Его обзывают злодейским именем, приписывают ему недостатки, которых в нем нет, гипертрофируют сильные стороны... С виду никакой он и не злодей, и не супергерой. – Добродушный дизайн, доброкачественное оснащение, добротная сборка. Вполне добропорядочный представитель «поднебесного» автопрома. Но это с виду, а как в деле?
ВНЕШНОСТЬ, САЛОН
На вид российский флагман Haval ничем не отличается от китайской версии. Кстати, Haval H9 ещё называют «китайским бегемотом». По-моему, не очень-то похож. – Вполне себе атлетически сложенный рамный SUV.
Да – большой (4856х1926х1900 мм), да – вместительный (7 пассажиров, до 1,457 кубометров багажа – но в варианте или-или: с полной пассажирозагрузкой багажный объем скромный – 112 л, в 5-местной раскладке салона уже вполне-вполне – 747 л).
Говорят, у него багажная дверь открывается не в ту сторону? Интересно, кто это придумал… Дверь распашная, в праворуком исполнении, с амортизатором, удерживающим её в погрузочном положении. Что особенно понравилось – в кормовой двери устроены отсеки для инструмента и аварийного комплекта. Насколько же это удобнее, чем в стандартном багажном подполье!
Закончив внешний осмотр, перемещаемся в кабину. Посадка в высокий автомобиль обустроена с комфортом – широкая подножка с пятнышками противоскольжения и подсветкой (на случай когда темно), удобные поручни – и водительский, и пассажирские. Уютное пилотское кресло с электрорегулировками и памятью. С регулируемыми вылетом подушки (подколенной опоры), поясничной опоры, с функцией массажа. Подогревается зимой и вентилируется летом. Но у нас демисезон – весна в начальной стадии – не надо пока ни того, ни другого. Кожа натуральная, а не эко-суррогат, и даже премиальная в нашей Premium-версии.
Второй пассажирский ряд по пространственному и обогревательному комфорту практически не уступает пилотско-штурманскому. Арсенал возможностей индивидуальной конфигурации сидений достаточно широк: можно отрегулировать наклон спинок, подвигать сиденья вперёд-назад, и даже кнопочкой отдалить штурманское кресло. Можно пультиком настроить собственный климат трёхзонной системы... Для детей тут настоящий райский уголок – не только комфортный, но и безопасный – Isofix, блокировки замков дверей, боковые шторки безопасности…
Третий ряд… - да тоже всё нормально, если считать его дополнительным и не обязательным. Ещё нормальнее он выглядит, когда складывается в ровный пол. Можно, кстати, эту операцию произвести с помощью электропривода. Получается весьма вместительный багажный отсек, или вполне просторная территория обитания для совместно путешествующего даже крупногабаритного домашнего питомца.
Складывается впечатление, что Haval H9 с комфортом отвезёт всех, кого надо туда, куда надо. Хоть куда? Сейчас проверим.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Двигатель просто так не запускается. До тех пор, пока нажатием на педаль тормоза водитель не подтвердит, что он не заигравшийся ребёнок и вполне в состоянии дотянуться до педалей и обеспечивать безопасность пассажиров и окружающих.
Джойстиком 8-ступенчатого «автомата» выбираем режим D, кнопочкой деактивируем электромеханический стояночный тормоз, и… Автомобиль не едет! До тех пор, пока водитель не пристегнёт ремень, обеспечив, таким образом, личную безопасность.
С безопасностью у Haval H9 вообще всё очень серьёзно. Помимо конструктивных особенностей (одна рама чего стоит) и тривиального арсенала систем имеются и контроль усталости водителя, предупреждение о помехах при движении задним ходом, защита от опрокидывания, контроль положения в полосе движения. Кто-то из диванных блогеров пожаловался на отсутствие системы мониторинга «слепых» зон – мягко говоря, неправда. Есть такая функция у H9, только её надо принудительно активировать специальной кнопочкой, по умолчанию она «спит».
АСФАЛЬТ
Недоброжелатели китайского автопрома ставят под сомнение динамические способности Haval H9. Проверяем.
Под капотом тестируемого флагмана бренда 2-литровый (1 967 куб. см) T-GDI, вырабатывающий 245 л.с. и 345 Н.м. Работает в паре с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF с функцией мануального управления. Полная масса автомобиля 2 850 кг. У нас меньше – пустой автомобиль с двумя седоками. В теории должно бы быть всё нормально, а на практике?
На ходу включаем спорт-режим системы автоматического контроля тяги, максимально утапливаем педаль газа, и… И уже через несколько десятков метров штурман нервно предупреждает о нарушении городского скоростного режима для дорог общего пользования. Каких-либо признаков «задумчивости» коробки, провалов в наборе скорости пока не выявилось.
