Движение вверх

Движение вверх

22.03.2018

Наконец-то российский авторынок оттолкнулся от дна и начал движение вверх! Причем уверенное движение. По результатам продаж новых автомобилей 2017-й войдет в историю, как год начала восстановления рынка с более чем двукратным превышением темпов роста, осторожно спрогнозированных на старте сезона, — плюс 11,9%! Начало 2018 года еще оптимистичнее: +28% по результатам первых двух месяцев (+31,3% январь и +24,7% февраль)!

Если еще 10%-ный годовой прирост оптимисты осмеливались предсказывать, то 30-процентного января не ожидал никто! По статистике Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), такого удачного для автобизнеса месяца не наблюдалось с 2011 года — с того самого периода, когда авторынок вынырнул из предыдущего кризисного пике. Будем надеяться, что и в нынешнем случае смысл такого взлета окажется идентичным. Прогноз на конец года большинство производителей для себя обозначили 10-процентным прибавлением в продажах. И уже не с осторожностью, а с уверенностью.

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ  СТАТИСТИКА

 

Итак, каковы результаты года (по статистике АЕБ)? Лидерство в сегменте новых легковых и легких коммерческих автомобилей в нашей стране сохранил наш родной бренд LADA с результатом 311 588 проданных автомобилей и приростом в 17%. На втором месте по-прежнему KIA (181 947 авто) с рекордным в топ-10 ростом продаж на 22%. На третьем — Hyundai (157 858 шт., +9%).

 

Сохранили свои позиции в десятке лидеров рынка Renault, Toyota, Volkswagen, Nissan. На одну строчку, на 8-е место, поднялась SKODA, вошел в топ-10 Ford. Наши ГАЗ и УАЗ к концу года демонстрировали отрицательную динамику и потеряли по одному пункту в своих рейтингах.

 

Тройка лидеров премиум-сегмента российского авторынка без изменений. Пальму первенства стабильно удерживает Mercedes-Benz, сумевший остановить падение продаж в легковом секторе (-41% по результатам 2016 года и 0% в 2017-м) и перешедший в плюс в коммерческой линейке (+3% против -24%). На второй строчке BMW с нулевой динамики поднявшийся до +9%. Третий — Lexus, потерявший за год 2% покупателей. Аутсайдер «большой немецкой тройки» Audi продолжает стабильное падение: -19% за 2016 год, -18% в 2017-м. Пока на 4-й позиции.

 

В лидерах динамики российского авторынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей, естественно, низкобазовые игроки: плюс 2 141% показал Genesis, достигший в декабре 43-й строчки рейтинга продаж; второй по приросту Ravon, возвысившийся в последнем месяце года над Audi и вошедший в топ-20 (+733%); третий — Foton (612%, 48-е место).

 

Январь — месяц особенный. С одной стороны, начало нового года; с другой — продолжение автосезона. Индикатор отложенного спроса. Чемпионы и призеры массового и премиального сегментов подтвердили свой статус, в менее престижных позициях рейтинга продаж произошли перестановки.

 

На одну строчку поднялись Volkswagen и Nissan, заняв 5-е и 6-е места соответственно. Продолжает взбираться к вершине рейтинга Ford — он уже на 9-м месте. Продолжает падение ГАЗ — аутсайдер десятки. Вплотную к топ-10 общих продаж приблизился премиальный сегмент: его лидер Mercedes-Benz уже в одном шаге от рубежа — 11-е место.

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ

 

В Новосибирске расклад несколько иной. Вернула себе позиции лидера «нашемарка» LADA с результатом 2 199 проданных автомобилей и ростом продаж на 3,7% (по статистике АЕБ). На вторую строчку опустился Hyundai (2 044 авто, динамика падения 15%). Замыкает тройку лидеров регионального рынка новых автомобилей бренд Nissan с впечатляющими результатами года: 1 712 проданных машин, рекордный рост продаж 37,6%, улучшение позиции в рейтинге.

 

Далее по списку Toyota, Renault, KIA, УАЗ, Volkswagen, ГАЗ. Покинул топ-10 региональных продаж Lifan, потерявший за год в нашем городе одного дилера и 10,7% покупателей (продано 580 автомобилей). Вновь в десятке сильнейших SKODA с результатом 649 авто и 10-м местом.

 

В премиальном сегменте продолжает лидировать BMW (364 автомобиля), на втором месте Mercedes-Benz (261 авто), третий — Land Rover (85 единиц). Очень неплохо завершил год в нашем городе люкс-бренд Porsche: 96 проданных автомобилей и 21-е место в общем рейтинге продаж. В топ-листе общероссийских продаж он на 30-й строчке.

 

Всего за год в нашем регионе продано 17 885 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. У нас по-прежнему лишь около 1% общероссийского первичного авторынка и не подобающее статусу одного из крупнейших городов страны невзрачное место во втором десятке рейтинга продаж.

 

Зато по суммарным размерам рынка легковых автомобилей (с учетом бэушных машин) мы третьи в стране после Москвы и Санкт-Петербурга. У нас, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на начало последнего месяца исследуемого года на учете состояло 72 040 автомобилей, из них 87,2% — неновые.

 

На тысячу жителей у нас приходится шесть новых машин и 39 с пробегом. По первичному показателю мы на предпоследней строчке в топ-20 городов по объему автопарка, ниже нас только Владивосток с индексом 4/1000. Зато там самое высокое в стране соотношение бэушных машинок на душу населения: 50/1000. Кстати, по вторичному показателю Москва на нижней строчке этого топа: 22/1000.

