ПЕРЕОБУВАЕМ ШИНЫ
Это обязательная операция – ездить летом на зимних шинах как минимум небезопасно, а если они еще и ошипованы – запрещено. Чем небезопасно? Резина мягче – страдают управляемость, динамика, а самое страшное – тормозной путь удлиняется почти в два раза! Кроме того, зимний протектор плохо держит колесо на мокром асфальте и существенно повышает риск аквапланирования.
Тем, кто хотел сэкономить – «доносить» отживающую свое зимнюю резину вместо покупки новой летней стоит обратить внимание на риски. Тем же, кто просто не видит разницы между сезонными шинами нелишне учитывать и экономический фактор: эксплуатируемые в тепло зимние колеса до холодов не доживут – износятся. А они дороже летних.
Итак, решено – меняем. Но прежде, чем «переобуться», неновые шины стоит осмотреть на предмет повреждений и износа – остаточная глубина летнего протектора определяется по индикаторам износа, если они на шине имеются, но в любом случае должна быть не менее 1,6 мм (для легковых автомобилей).
Где меняем зимнюю «обувь» на летнюю? Вручную в гаражах сейчас уже мало кто перебортовывает резину – очень трудоемкая операция без спецоборудования. Колеса в сборе с дисками – да, можно и самому, но пересадить на одни и те же диски шины другого сезона рациональнее всего на ближайшей шиномонтажке.
Почему не на «доверенной СТО»? Можно, конечно, и там, если там эта услуга предлагается и заказана «подготовка к лету» по полному циклу. Но, это и, скорее всего, дороже, и лишает возможности самому заглянуть в «заколесье». А рекомендуется проинспектировать и детали тормозной системы, и подвески…
ПРОВЕРЯЕМ ТОРМОЗА
Осматриваем тормозные диски, шланги и колодки. Оцениваем состояние, износ. При обнаружении несоответствий устраняем. Вспоминаем, когда последний раз меняли тормозную жидкость, и сколько ее должно быть. Если есть сомнения – меняем, доливаем. Если не поменять сомнительную жидкость, может оказаться, что она перенапитана влагой, будет закипать, создавать паровые пробки в системе, и вместо остановки автомобиля вы получите провал педали тормоза в самый неподходящий момент.
Если все это делается «по доверенности», на СТО должны инструментально проинспектировать износ дисков, колодок, специальным тестером оценить пригодность тормозной жидкости к дальнейшей эксплуатации.
ОСМАТРИВАЕМ ПОДВЕСКУ
Если вы до этого ни разу ее не видели, то вряд ли сможете оценить опасность степени наблюдаемой коррозии, определить износ, отсутствие дефектов… Это, при отсутствии опыта, лучше доверить СТО.
МОЕМ РАДИАТОР
За зиму в сотах радиатора скапливается большое количество грязи и пыли, которые могут вывести из строя систему охлаждения автомобиля, и как следствие, вызвать перегрев двигателя. То есть, его надо бы помыть. Как? Для самоуспокоения – хотя бы обычной водой с помощью обычного дачного опрыскивателя. Хорошо бы и со стороны двигателя, сняв чехол. То есть, без серьезного демонтажа. Но это малоэффективно.
Лучше снять решетку радиатора, продуть соты сжатым воздухом и затем промыть. Если есть стойкие отложения – использовать спецсредства. Но для качественного выполнения процедуры радиатор надо снять и хорошенько промыть его и снаружи и изнутри. На хорошей СТО это сделают, скорее всего, быстрее и лучше, чем самокустарным способом.
ОТКРЫВАЕМ КАПОТ
Что там можно увидеть интересного? Помимо почищенного радиатора? Как минимум, бачок с тормозной жидкостью, - тот самый, который показывает ее уровень и кондиционность: прозрачность, однородность, безосадочность.
Что еще? Аккумулятор. Его надо бы очистить от грязи, пыли, убедиться в отсутствии течей. И хотя бы раз в год АКБ рекомендуется заряжать, и обязательно подзаряжать при наличии признаков необходимости этой процедуры:
- индикатор заряда (если таковой имеется) уже не зеленый;
- напряжение между клеммами подключенного к бортсети аккумулятора ниже 12 В;
- стартер крутит вяло, салонное освещение меркнет.