Повторяем стартовый тест уже за городом – там, где разрешается хотя бы 90 км/ч, и не приходится интенсивно тормозить в потоке. Разгон получается вполне ровный, уверенный, без ощутимой ступенчатости и шумности при переключений передач. Еще раз то же самое в ручном режиме, и еще раз уже в режиме Auto. И опять никаких проблем! Короче говоря, выдумки всё это про «ватную» динамику, – вполне адекватный разгон. В стрит-рейсинг играть, конечно, не стоит – да H9 и не для этого придуман – он для комфортных, уверенных перемещений по плохим и очень плохим дорогам. В чём мы и убедились.
Асфальт в межсезонье даже на городских магистралях теряет свою безгрешность (там, где она была), что уж говорить о пригороде, по которому мы движемся в направлении коттеджного посёлка: ямки, ямы и ямищи с острыми краями провалов и маскировочной сетью непросохших пока луж.
Подвеска великолепна! – перемещение по убитым дорогам очень и очень комфортное – «чем выше скорость, тем мельче ямки». Мелкие и средние асфальтовые провальчики на Haval H9 мы научились вообще не замечать. Перед крупными – да, скорость снижали, чтобы ощутить пробой. Но ни разу не получилось! Подвеска непробиваемая и неубиваемая. Спереди независимая с поперечными рычагами, сзади – зависимая многорычажная. Немудрёная конструктивно, но эффективная и надёжная.
Рулится H9 достаточно остро, но, пожалуй, чересчур легко для своего статуса. Хотелось бы пореальнее ощущения. Хотя, возможно, это лишь дело вкуса.
ГРУНТ
Миновали обжитые пространства и приступили к полевым исследованиям проходимости H9. За окном демисезонный пейзаж: местами сохранившиеся ещё островки мокрого коварного снега, напитавший талые воды грунт, глубокие колеи на раскисших тропинках, скользкие спуски и подъемы.
Что у нас в арсенале проходимости? Неплохая геометрия: дорожный просвет 206 мм, внедорожные свесы 976/1080 мм спереди/сзади. Градусы с такими миллиметрами получаются следующие: углы
- въезда/съезда – 28/23
- подъема – 26,5
- рампы – 23
- опрокидывания – 35
В оснащении: система полного привода Torque-on-Demand (TOD) от BorgWarner с функцией понижающей передачи, блокировка заднего дифференциала Eaton, 6-режимная система адаптации к дорожным условиям. Автоматический и спортивный режимы уже опробовали и, нацелившись на снежный островок, включаем «снег».
Застряли. Он же уже не совсем снег, а плотная гранулированная под солнечными лучами мокрая масса. «Грязь»? Да, получше, но не принципиально. На понижающем режиме 4L, который рекомендуется долго не использовать, пересекли островок без проблем. И передним, и задним ходом. При включении реверса правое зеркало заднего вида меняет угол, помогая подсматривать, что творится под колёсами.
По колейным и целинным грязям движемся в соответствующем режиме, не испытывая особых затруднений.
Скользкие и травянистые горки и спуски, на руках и с помощью автопилотов HAC/HDS, берутся без проблем. Ищем подходящий бугорок, где бы пристроиться на диагональное вывешивание, но все попутные кочки оказываются мелковаты для длинноходной подвески H9 – не нашли.
Зато обнаружили раскатанный до рыхлой грязи подъем в горку на близких к предельным углах преодоления. И с места его не преодолели. Резина на нас негрязевая, протектор к этому моменту уже надёжно залепился гладким слоем намотавшегося грунта, в общем, соскользнули. И на понижающем режиме забраться не получилось. И блокировка не помогла…
Можно было бы попробовать с разбегу влететь на вершину, наверняка вышло бы, но особого смысла в этом не было – мы уже вступили в фазу активного поиска недостатков этого производящего впечатление безупречности внедорожника.
НЕДОСТАТКИ
С таким подходом то, что не получилось с первого раза влезть на гору, нас вполне устраивало – значит, не такой уж Н9 крутой внедорожник, насколько выглядит. И – да, дорожный просвет скромноват, и система полного привода не безупречна, а вот еще и горка… Но при этом и практически все заблаговременно вычитанные в сетях негативы про H9 оказались надуманными, в реале ничего существенного не подтвердилось.
Может быть, в процессе длительной эксплуатации что-то проявляется? Но у опрошенных дилеров серьёзных рекламаций не выявилось, в сетевых сообществах никто ни на что друг другу особо не жалуется.
Но это ведь пока касается авто китайской сборки, по нашему тульскому Н9 статистики ведь ещё нет? А ведь он технологически хоть немного, но отличается. Чем? Ну, например, серьёзной антикоррозионной обработкой: кузов целиком, все двери, рама, днище, подвеска, – всё покрыто различного рода оптимальными для каждой конкретной детали составами. Но это отличие, пожалуй, в зоне позитива. И «Эра-ГЛОНАСС», тоже вряд ли ухудшает автомобиль. И…
Зато достоинств – оборотной стороны недостатков – обнаружили множество, и самое главное из них, пожалуй, повышенная практичность. Haval H9 комфортный, достаточно проходимый, безопасный и надёжный автомобиль.