Дорожную пыль в Новосибирске будут побеждать химией

31.01.2019

В Новосибирске провели исследования по определению основных причин запыленности атмосферы города. Основными причинами эксперты назвали износ дорожных конструкций, разрушение и распыление автотранспортом пыли грязевых осадков на автомагистралях.

Исследования проводились в прошлом году Институтом почвоведения и агрохимии СО РАН и ФБУО ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения». Основная цель научно-исследовательских работ — определение основных причин запыленности атмосферного воздуха Новосибирска и разработка предложений по ее устранению.

 

«Мы комплексно подошли к этому исследованию: университет занимался изучением дорожных отложений, институт — источниками возможного распространения, оценкой и выявлением способности к распространению и миграции загрязняющих веществ, влиянию их на людей, — отметила начальник отдела охраны окружающей среды департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска Мария Сидорова. — В рамках исследования было отобрано более 100 проб: 17 проб снега, 23 пробы грязевых осадков с дорожного покрытия, четыре пробы песко-соляной смеси, 20 проб почвы, 20 проб атмосферного воздуха, 18 проб дорожных отложений».

 

Выполнены лабораторные исследования дисперсного, минерального и морфологического состава отобранных проб. Несмотря на то что исследования проводились разными методами и разными учреждениями, результаты оказались схожими.

 

По итогам исследований, основные причины запыленности атмосферы Новосибирска — износ дорожных конструкций, разрушение и распыление автотранспортом пыли грязевых осадков на автомагистралях (остатки песко-соляной смеси, грязи, которые разносит на колесах автотранспорт и т. д.)

 

Эксперты сформировали рекомендации по снижению уровня запыленности атмосферы и эксплуатации дорожной инфраструктуры города: необходимо выработать системный подход в части озеленения, содержания и обустройства газонов вдоль дорог; комплексный подход к содержанию и уборке дорожного полотна, развитию дорожной сети в частном секторе; организовать применение не только песко-соляной смеси, но и других реагентов.

 

«Еще в 2016 году мы ужесточили требования к структуре и составу строительного речного песка, который применялся в приготовлении песко-соляной смеси, к содержанию пылевидных частиц. Привели к нулевому показателю содержание глинистых и пылеватых частиц в составе песка, — рассказал начальник производственного отдела ГУБО мэрии города Новосибирска Евгений Антонов. —В 2018 году после получения результатов исследования перешли на обработку дорог тремя компонентами: песко-соляной смесью, которая осталась с 2017 года, песком из отсевов дробления горных пород и реагентом „Бионорд“. Этот материал безвреден как для автотранспорта, так и для людей и окружающей среды. Реагент плавит снег и уменьшает его объемы в 2,5 раза. Кроме того, „Бионорд“ позволяет полностью избавиться от снежных ледяных накатов на проезжей части».

 

В 2019 году городские власти рассмотрят возможность увеличения закупок реагента «Бионорд».

 

Кроме того, для ускорения сроков ликвидации последствий остатков пыльных образований после использования песко-соляной смеси и щебеночных отложений мэрия дополнительно приобрела 13 вакуумно-подметальных машин. «Сокращение сроков уборки песочных отложений в прошлом году уже были визуально заметны», — отметил Евгений Антонов.

 

К сожалению, привлеченные и привлекаемые к исследованиям эксперты и заказчики подобных исследований, проводящихся на деньги налогоплательщиков, упорно не замечают истинных причин повышенной пылегенерации наших дорог, соответственно, и планируемые меры вряд ли окажутся эффективными. Обычную пыль поменяют на химические отложения, что успеют, поймают разрастающимся дивизионом дорожных пылесосов, что не успеют – осядет в легких горожан…

 

Закажут новые исследования, для галочки придумают новые меры. И пока будут бороться со следствиями, а не с причинами, поток неэффективно растрачиваемых бюджетных средств будет только шириться.

 

Не пора ли увидеть то, что очевидно для всего мира, но  только почему-то не для наших чиновников:  пока дорожное полотно ниже уровня соседнего газона, пока между дорожным покрытием и грунтом не будет эффективной ливневой канализации (канавы, кювета и т.п.) грязь, пыль, мусор ВСЕГДА будут оседать на проезжей части и подниматься в воздух колесами транспорта. Талые воды ВСЕГДА будут затекать в трещинки асфальта и рвать только-только отремонтированное дорожное полотно. И никакими реагентами и подметалками природу явлений изменить невозможно!

 

Это законы физики. Они, конечно, противоречат законам обогащения дорогостроителей, но, может, все-таки подумать и о других, менее платежеспособных членах общества, из налогов которых и формируются бюджеты? Может быть, стоит всего лишь изменить конструкцию дорог, и грязь просто-напросто не будет затекать на дорожный асфальт и превращаться в пыль? А будет совсем наоборот: наши дороги дождями и ветрами будут не загрязняться, а очищаться. Гораздо эффективнее, чем пылесосами, хотя бы даже и непрерывной цепочкой бороздящей улицы! Ну ведь в думающих странах мира это именно так!

 

Евгений Радченко

по информации пресс-центра мэрии Новосибирска

Материалы по теме

  • Четвертый мост Новосибирска: проектирование остановлено
  • Активный мостострой в Новосибирске вызывает вопросы
  • Бугринский мост достроят в сентябре
  • Пятый мост через Обь появится в Новосибирске
  • Новосибирские мосты мониторят роботом