Если аккумулятор обслуживаемый (с пробочками), то все еще интереснее! Желательно помимо перечисленного отвинтить, прочистить пробочки, заглянуть на уровень электролита, померить его плотность, рассмотреть пластины… И по окончании всех работ (чистки, замеров, доливки, зарядки) протянуть клеммы, смазать их, подтянуть крепеж АКБ.
Еще под капотом прячутся свечи зажигания. Если они доступны для самостоятельного вывинчивания, не мешает аккуратненько, чтобы не переломать изоляторы, сделать это, убедиться в целостности, сухости, оценить нагар, и при необходимости счистить его. Промыть, просушить и, не прилагая особых усилий, ввернуть в исходное положение.
Осталось осмотреть ремни приводов вспомогательных агрегатов, проконтролировать их натяжение. И проверить уровни во всех бачках всех жидкостей, вспомнить сроки их замены, принять надлежащие меры, если они требуются. Можно поставить свежий воздушный фильтр – стоимость копеечная, операция быстрая, а с нашими дорогами делать это раз в полгода даже и целесообразно.
После чего подкапотный регламент можно считать завершенным.
САЛОННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Поддержка чистоты салона СТОшной «химией» или самостоятельными пылесосно-тряпочно-аэрозольными процедурами к весенним регламентным работам не относится – это не лишне проводить круглый год по мере запыления. Но и приурочить генеральную уборку салона к открытию летнего сезона не помешает.
А вот заменить салонный фильтр перед аллергоопасным сезоном стоит. Тем более, что чистый фильтр быстрее будет справляться с запотеванием стекол при пилотировании в ливни.
Очищать от потоков воды стекла снаружи должны работоспособные «дворники». Ставили зимние? Верните летние – они лучше справятся. Мало того, силикон зимних щеток за лето изотрется и до следующего снега не дотянет – тут, как и с шинами: соблюдение сезонности – залог безопасности и снижение расходов на содержание автомобиля.
КУЗОВНЫЕ РАБОТЫ
Мыть кузов однозначно лучше самому. Тем более, что сейчас, в период «пока все дома» даже попытка заблаговременной записи на мойку может не увенчаться успехом. В общем, своими руками получится, скорее всего, и быстрее, и лучше, и, самое главное, полезнее для машинки. Потому что либо при обследовании кузова губкой, либо в процессе протирки после бесконтактной мойки вы точно увидите много всего интересного на лакокрасочном покрытии и обвесах: незамеченные ранее последствия стоянки на тесных парковках, сколы+царапины дорожного и внедорожного происхождения.
Ну а раз увидите, то и локализуете потенциальные очаги коррозийных заболеваний кузова. Для этого автохимические производители придумали множество баллончиков, тюбиков и маркеров – есть время и повыбирать и, скрупулёзно изучив инструкции, применить. И хорошо бы после всего этого еще и заполировать кузов с нанесением защитного покрытия. Но это уже эффективнее получится у спецсервиса – как раз ваша очередь и подойдет.
А как быть с царапинами на пластике неокрашенного бампера? Кустарных способов полного восстановления первозданной красоты пластиковых обвесов, увы, не существует. Есть более или менее трудоёмкие со шпаклёвками, грунтами, покраской специальными текстурными красками… А есть простой, дешевый и эффективный способ маскировки борозд обычным сапожным кремом. Он, кстати, обладает водоотталкивающими свойствами, поэтому держится долго.
***
Это минимум, список можно и расширить не только дозаправкой всего, что заправляется, но и полной заменой всех технических жидкостей, обновлением расходников - хуже не будет, а и агрегат дольше проработает, и на предмет безопасности спокойнее себя чувствовать будете - вероятность, что в самый неподходящий момент чего-нибудь сломается существенно понизится. А уверенность и в автомобиле, и в себе - повысится.
Фото АВТОСОЮЗ, Nokian Tyres, BOSCH