С осторожностью, с многочисленными оговорками, полушепотом — чтобы не спугнуть, — но уже, пожалуй, можно произнести: негативные процессы на российском авторынке иссякают, он помаленьку начинает расти… На чем основано такое смелое утверждение? На статистике…
С осторожностью, с многочисленными оговорками, полушепотом — чтобы не спугнуть, — но уже, пожалуй, можно произнести: негативные процессы на российском авторынке иссякают, он помаленьку начинает расти… На чем основано такое смелое утверждение? На статистике…
Первыми предвестниками грядущего роста на российском рынке новых легковых и легких коммерческих автомобилей стали бренды отнюдь не самого дешевого ценового сегмента, как это можно было ожидать. На фоне январского проседания рынка на 29,1% бренд Porsche продемонстрировал позитивную динамику в 60% роста, Lexus — 57%... Понятно, что это не массовый сегмент.
Но и там первые росточки уже наблюдались: 20-процентный плюсовой барьер преодолели Suzuki и Geely, Lifan возвысился до 63%, DongFeng вообще до 122%... Низкая база? Возможно. И у Ford? Который стабильно входит в десятку лидеров рынка и который в январе прирос на 25%. (Здесь и далее приведены данные статистики Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса: отношение уровня продаж 2016 года к аналогичному периоду предыдущего года.)
Обозначился тренд? Смотрим через месяц. Статистика февраля подтверждает: растущие бренды продолжают расти — кто-то быстрее, кто-то чуть медленнее. Самый высокий прирост в самых массовых брендах у — можно смело его назвать драйвером рынка — Ford — 144%! И сам рынок больше чем в два раза замедлил падение — минус 13,4%.
Март демонстрирует уже всего 10% общерыночного снижения продаж и 93% плюса у драйвера Ford. Очень похоже на тенденцию, не правда ли? Первый квартал закрыли с показателями минус 16,9% по рынку вообще и плюс 93% по рекордсмену Ford в частности. Второй квартал еще не закрыли. Зато как открыли!..
Апрель, первый месяц действующего квартала, продемонстрировал снижение темпов падения первичного рынка легковых и LCV-автомобилей в России уже всего-то до минус 8,5%. Причем сегмент легких коммерческих автомобилей вышел в плюс и прирос на 9,7%. По подсчетам аналитического агентства «АВТОСТАТ», начался рост и сегментов D (+5,6%) и В (+1,35). Это по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а если сравнить с предыдущим месяцем, то рост наблюдается еще в двух сегментах — E и MPV, плюс 22,4% и плюс 0,7% соответственно. То есть уже не отдельные бренды, а целые пласты рынка устремились вверх.
Все в порядке в апреле и с побрендовой статистикой продаж. Драйвер рынка Ford призамедлил рост до 39%, впервые за полтора года вышел в плюс лидер рынка LADA, продемонстрировав 8% увеличения продаж и опережение темпов спроса с размерами предложения по отдельным моделям. Процентным лидером роста стал бренд Alfa Romeo — плюс 600%. Но тут да, все дело в базе — год назад было 2 проданных автомобиля, сейчас их стало 14… Тем не менее позитив налицо.
Пошли в рост и продажи коммерческого транспорта: в апреле 2016 года рынок новых грузовых автомобилей в России увеличился на 14%.
Но еще интереснее развивались события на вторичном рынке, который по своему объему в четыре с лишним раза больше первичного. За первый квартал продажи бэушных легковых автомобилей, по данным «АВТОСТАТА», выросли на 6,1%. Причем плюс отмечен во всех регионах, кроме одного-единственного — нашего родного Сибирского. Тем не менее Новосибирская область хоть и с минусовым показателем в 4,2% за квартал, но вошла в десятку крупнейших регионов России по объему вторичного рынка с показателем 26,6 тыс. шт.
А в апреле нынешнего года секонд-хенд-продажи на авторынке выросли уже на 16,5%. Лидером вторичного рынка по-прежнему остается LADA, на долю которой приходится более 28% от общего объема (рост плюс 3%). Самая популярная иномарка по-прежнему Toyota (+24,3%). Третье место у Nissan (+25%). В пятерке лидеров Chevrolet (+27,1%) и Hyundai (+37,3%).
Получается, что во втором квартале текущего года автомобильный рынок России во всем его многообразии и большей своей частью уже оказался в плюсовом секторе! И тянет вниз его всего лишь одна, причем не самая тяжелая, составляющая — новые легковые автомобили. Но и тянет-то уже не так сильно — похоже на то, что дно уже нащупано и дальше тонуть некуда.
Да и дно неровное — некоторые бренды и даже целые сегменты уже оттолкнулись от него и устремились вверх. И очень похоже на то, что уже не в следующем году (и не в позаследующем, как это обещают некоторые аналитики и рашаскептики), а в этом, 2016-м рынок новых легковых автомобилей в России начнет расти и восстанавливаться.