Нужен ли кроссоверу полный привод

Нужен ли кроссоверу полный привод

25.03.2021

Во время очередного тест-драйва очередной переднеприводной кроссоверообразной новинки рынка поинтересовался у представителя бренда: а когда ждать «вэдовую» версию? «Никогда!» – Заявил представитель.

В общем-то, ничего нового не услышал – делать нечто внешне похожее на то, что пользуется интересом у народа, и заполнять этим наш рынок, в надежде, что хоть кто-то «поведётся», у нас давно практикуется. Но то, что услышал в ответ на следующий свой вопрос «А почему?» заставило поглубже окунуться в эту тему: «А потому, что полный привод, это уже вчерашний день! – заявил представитель. – Вы, СМИ, должны разъяснять народу, что современному автомобилю полный привод не нужен: достаточно хорошего дорожного просвета и продвинутой электроники».

 

Ну что ж. Сами попросили…

 

Лично я считаю, что моноприводный кроссовер, это недоразумение. Да и вообще кроссовер по определению автомобиль повышенной проходимости. И если для неё достаточно высокого клиренса и электричества в проводах, то тогда и троллейбус кроссовер. И еще я считаю, что полный привод, это не только проходимость, но и уверенность, и, самое главное, – безопасность. И нет пока еще такой электроники, которая в состоянии «поспорить» с четырьмя ведущими колёсами.

 

Но это я как водитель-консерватор так считаю. С более чем 20-летним стажем преодоления разнообразных дорожных неприятностей и внедорожных приятностей. А как редактор СМИ обязан подойти к изучению проблемы объективно, пытаясь посмотреть на полный привод с различных точек зрения.

 

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

 

Например, с точки зрения инженеров Audi, которые почему-то не только свои SUV, а и откровенно легковые автомобили оборудуют системой постоянного полного привода quattro. И объясняют это тем, что «quattro добавляет динамики вождению и делает его безопасным и захватывающим, помогая следовать оптимальной траектории». 

 

А еще один уважаемый полноприводник Subaru со своей оригинальной системой Symmetrical AWD, считает, что благодаря этой технологии достигается «высокая устойчивость даже на неоднородном покрытии, высокая проходимость, легкость в управлении, хорошая разгонная динамика».

 

Это не говоря уже о традиционных внедорожных брендах. И не говоря уже о настоящих внедорожниках, немыслимых без 4WD. – Мы же про кроссоверы. А кстати, что такое кроссовер – это деградирующий внедорожник, или эволюционирующее легковое авто?

 

Наверное, от ответа на этот вопрос – от того, как кто понимает сущность кроссовера, и зависит то, чем он и должен характеризоваться как автомобиль. Полным приводом, например, или его отсутствием.

 

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЗДАТЕЛЕЙ

 

Изобретатели самого первого в мире кроссовера (того, что сегодня таковым считается) – инженеры Toyota, в восьмидесятых годах прошлого столетия подарившие миру RAV4 и открывшие таким образом новую эру в автомобилестроении, осознавали его сущность в полноприводном исполнении. И даже в название культовой модели внедрили «четвёрку», намекающую на 4х4 (Recreation Active Vehicle 4WD). То есть, классический кроссовер – это полноприводный автомобиль. Но уже с оговоркой: для американских хайвеев серийный первокроссовер сделали и в моноприводном варианте.

 

То есть, всё-таки можно и «моно», если в полном приводе нет никакой необходимости? Лишь бы кузов помоднее и посадка повыше? Получается, что да, раз уж сами родители первокроссовера такое допустили.

 

И началось… Рыночный успех RAV4 размыл грань между внедорожниками и легковушками, в образовавшуюся нишу рванули все, кому не лень: и производители «джипов», и создатели хэтчбеков. Упрощенные внедорожники в народе стали называть «паркетниками», отлифтованные и дооборудованные полным приводом универсалы «вСедорожниками». Дошло до того, что оснащенные разнообразными системами полного привода «паркетники» уже пытаются называть вНедорожниками…

 

Ниша оказалось настолько ёмкой, что даже кто не успел, тот не опоздал – и сегодня не поздно придумать собственный кроссовер – взять, например, уже имеющуюся в распоряжении легковую платформу, нарисовать на неё руками модного дизайнера внедорожный кузов, поставить всё это на приподнятую подвеску, навинтить большие колёса… Но приделывать ли при этом полный привод?

