Спасение пешехода

Спасение пешехода

23.02.2012

Тема повышения уровня безопасности на пешеходных переходах в последнее время активно обсуждается специалистами и общественностью. Предлагаются всевозможные проекты, разрабатываются рекомендации. Насколько предлагаемые меры помогут решить проблему? 

Тема повышения уровня безопасности на пешеходных переходах в последнее время активно обсуждается специалистами и общественностью. Предлагаются всевозможные проекты, разрабатываются рекомендации. Насколько предлагаемые меры помогут решить проблему? Как реально можно помочь пешеходу совершить безопасный переход проезжей части? Как уберечь водителя от ДТП с участием пешехода? В Новосибирске пути решения этой проблемы ищут достаточно давно. И находят.

 

АКТУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

 

Предлагаемый Госавтоинспекцией МВД России вариант улучшения распознаваемости места перехода очень хорош (рис. 1). И реализация его в федеральном масштабе, без всяких сомнений, снизит аварийность на пешеходных переходах. Однако полностью проблему не решит. И опыт Новосибирска может это подтвердить.

 

Расположение дорожных знаков на световозвращающих щитах желтого цвета в крупнейшем городе Сибири используют уже на протяжении нескольких лет. И такой способ информирования водителей об особенностях движения на преодолеваемом участке пути доказан практикой как весьма эффективный. Дорожные знаки более заметны, более читаемы и, соответственно, более выполняемы. Однако полностью проблему с повестки дня не сняли.

 

Двуцветная зебра на переходах в Новосибирске используется тоже уже не первый сезон. И тоже доказала свою эффективность в деле повышения уровня безопасности перехода.

 

И светодиодная подсветка знаков пешеходного перехода предложена мэрией Новосибирска еще в прошлом году. На 2012 год запланирована реализация этого с трудом пробивающего себе дорогу проекта. А если еще и высветить переходы, и поднять на консоли знаки и светофоры, и все это не в экспериментальном порядке, а в обязательном и в комплексе, то аварийность на пешеходных переходах снизится. Но вряд ли настолько, чтобы проблему можно было считать решенной. Почему? Об этом чуть ниже, но это уже и доказано практикой: в Новосибирске все это уже есть. Но и актуальность проблемы безопасности пешеходного перехода своей остроты не теряет.

 

ОДНОБОКИЕ МЕТОДЫ

 

Экспериментируют в крупнейшем городе Сибири и со световозвращающей разметкой, и с шумовыми полосами, и со всевозможными выпуклостями проезжей части. Однако обсуждаемая проблема до конца не решается. И, смею утверждать, таким путем не решится никогда! Хоть иллюминацию над переходами запускай, хоть по десять камер видеофиксации на один переход устанавливай, хоть водительский штраф до миллиона рублей поднимай.

Объясняется все очень просто: в обсуждаемой проблеме два участника дорожного движения — водитель и пешеход. А практически все, что сегодня предлагается, направлено лишь на одного из них — водителя. Самый главный фигурант нелегкого дела перехода проезжей части — пешеход остается в тени внимания и без методов воздействия. Но могут ли половинчатые методы привести к полному решению проблемы? Ответ очевиден: никогда!

Водитель и так достаточно и предупрежден, и подконтролен, и наказуем. Более того, он ведь и не заинтересован в том, чтобы давить пешеходов, и готов их пропускать и на переходах, и вне их — лишь бы вовремя увидеть человека, кидающегося под колеса. Так, может быть, не пешехода надо защищать от водителя, а наоборот, водителя от пешехода?

 

Я считаю, что пренебрегать такой постановкой вопроса не стоит. Объясню: проблема-то обострилась, когда пешеход получил больше прав, когда ему рассказали: ты теперь ходи спокойно, ты пользуешься преимуществом в дорожном движении, а мы будем следить и жестко наказывать тех, кто с этим не согласен. И пешеход пошел! И аварийность на переходах вместо того, чтобы снизиться, наоборот, возросла. Пешеход получил больше прав, водитель — больше обязанностей. Уравнение нарушено. Одни участники движения теперь обладают доминирующими правами, не подкрепленными адекватной ответственностью за неисполнение обязанностей, другие — минимумом прав и максимумом санкций. Система «водитель — пешеход» разбалансирована и в безопасном режиме работать не может. Что делать?

 

ЧТО ДЕЛАТЬ

 

Еще раз оговорюсь: комплексная методика воздействия на водителя, безусловно, необходима, и внедрять прогрессивные методы нужно. Но для по-настоящему эффективного решения проблемы этого недостаточно. Нужно разрабатывать и внедрять методы воздействия на пешехода. И, с моей личной точки зрения, это гораздо важнее и первостепеннее, чем пополнение корзины водительских ответственностей и внедрение дорогостоящих программ повышения заметности перехода в глазах водителя. Давайте попробуем порешать проблему глазами пешехода.

