда и очевидный смысл и посетить, и показать — гарантированно увидят и стопроцентно раструбят на весь мир.

 

То есть, выставка имеет смысл, если она хоть чем-то интересна производителям: своим PR и рекламным потенциалом, той аудиторией, которую она соберет, тем рынком, ворота на который она открывает. Московский автосалон интересен: это выход на один из самых бурно развивающихся рынков и пресс-внимание всей России. Сибирский автосалон…

 

Я патриот родного региона, но прекрасно понимаю, что Новосибирск не является столицей локального рынка, хотя его частенько и называют столицей Сибири. На наш региональный рынок производитель уже вышел через Москву, зачем ему повторять затраты в одном из самых малопокупающих регионов? Новосибирск с его долей 1,2% от российского рынка на карте глобальных интересов производителя вряд ли виден даже под микроскопом. Может быть, и обидно, но это факт. И никогда мы здесь не сможем даже хотя бы приблизиться к десятке популярнейших автосалонов мира: мы тут ничего автомобильного не производим и практически ничего не потребляем (в глобальном масштабе). Зачем нам автосалон?

 

Так что всех собак спускать на организаторов «Автосиба» некорректно. Они не виноваты в том, что наш регион развивается не так бурно, как, например, пекинский регион — там тоже есть автовыставка, и ей столько же лет истории, сколько новосибирской, вот только сегодня Пекинский автосалон, 12-й по счету (проводится раз в два года), один из сильнейших в мире, а наш 22-й…

 

Итак, выставка в формате «автосалон» для нас бесперспективна. И дело не в названии и далеко не только в неумении и нежелании организаторов создать нечто действительно нужное не только им. Помимо субъективных причин есть и объективные, и они озвучены.

 

Так почему же тогда дилерская выставка под открытым небом кажется перспективной? Потому что из этого словосочетания надо убрать всего одно слово — «выставка», и перспективы сразу же станут видны: День города, центр Новосибирска…

 

Почему же тогда даже с пятой попытки не получается? А потому что это невыгодно организаторам, потому что никто током не пытается что-то изменить. Достаточно припугнуть участников повышением взноса, как инициативы тут же прекращаются. Но проблема-то далеко не в размере взноса, а в том, как распределяются суммы. За участие в «Автосибе» экспоненты платили в несколько раз больше, а эффект получили даже меньше, чем от участия в выставке в День города. Так что довод «плати больше — будет лучше!» не убедителен. При том что, кому именно будет лучше, не уточняется.

 

У дилерской выставки на площади Свердлова проблемы те же, что и у «Автосиба»: тот же никому не нужный формат, та же и даже еще большая безграмотность PR-сопровождения мероприятия, те же финансовые нонсенсы. И до тех пор, пока эта выставка неинтересна самим ее участникам, она не будет интересна и посетителям. Им дилерские организационные проблемы безразличны, им подавай шоу. Которого, увы, пока нет. Но перспектива-то есть!

 

Евгений Радченко

Материалы по теме