Зачем менять тормозную жидкость

Зачем менять тормозную жидкость

22.06.2015

Тормозная жидкость – компонент тормозной системы, который служит средой для передачи тормозного усилия к рабочим тормозным механизмам. Дополнительная задача тормозной жидкости – смазка гидравлических компонентов и их защита от коррозии.

Тормозная жидкость – компонент тормозной системы, который служит средой для передачи тормозного усилия к рабочим тормозным механизмам. Дополнительная задача тормозной жидкости – смазка гидравлических компонентов и их защита от коррозии.

 

К тормозным жидкостям предъявляются высокие требования: они должны иметь постоянную вязкость и температуру кипения, соответствующую стандартам безопасности. Тем не менее, свойства тормозной жидкости неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации.

 

Тормозные жидкости очень гигроскопичны, или, другими словами, они впитывают влагу. Гигроскопичность тормозной жидкости оправдана, так как она обеспечивает отсутствие капель воды в тормозной системе. Вода может стать причиной коррозии и заморозки при низких температурах, а это, в свою очередь, приводит к отказу тормозов. Однако чем больше воды растворяется в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, и больше вязкость при низких температурах. Например, 3% воды приведут к снижению температуры кипения тормозной жидкости с 230°C до 165°C.

 

При выделении избыточного тепла в процессе торможения тормозная жидкость может нагреваться свыше допустимой нормы. Влага, накопленная в ней, закипает и возникают паровые пробки. Пар, в отличие от тормозной жидкости, легко сжимается, что может привести к «проваливанию» педали тормоза и, как следствие, к неэффективному торможению или полному отказу тормозов.

 

Превышение нормы содержания воды также снижает способность жидкости предотвращать коррозию металлов, что может привести к дорогостоящему ремонту тормозной системы.

 

Тормозная жидкость – это изнашиваемый компонент. Ее уровень и характеристики необходимо обязательно проверять не реже одного раза в год, и, в случае необходимости, производить замену. Несвоевременная замена тормозной жидкости может привести к проблемам при торможении.

 

Периодичность замены тормозной жидкости указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля или мотоцикла и обычно составляет от 1 до 3 лет, в зависимости от ее типа. Однако объективно оценить свойства тормозной жидкости поможет измерение температуры кипения и процентное содержание воды. Сделать это можно только при помощи специального тестера.

 

Работа с тестером тормозной жидкости

Прибор устанавливается на расширительный бачок гидравлической тормозной системы и подключается к аккумуляторной батарее автомобиля. Измеренная температура кипения сравнивается с минимальными допустимыми значениями для стандартов DOT3, DOT4, DOT5.1, на основании чего выносится заключение о необходимости замены жидкости.

 

Замена тормозной жидкости должна происходить:

  • если тормозная жидкость увлажнилась более чем на 3%;
  • при ремонте тормозных механизмов;
  • если техника длительное время не эксплуатировалась.

 

В случае приобретения б/у автомобиля также рекомендуется сразу же заменить тормозную жидкость. Это позволит вам быть на 100% уверенным в том, что тормозная система не подведет.

 

Наиболее частые заблуждения

  • Свойства тормозной жидкости не меняются в процессе эксплуатации, так как она работает в замкнутом пространстве.

На самом деле, воздух проникает в компенсационный бачек, и тормозная жидкость впитывает влагу. Присадки теряют свои свойства с течением времени. Все это влияет на изменение состава жидкости в ходе эксплуатации.

 

  • По цвету тормозной жидкости можно определить ее состояние.

На самом деле, тормозная жидкость должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Однако невозможно точно определить качество тормозной жидкости, полагаясь лишь на визуальные характеристики. Необходимо проверить ее с помощью тестера.

 

  • Тормозную жидкость можно не менять полностью, а просто доливать по мере необходимости.

На самом деле, необходимо регулярно производить полную замену тормозной жидкости из-за ее гигроскопичности. Изношенная тормозная жидкость после смешивания с новой не приобретет характеристик, отвечающих стандартам безопасности. Это также может впоследствии привести к внутренней коррозии компонентов, более медленной реакции тормозной системы на нажатие педали и образованию паровых пробок.

 

Долив тормозной жидкости при падении уровня не требуется, если в системе нет утечек. Падение уровня жидкости в большинстве случаев связано с износом фрикционных материалов тормозной системы.

 

  • Можно не обращать внимания на однократный отказ тормозной системы, если потом она снова начинает корректно работать.

На самом деле, отказ тормозной системы может произойти в результате образования паровой пробки при чрезмерном нагревании тормозной жидкости с высоким содержанием влаги. Как только кипящая тормозная жидкость снова охлаждается, пар конденсируется обратно в жидкость и тормозные характеристики восстанавливаются. Это называют «невидимой» поломкой тормозов – сначала они не работают, а потом снова начинают работать. Это является причиной многих необъяснимых аварий, в которых инспекция проверяет тормоза, а не тормозную жидкость, и кажется, что все работает правильно.

 

Замена тормозной жидкости – задача квалифицированных технических специалистов

Замена тормозной жидкости – это вопрос, по поводу которого специалисты должны консультировать своих клиентов. Соль, грязь, влага и зимние морозы – все это оказывает негативное влияние на элементы тормозной системы. Лето тоже вносит свою долю экстремальных условий в виде жары и повышенных нагрузок на тормозную систему вследствие увеличенных скоростей движения. Только правильно функционирующая система может справиться с такими условиями. Чтобы убедиться в том, что тормозная система абсолютно надежна, необходимо проверить все провода, электрические и гидравлические компоненты, а также тормозную жидкость – и, при необходимости, заменить их. Любая дополнительная тормозная система, такая как ABS и ESP, оптимально работает только в том случае, если колесные тормоза полностью исправны.

 

Тестирование и замена компонентов, непосредственно влияющих на безопасность водителя и пассажиров, должны производиться профессионалами. Это исключает неправильную диагностику в случае, если обнаружена утечка тормозной жидкости, которая уже сама по себе является результатом серьезного повреждения тормозной системы (протечка, бракованные уплотнители и др.). Некорректная работа системы требует правильной оценки эксперта, который может установить причину неполадки и устранить ее.

 

На многих автомобилях с установленной электрогидравлической тормозной системой, такой как ABS, ASR, ESP, сервисная операция по удалению воздуха производится только с помощью сканера и специального программного обеспечения. Это уменьшает риски некорректной последовательности действий при прокачке тормозной системы.

 

Полная диагностика, включающая в себя проверку тормозной жидкости, является обязательной на любой профессиональной СТО, что гарантирует клиенту безопасность на дороге и уверенность в качестве предоставляемых услуг.

Материалы по теме

  • Обзор рынков дизельных автомобилей
  • 111 лет свечам зажигания Bosch
  • Bosch делает вождение более безопасным
  • ЕЭС обязал производителей оснащать мотоциклы системой ABS
  • 100 лет производству генераторов Bosch