 

По инициативе первого заместителя мэра Новосибирска Андрея Ксензова редакция издания «АВТОСОЮЗ» предложила комплексную программу повышения уровня безопасности на внесветофорных пешеходных переходах. В части, касающейся обустройства этих проблемных объектов, предлагается установка дополнительного недорогостоящего оборудования, призванного помочь пешеходу совершить безопасный переход.

Прежде всего, это предупреждающие табло, которые должны находиться в поле зрения пешехода, совершающего переход, и призывающие пешего участника дорожного движения соблюдать меры безопасности. Принцип действия такой таблички аналогичен принципу действия дорожного знака «Пешеходный переход». И теперь уже не только водитель будет предупрежден о возможности появления на проезжей части пешехода, но и пешеход предупрежден о вероятном появлении транспортного средства повышенной опасности, которое не факт, что сможет молниеносно остановиться на скользкой дороге, за рулем которого может находиться не совсем законопослушный водитель.

 

Или совсем законопослушный, но с ограниченным сектором видимости перехода: автобус, троллейбус, фура — мало ли что мешает водителю низкой легковушки овладеть полной информационной картиной на переходе, вовремя заметить прошедшего уже половину пути пешехода. Заметить и принять адекватные меры. Но ведь и пешеход точно так же из-за той же фуры не видит приближающийся автомобиль… Это самая опасная и не такая уж редкая ситуация на переходе. И, к сожалению, ни один из предлагаемых сегодня вариантов обустройства не способен обезопасить переход в этой ситуации. Но когда не только мобильные, но и пешие участники дорожного движения — все составляющие проблемы — знаками и табличками нацелены на соблюдение мер безопасности, шансов пешеходу не стать покойником, а водителю убийцей больше.

 

Но самое интересное в предлагаемом изданием «АВТОСОЮЗ» проекте не таблички, а то, чем они оборудованы. Только предупредить, напомнить об опасности мало, надо бы вооружить пешехода информацией об уровне безопасности перехода. Табло, находящееся в поле зрения совершающего переход пешехода, предлагается оснастить специальным приборчиком — сканером скорости транспортного потока. И вывести на табло знакомую всем световую сигнализацию подсознанием понимаемого значения: красный — зеленый. И настроить прибор на пороговое значение, предположим 5 км/ч, когда красная индикация меняется на зеленую. И тогда неравнодушный к собственной безопасности пешеход, даже если он из-за большого автобуса не может наблюдать, что там происходит на второй полосе дороги, вполне может распознать на табло красную светоиндикацию, предупреждающую его об опасности. Что побудит его лишний раз осмотреться, дождаться зеленого сигнала и не попасть под колеса автомобиля ни в чем не повинного водителя.

 

На мой взгляд, такая система должна работать. Но реальна ли она с точки зрения исполнения? Редакция издания «АВТОСОЮЗ» обратилась с таким вопросом к ученым кафедры конструирования и технологии радиоэлектронных средств факультета радиотехники и электроники Новосибирского государственного технического университета (КТРС РЭФ НГТУ). Ответ получен очень обнадеживающий: да, такой прибор вполне возможно создать, и это не очень сложно. Себестоимость его при малосерийном производстве будет меньше 10 тыс. руб. без учета стоимости самого табло и средств индикации. То есть при серийном производстве — и того меньше. А в федеральном масштабе…

 

Получается, что это самый дешевый и, возможно, самый эффективный способ решения назревшей проблемы.

 

ПРОЕКТ «АВТОСОЮЗ»

 

Проект получил одобрение мэрии Новосибирска, установка информационных табличек признана целесообразной. ГУБО мэрии приступило к реализации идеи. Правда, пока в экспериментальном порядке и на самом несложном уровне — только таблички, без приборчиков и сигнализации, и только на двух пешеходных переходах мегаполиса. Если таблички докажут свою эффективность, проект будет развиваться дальше.

 

И уже развивается! Еще восемь переходов города в ближайшее время получат табло предупреждения пешеходов об опасности. Но как бы эффективно они ни работали, какие бы еще административные, технические и научные способы ни внедрялись, на все 100% решить обсуждаемую проблему без осознанного участия в этом процессе самого пешехода не удастся. Без повышения взаимоуважения всех участников дорожного движения, без взаимной вежливости в системе «водитель — пешеход», без осознания аспектов личной безопасности всех и каждого проблемы безопасности дорожного движения не решаемы.

 

Евгений РАДЧЕНКО

иллюстрации Госавтоинспекцией МВД России

и издания АВТОСОЮЗ

Материалы по теме

  • Госавтоинспекция проконтролировала состояние дорог Новосибирской области
  • Бердские школьники призывают водителей к соблюдению ПДД
  • Городской финал конкурса «Безопасное колесо – 2014» пройдет в Автогородке
  • В Новосибирской области начался «Год дорожной разметки»