Не может не беспокоить факт присутствия на дорогах водителей в нетрезвом состоянии. Неадекватное, опасное для окружающих поведение, ДТП, пострадавшие… Но ведь что-то делается для борьбы с этим явлением? Что именно, и насколько это эффективно? Рассмотрим на реальном примере…
СТАТИСТИКА
Для начала немного статистики. За год в целом по стране положение дел по анализируемой проблеме немного улучшилось – за период с января по октябрь 2020 (данные по ноябрю – декабрю на момент подготовки материала не сформированы) отмечено снижение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием водителей с признаками опьянения на 3,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По официальной статистике ГИБДД зафиксировано 16 114 ДТП этой категории. Всего в России за первые 10 месяцев года произошло 120 580 ДТП.
Однако, в ряде регионов отмечено не снижение, а рост подобных происшествий. В «красной зоне» Москва, Белгородская, Воронежская, Новгородская, Новосибирская области, республики Коми, Карелия, Тыва, Алтай и ряд других территорий – из 85 регионов, по которым ведется статистика, ухудшение хотя бы по одному из параметров «пьяных» ДТП (количество происшествий, пострадавших в них) наблюдается в подавляющем большинстве – 58 – больше, чем в 2/3 субъектов.
Рекордсмен позорной статистики количества таких ДТП за указанный период Нижегородская область – 502 происшествия (для сравнения – в Москве 378), по проценту роста лидирует Ингушетия – 64,3% (при общем количестве 23 ДТП).
Самые благоприятные в этом отношении регионы – Чеченская республика – всего 18 «пьяных» ДТП, Кабардино-Балкария (30), ну и, разумеется, Чукотка – где движения интенсивного не наблюдается, но, тем не менее, зафиксировано 2 нетрезвых ДТП.
ПРОФИЛАКТИКА
Одной из самых эффективных мер по предупреждению «пьяных» ДТП должна бы быть операция «Нетрезвый водитель». В выходные и праздничные дни, как пишут в своих пресс-релизах сотрудники госавтоинспекции, – «Экипажи ДПС ГИБДД выявляют водителей в состоянии опьянения, пресекают грубые нарушения правил дорожного движения в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий. На некоторых улицах проводятся сплошные проверки водителей на состояние опьянения».
В теории всё вроде бы правильно, должно работать на снижение нетрезвых показателей, но как это профилактическое мероприятие реализуется, и к чему это приводит? Почему в большинстве регионов целевые показатели, отнюдь, не улучшаются? Рассмотрим на примере одной из «красных» зон страны – миллионника Новосибирска.
С января по октябрь 2019 года в столице Сибирского федерального округа произошло 50 ДТП с участием нетрезвых водителей, в которых 85 человек пострадало. За этот же период 2020 года зафиксировано уже 69 ДТП, 95 пострадавших. А ведь и операции «нетрезвый водитель» регулярно проводились, и интенсивность дорожного движения в этом году заметно ниже, чем в предыдущем. Так почему тогда такой неоптимистический результат? Почему эффективность профилактической работы оказалась настолько низка? Оказалось, всё дело в том, как новосибирские госавтоинспекторы относятся к проведению этого профилактического мероприятия. Корреспонденту АВТОСОЮЗа довелось стать свидетелем проведения операции «Нетрезвый водитель» и понять, кто и что способствует росту числа «пьяных» ДТП в мегаполисе. Рассказываем…
ПРАКТИКА
Итак, в то самое время, как (если верить пресс-релизам) экипажи ДПС усиленно, вплоть до сплошных проверок, выявляли нетрезвых водителей в местах концентрации ДТП, один из этих самых экипажей неожиданно обнаружился в лесополосе в паре километров от места постоянной дислокации – там, где не то чтобы интенсивного, а и вообще никакого движения транспортных средств не наблюдается. Где не то, чтобы высокой концентрации ДТП не отмечено, а и сами по себе транспортные происшествия очень маловероятны. И что члены экипажа там делали? Буквально в кустах?