 

Всего в России на 1 января 2018 года парк автомобильной техники составил 50,6 млн единиц. Почти 84% от этого числа приходится на легковые автомобили, что соответствует 42,4 млн экземпляров. Легкой коммерческой технике принадлежит 8% общего объема парка, или 4,1 млн машин. Немногим меньше в стране зарегистрировано грузовых автомобилей (3,7 млн шт.), что эквивалентно доле свыше 7%. Около 1% российского парка занимают автобусы, которых насчитывается чуть более 0,4 млн единиц.

 

За последние десять лет автопарк России вырос на 50%. И за время кризиса существенно постарел. Аналитики «АВТОСТАТа» констатируют, что до 2014 года на долю машин старше десяти лет приходилось около 40% авторынка, в 2015–2016 годах их доля выросла до 44–45%, а в 2017 году вышла на максимальный уровень, превысив отметку в 50%. То есть каждый второй автомобиль, продаваемый на вторичном рынке, старше десяти лет.

 

 

ВТОРИЧНЫЙ  АВТОРЫНОК

 

Российский рынок легковых автомобилей с пробегом в 2017 году тоже подрос. Но не так заметно, как первичный, — на 2,1% (по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ»). Всего за предыдущий сезон в стране было продано 5,3 млн бэушных автомобилей.

 

Так же как и в продажах новых автомобилей, в секонд-хенд-секторе лидирует LADA, на долю которой в прошлом году пришлось 27% общего объема продаж: 1 млн 443 тыс. штук и чуть заметная отрицательная динамика (-0,2%) к результату 2016 года. На втором месте — Toyota (реализовано 586,5 тыс. экземпляров, -0,6%). Замыкающий тройки лидеров — Nissan с результатом 284,6 тыс. машин и ростом на 3,1%. Лидер динамики в десятке сильнейших — KIA (+13,1%).

 

Среди моделей лидерство в России сохранила LADA-2114, объем вторичного рынка которой в 2017 году составил 13,4 тыс. единиц, что на 0,8% ниже результата годичной давности. На второй позиции в модельном рейтинге LADA-2107 (141,2 тыс. шт., -3,2%). Третья строчка у Ford Focus (132,7 тыс. шт., +2,6%). Наши региональные модельные предпочтения отличаются от столичных: в Сибири на вторичном рынке первенствует Toyota Corolla.

 

Позиции Новосибирска на вторичном авторынке России получше, чем на первичном: мы в десятке сильнейших регионов. На последней строчке топ-10. Наш результат — 130,4 тыс. проданных за год бэушных автомобилей, рост продаж на 2,8% и 2,5%-ная доля российского рынка. Возглавляют этот рейтинг, естественно, столичные регионы. И, кстати, на этом поле Московская область в 2017 году впервые обогнала Москву. Столица потеряла 9,2% покупателей, в то время как прилегающая к ней область приросла на 4,1%.

 

Любопытный факт: согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в Москве за 2017 год сменили своих владельцев около 433 тыс. легковых автомобилей с пробегом и при этом только 40% из них остались в столице, остальные мигрировали в другие регионы. В том числе и в Новосибирскую область в количестве 3 604 шт.

 

ФИНАНСОВАЯ  СОСТАВЛЯЮЩАЯ

 

По итогам минувшего года выручка от продажи новых легковых автомобилей в нашей стране составила порядка 1,97 трлн рублей. Это на 14,7% больше, чем в 2016 году. Достигнутый результат выше уровня 2011 года, когда этот показатель был равен 1,87 трлн руб., но пока далек от уровня 2012–2014 годов, когда россияне ежегодно тратили на покупку новых автомобилей не менее 2,3 трлн руб.

 

Как отмечают эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», помимо самого роста рынка в 2017 году, влияние на увеличение выручки оказало и повышение цен. Так, за год цены на новые автомобили выросли в среднем на 5%.

 

Наибольшую выручку от продажи новых легковых автомобилей в России по итогам 2017 года получила Toyota. Ее показатель составил 217 млрд руб., что на 2,5% меньше, чем годом ранее. На второе место в этом рейтинге поднялась KIA, которая в прошлом году от продажи машин получила 202,5 млрд руб., улучшив результат 2016 года на 36%. Третью позицию заняла LADA, выручка которой увеличилась на четверть, до 170 млрд руб. Совсем чуть-чуть уступил ей Hyundai (169,5 млрд руб., +21,5%). Замкнул пятерку лидеров премиум-бренд Mercedes-Benz (150 млрд руб., -2%).

 

В топ-10 по заработанным деньгам Volkswagen, Renault, BMW и Nissan — выручка каждого из этих брендов превысила 100 млрд руб. Последний в этой десятке Lexus c результатом около 94 млрд руб. (-1,5%).

 

Ожидается, что в наступившем 2018 году россияне потратят на новые автомобили процентов на 20–25 больше. Поддержат таким образом рост рынка, омоложение автопарка и повысят свое личное благосостояние.

Материалы по теме

  • Иномарок в России больше, чем отечественных авто
  • За год легковые автомобили в России подорожали на 18%
  • Ford Focus остается самой популярной иномаркой на вторичном рынке
  • За последний месяц цены изменились у 25 марок
  • За последний месяц цены изменились у 30 марок