 

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАРКЕТОЛОГОВ

 

На решение делать ли кроссовер полнофункциональным, либо ограничить универсальность его применения удешевлением производства влияют маркетологи. Они изучают рынок и рекомендуют, что обязательно должно быть в автомобиле, а без чего на том или ином рынке можно обойтись. Какие двигатели, трансмиссии наиболее востребованы, какой тип привода предпочитают будущие покупатели машинки.

 

И какая картина наблюдается, к примеру, в самом бурнорастущем на российском рынке сегменте компакт-кроссоверов? Если не заглядывать за грани этого сегмента, где очень неплохо продаются «вэдовые» машинки, то окажется, что у большинства уже представленных на нашем рынке моделей B-SUV полный привод вообще отсутствует. А у тех, где он выжил, продажи полноприводных версий ниже, чем беспомощных (у самого популярного на общероссийском рынке представителя класса Hyundai Creta лишь 28%, у Nissan Qashqai столько же). И стоит ли при таком спросе выводить на рынок то, что дороже, но менее востребовано?

 

Вот и получаем то, что имеем. Или наоборот? – Имеем то, что получаем? Маркетинг – страшная сила. Но пиар ещё страшнее – ангажированные источники информации, если что, разъяснят то, что маркетологи придумали – что нам действительно нужно, а без чего мы обойдемся.

 

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИЛЕРОВ

 

Но продают не маркетологи и не блогеры. Автомобили продают дилеры. И с чем они сталкиваются? Выходит долгожданная новинка на рынок, но в таком варианте оснащения, продать который очень проблематично. СМИ со своей работой не справляются – народ не в курсе, что, к примеру, полный привод ему не нужен. Приходится менеджерам вести разъяснительную работу.

 

Но это не всегда помогает. Так, например, произошло с новинками Haval на старте продаж – напроизводили то, что насоветовали маркетологи, а люди почему-то спрашивают совсем другое, и готовы в очереди ждать, когда придёт именно то, что им надо (с полным приводом, в максимальной комплектации), а не то, что про их потребности придумали офисные работники.

 

Так происходит сейчас, когда стартовые версии новинок отличаются от желаемого. Так будет происходить и дальше? До тех пор, пока одни и те же грабли будут оставаться самой востребованной опцией маркетологов?

 

А с чем ещё сталкиваются продавцы? Любопытный факт: сибирские дилеры отмечают, что как только выпадает первый снег, востребованность автомобилей с полным приводом резко возрастает. Как только приходит лето, спрос выравнивается. То есть тем, ради кого работают все вышеперечисленные категории работников автоотрасли, полный привод всё-таки ещё нужен.

 

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

И, наконец, самая главная точка зрения – потребительская. Нужен или нет полный привод конкретному автовладельцу, каждый решает для себя сам. Если есть выбор, конечно, возможности, и если эта характеристика автомобиля для него вообще имеет значение.

 

Полный привод может никогда не пригодиться на жарких американских хайвэях, на гладких европейских автобанах. И даже в России, если перемещаться исключительно по маршруту дом-офис по асфальту, выглаженному летом и вовремя расчищаемому зимой. И если парковаться в крытых паркингах и на обогреваемых машино-местах.

 

Во всех остальных случаях 4WD как минимум желателен. И уже просто необходим, если на дорогах случается лёд, а вместо асфальта снег или раскисший грунт. Хорошей геометрической проходимости даже вкупе с самой продвинутой электроникой может оказаться не достаточно для уверенного и безопасного движения, что повседневно и наблюдается на обочинах наших зимних дорог.

 

Но это теория, а что на практике? А на практике тот самый первый, а на сегодняшний день и самый популярный в мире кроссовер Toyota RAV4 покупается в России преимущественно в полноприводном исполнении: свыше 80% наших автовладельцев предпочитают именно «вэдовые» версии.

 

Так нужен или нет полный привод кроссоверу?

 

Фото Renault, Geely, Toyota, АВТОСОЮЗ

Материалы по теме

  • Чего нельзя упустить при подготовке авто к лету