В это самое время с работы возвращался уважаемый в коллективе интеллигентный молодой человек – кандидат технических наук, преподаватель. Возвращался на автомобиле с грязными ковриками. Задержался на работе – а его ждет семья перед дальней поездкой. На мойку времени уже нет, но не в грязи же путешествовать… Молодой человек так воспитан, что просто вытряхнуть землю на асфальт он не может – поэтому свернул с магистрали, подъехал к лесу (как раз в том самом месте, где прятался экипаж) и стряхнул коврики в траву. Этот поступок офицеры полиции расценили как неадекватный и приступили к задержанию водителя по подозрению в опьянении.
Модную фразу «что они там курили» в кустах, что пришли к такому выводу, употреблять, пожалуй, не стоит, но вопрос такой, естественно, возникает. А существует ли контроль за состоянием самих сотрудников ГИБДД до, во время и после проведения профилактических мероприятий? Хочется понять - в результате чего они пришли к такому неадекватному выводу? Ошибочно были набраны в состав ГИБДД, или сами и являются целью выявления профилактического мероприятия? Что нам ответили в ГИБДД, об этом ниже, а пока проследим за развитием событий.
Итак, экипаж ДПС размаскировался и с мигалками ринулся в погоню за никуда не скрывающимся водителем. Законопослушный водитель, как это и предписывается правилами, завидев иллюминацию, прижался к обочине, чтобы пропустить спешащих на какое-то очень важное задание оперативных сотрудников. Он и не подозревал, что это погоня за ним… Задержание свершилось!
Не почувствовав запаха алкоголя от водителя (а сами в скрывающих запах масках), офицеры полиции устраивают обыск автомобиля в поисках наркотиков. Не находят. Предлагают водителю «дыхнуть в трубочку». Тот не отказывается. Но «трубочку» не дают и принимаются за составление протокола. Очень неспеша - явно тянут для чего-то время.
Все это наблюдают местные жители, начинают интересоваться происходящим, обмениваться мнениями, вспоминать нашумевшие в нашем городе случаи крышевания полицией наркодилеров, – а местность к этому располагает – предполагать – почему один офицер сидит перед камерой в салоне, а второй прогуливается перед автомобилем, о чем-то шепчется с подошедшим к месту происшествия родственником задержанного – взятку вымогает? Подозревать, конечно, можно все, что угодно, но отрицать очевидный факт уклонения экипажа от выполнения служебных обязанностей в рамках профмероприятия очень сложно.
Как оказалось, время тянут, в том числе и потому, что ждут понятых. Но дождаться никак не могут – по этой дороге движения практически нет – то есть, реально остановить автомобиль, выявить что-нибудь в этом месте весьма проблематично. Но и почему на роль понятых не годятся местные жители – тоже не совсем понятно.
Тем временем в протоколе появляются фразы «изменения цвета кожных покровов водителя», «лишение права управления». На вопрос, как инспектор ГИБДД определил изменение цвета кожи, старший лейтенант полиции ответил: «Ну я не врач, я не умею определять». То есть, определять не умеет, но в протокол пишет. Эту бумажку с несоответствующими действительности сведениями подозреваемый в пьянстве и наркомании водитель подписывать не стал. Имеет право.
Наконец, спустя еще час от начала составления протокола в поле зрения возник автомобиль, и его пассажиры согласились стать понятыми. Проводится тест на содержание алкоголя в выдохе водителя, – результат 0 промилле. Инцидент исчерпан?
Но водителя не отпускают. Почему? «Но ведь этот тестер не всё показывает, нужна стационарная экспертиза для выявления и алкоголя, и наркотиков», – вежливо поясняют свои действия госавтоинспекторы.
