Российская автомобильная промышленность отмечает юбилей: со дня её рождения прошло уже… А вот тут всё не так однозначно: какое именно событие стоит называть датой рождения отечественного автопрома? И что именно корректно называть автомобилем? И какова дистанция между рождением автомобиля и рождением промышленности имени его? Пробуем разобраться…
СОЦРЕАЛИЗМ
То есть, если верить «Вождю всех народов», именно в годы первой пятилетки в СССР и родился отечественный автопром. Что конкретно Иосиф Виссарионович имел в виду? Отвечает английский журнал Round Table: «Достижения пятилетнего плана представляют собой изумительное явление. Тракторные заводы Харькова и Сталинграда, автомобильный завод АМО в Москве, автомобильный завод в Нижнем Новгороде… эти и другие промышленные достижения во всей стране свидетельствуют, что, каковы бы ни были трудности, советская промышленность, как хорошо орошаемое растение, растет и крепнет…»
Значит, датой рождения отечественного автопрома в этом контексте следует считать 31 мая 1929 года, когда началась история бренда ГАЗ? (В этот день Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) СССР и Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации массового производства легковых и грузовых автомобилей в стране). И, получается, что нашему автопрому исполнилось 90 лет? Юбилей, конечно, но не настолько яркий, чтобы на его фоне бледнели масштабы и размеры европейской индустрии…
Может быть тогда, АМО? Ведь именно на нем 95 лет назад в ночь на 1 ноября 1924 года был собран первый советский автомобиль АМОФ15. И именно его затем переименовали в «Первый Государственный автомобильный завод»… Уже на 5 лет поярче, но пока еще тускловато на фоне европейских юбилеев.
Впрочем, история самого АМО началась еще до революции – в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. Предполагалось построить в нашей стране шесть автозаводов, но вместо этого взялись строить социализм. И торговый дом «Кузнецов, Рябушинские» к 1917 году лишь на четверть не достроивший свой автомобильный завод полного цикла, и даже собравший отвёрточным методом под полторы тысячи грузовиков FIAT 15 Ter, передал большевикам то, что вплоть до окончания гражданской войны пребывало в статусе авторемонтных мастерских.
В 1918 эти мастерские национализировали и поименовали в «Автомобильное московское общество» (АМО), потом это стало называться «1й ГАЗ» («Первый Государственный автомобильный завод»), потом ЗИС, ЗИЛ… Сейчас АМО ЗИЛ, безоговорочный пионер советского автопрома. Но не российского! И товарищ Сталин – он ведь не про российское «не было – есть теперь» говорил, а про советское, а это не одно и то же! До революции в выпуске автомобилей на территории Российского государства были замечены более двух десятков (!) предприятий СанктПетербурга, Москвы, Риги, РостованаДону, Ярославля, Орла… Но кто же из них первый?
Первым, кто освоил промышленный выпуск автомобилей в Российской империи, нынешними автоисториками нызывается «РуссоБалт» – 8 июня (по старому стилю) 1909 года завод начал производство модели С24/30. И к началу строительства социализма (концу промышленного расцвета царской России) успел расширить модельный ряд и выпустить 623 легковых автомобиля…
Здесь стоит оговориться, что же именно в экспертных кругах сегодня считается автомобилем. Это больше чем 3колесное нерельсовое транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания. Не паромобиль, не электромобиль и не мотоцикл, история которых несколько древнее.
Короче говоря, по официальной версии российскому автопрому в 2019 году исполняется 110 лет. Вполне себе серьёзный юбилей! Впрочем, история автомобилизма в России еще серьёзнее…
ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Итак, в пионеры российского автопрома был канонизирован именно «РуссоБалт», несмотря на то, что попытки промышленной сборки автомобилей в нашей стране наблюдались несколько раньше.
Убедительно известный сегодня в определенных кругах по ракетам класса «воздухвоздух» московский завод «Дукс», например, уже в самые первые годы ХХ века освоил производство «самодвижущихся экипажей, как то велосипедов, автомобилей, дрезин и т.п.» «Дуксмобили» с ДВС, паромобили, велосипеды с моторчиками брали призы в различных конкурсах, приносили неплохую прибыль заводу. АО «DUX Ю.А. Меллер» стало единственным в истории отечественного автомобилестроения предприятием, серийно выпускавшим паровые, электрические и бензиновые средства передвижения.
А в год начала автодеятельности «РуссоБалта» – в 1909м
– «Дукс» уже перешел на авиационную тематику. На первых московских самолетах Уточкин бил всевозможные рекорды, Нестеров изобрел «мёртвую петлю»… Любопытно, но 100 лет назад, в 1919 году завод был переименован в «ГАЗ № 1» (Государственный авиационный завод № 1). И этот самый первый «ГАЗ», как и уже упомянутые его аббревиатурные тёзки, к пионерству в отечественном автомобилестроении имеет самое непосредственное отношение.
Ещё раньше – на 10 лет опережая вагонный «РуссоБалт» в 1899 году начал промышленный выпуск «первого автомобиля, все составные части которого изготовлены в России» Александр Лейтнер на своем предприятии «Россия». Получается, что нашему автопрому уже 120 лет?
Или под 130? – Пётр Фрезе занялся сборочным производством автомобилей еще в 1890 году на своем предприятии, которое в 1899 году преобразовалась в Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей «Фрезе и К°»… Тот самый Пётр Александрович Фрезе, который вместе с Евгением Александровичем Яковлевым весной 1896 года – раньше, чем многиемногиемногие из нынездравствующих автобрендов построил первый официальный российский автомобиль.
ОЧЕВИДНЫЕ ИСТИНЫ
В общем, с исторической точки зрения, российский автопром, отнюдь, не в отстающих. Бенц, который считается самым первым по этой части, начал выпуск автомобилей лишь парой лет раньше – в 1888 году. Даймлер с Майбахом сконструировали то, что сейчас считается автомобилем всего лишь за год до начала сборочного производства на фабрике Фрезе. Первый автомобиль Peugeot увидел свет в 1890м, Renault и Opel в 1898м, Форд основал свою компанию в 1903 году, остальные позже и намного позже.
Российская империя в конце XIX – начале XX века была сильна, очень сильна, вступила в эпоху расцвета промышленного производства, энергично двигала научнотехнический прогресс.
Увы, не всем нравится сильная Россия. Увы, не все прогрессивные начинания находили достойную поддержку в самой России… Но как бы нас ни сдерживали войнами и революциями, как бы ни искажали, замалчивали, переистолковывали исторические факты, какой бы пиаргрязью не поливали наш автопром, он есть, и он жив. И его продукция доминирует на российском авторынке. И за более чем вековую его историю, он создал много всего, чем можно и стоит гордиться.
Материалы по теме |