Стационарная экспертиза (кстати, довольно унизительная процедура) также показала отсутствие следов и алкоголя, и наркотических веществ, и т.п. в организме водителя. Водителю молча выдали полагающиеся по этому случаю бумажки и быстренько-быстренько спрятались в патрульной машине. На вопрос «А вы извиниться не хотите?» Ответили: «Перед кем? И за что?» и напоследок нахамили: «Закройте дверь. С той стороны!»
Около 3 часов времени проведения мероприятия экипаж потратил на создание видимости работы, но не на саму работу. Сколько за это время упущено реальных пьяных водителей? А ведь такой методикой проведения мероприятий как раз и объясняется и гигантский рост числа «нетрезвых ДТП» и тяжести их последствий – пока обязанные выявлять, предупреждать и пресекать в кустах уклоняются от добросовестного выполнения служебных обязанностей, пьяным водителям, разъезжающим по местам концентрации ДТП нечего опасаться.
ЭТО ИСКЛЮЧЕНИЕ?
Уклонение от службы, неадекватные умозаключения, хамство – это портрет современного офицера полиции, инспектора ГИБДД? Не хотелось бы так думать. Редакция АВТОСОЮЗ отправила официальный запрос в ГИБДД с просьбой уточнить информацию, подтвердить или опровергнуть напрашивающиеся выводы об эффективности такого способа дежурства и изложить официальную позицию ГИБДД по вопросу – обязаны ли сотрудники ГИБДД хотя бы извиниться за то, что на юридическом языке квалифицируется как «унижение чести и достоинства лица». И если этого не делают сами провинившиеся, не должен ли за них извиниться непосредственный, прямой начальник?
Оказалось, что адекватность сотрудников ГИБДД вряд ли стоит подвергать сомнению, потому что, во-первых, «При заключении контракта о приеме на службу в ОВД кандидат проходит военно-врачебную комиссию в соответствии с приказом МВД России» (здесь и ниже цитаты из ответа по обращению). А во-вторых, «На инструктаже командир строевого подразделения или начальник подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне перед заступлением на службу по обеспечению безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка у наряда ДПС выясняет состояние здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению (отстранению сотрудника от выхода на маршрут патрулирования)».
И, судя по всему, начальство, если захочет, то может быть в курсе, где экипажи прячутся от пьяных водителей: «Контроль за нарядами ДПС ГИБДД осуществляется на основании нормативных документов МВД России, которые относятся к категории «для служебного пользования», проверка службы наряда ДПС ГИБДД осуществляется руководящим составом подразделений Госавтоинспекции».
И раз уж АВТОСОЮЗ инициировал служебную проверку, то она назначена «в отношении указанного в обращении наряда ДПС ГИБДД, по результатам проведения служебной проверки будет дана правовая оценка действиям сотрудников ДПС при проведении освидетельствования водителя на состояние опьянения и нахождения на маршруте патрулирования».
Но по поводу извинений – ни слова…
Ждем наступления «момента истины» – окончания служебной проверки. Начальство признает хоть какие-нибудь несоответствия нормам действия случайно оказавшихся в офицерских погонах нерадивых граждан, подтверждая тем самым вывод о том, что такая линия поведения экипажа ДПС – это исключение из действующих правил? Или будет покрывать, наталкивая на грустные выводы?
Однако в установленные действующим законодательством сроки информации о результатах служебной проверки, как этого требует законодательство, в редакцию АВТОСОЮЗ не поступило. Пишем повторное обращение и повторно просим изложить позицию на тему извинений.
Ответ: «Результаты проведенной служебной проверки утверждены начальником ГУ МВД России по Новосибирской области и носят информацию служебного Пользования». То есть, есть что скрывать? Ну и по поводу извинений – опять молчок. Впрочем, отсутствие ответа – это тоже ответ.
ВЫВОДЫ
При подготовке материала использованы статистические данные, инфографика и фотоматериалы с официального сайта Госавтоинспекции www.gibdd.ru