Как ГИБДД «выявляет» нетрезвых водителей

Как ГИБДД «выявляет» нетрезвых водителей

11.01.2021

Не может не беспокоить факт присутствия на дорогах водителей в нетрезвом состоянии. Неадекватное, опасное для окружающих поведение, ДТП, пострадавшие… Но ведь что-то делается для борьбы с этим явлением? Что именно, и насколько это эффективно? Рассмотрим на реальном примере…

СТАТИСТИКА

 

Для начала немного статистики. За год в целом по стране положение дел по анализируемой проблеме немного улучшилось – за период с января по октябрь 2020 (данные по ноябрю – декабрю на момент подготовки материала не сформированы) отмечено снижение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием водителей с признаками опьянения на 3,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По официальной статистике ГИБДД зафиксировано 16 114 ДТП этой категории. Всего в России за первые 10 месяцев года произошло 120 580 ДТП.

 

Однако, в ряде регионов отмечено не снижение, а рост подобных происшествий. В «красной зоне» Москва, Белгородская, Воронежская, Новгородская, Новосибирская области, республики Коми, Карелия, Тыва, Алтай и ряд других территорий – из 85 регионов, по которым ведется статистика, ухудшение хотя бы по одному из параметров «пьяных» ДТП (количество происшествий, пострадавших в них) наблюдается в подавляющем большинстве – 58 – больше, чем в 2/3 субъектов.

 

 

Рекордсмен позорной статистики количества таких ДТП за указанный период Нижегородская область – 502 происшествия (для сравнения – в Москве 378), по проценту роста лидирует Ингушетия – 64,3% (при общем количестве 23 ДТП).

 

Самые благоприятные в этом отношении регионы – Чеченская республика – всего 18 «пьяных» ДТП, Кабардино-Балкария (30), ну и, разумеется, Чукотка – где движения интенсивного не наблюдается, но, тем не менее, зафиксировано 2 нетрезвых ДТП.

 

ПРОФИЛАКТИКА

 

Одной из самых эффективных мер по предупреждению «пьяных» ДТП должна бы быть операция «Нетрезвый водитель». В выходные и праздничные дни, как пишут в своих пресс-релизах сотрудники госавтоинспекции, – «Экипажи ДПС ГИБДД выявляют водителей в состоянии опьянения, пресекают грубые нарушения правил дорожного движения в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий. На некоторых улицах проводятся сплошные проверки водителей на состояние опьянения».

 

В теории всё вроде бы правильно, должно работать на снижение нетрезвых показателей, но как это профилактическое мероприятие реализуется, и к чему это приводит? Почему в большинстве регионов целевые показатели, отнюдь, не улучшаются? Рассмотрим на примере одной из «красных» зон страны – миллионника Новосибирска.

 

С января по октябрь 2019 года в столице Сибирского федерального округа произошло 50 ДТП с участием нетрезвых водителей, в которых 85 человек пострадало. За этот же период 2020 года зафиксировано уже 69 ДТП, 95 пострадавших. А ведь и операции «нетрезвый водитель» регулярно проводились, и интенсивность дорожного движения в этом году заметно ниже, чем в предыдущем. Так почему тогда такой неоптимистический результат? Почему эффективность профилактической работы оказалась настолько низка? Оказалось, всё дело в том, как новосибирские госавтоинспекторы относятся к проведению этого профилактического мероприятия. Корреспонденту АВТОСОЮЗа довелось стать свидетелем проведения операции «Нетрезвый водитель» и понять, кто и что способствует росту числа «пьяных» ДТП в мегаполисе. Рассказываем…

 

ПРАКТИКА

 

Итак, в то самое время, как (если верить пресс-релизам) экипажи ДПС усиленно, вплоть до сплошных проверок, выявляли нетрезвых водителей в местах концентрации ДТП, один из этих самых экипажей неожиданно обнаружился в лесополосе в паре километров от места постоянной дислокации – там, где не то чтобы интенсивного, а и вообще никакого движения транспортных средств не наблюдается. Где не то, чтобы высокой концентрации ДТП не отмечено, а и сами по себе транспортные происшествия очень маловероятны. И что члены экипажа там делали? Буквально в кустах?

 

В это самое время с работы возвращался уважаемый в коллективе интеллигентный молодой человек – кандидат технических наук, преподаватель. Возвращался на автомобиле с грязными ковриками. Задержался на работе – а его ждет семья перед дальней поездкой. На мойку времени уже нет, но не в грязи же путешествовать… Молодой человек так воспитан, что просто вытряхнуть землю на асфальт он не может – поэтому свернул с магистрали, подъехал к лесу (как раз в том самом месте, где прятался экипаж) и стряхнул коврики в траву. Этот поступок офицеры полиции расценили как неадекватный и приступили к задержанию водителя по подозрению в опьянении.

 

Модную фразу «что они там курили» в кустах, что пришли к такому выводу, употреблять, пожалуй, не стоит, но вопрос такой, естественно, возникает. А существует ли контроль за состоянием самих сотрудников ГИБДД до, во время и после проведения профилактических мероприятий? Хочется понять - в результате чего они пришли к такому неадекватному выводу? Ошибочно были набраны в состав ГИБДД, или сами и являются целью выявления профилактического мероприятия? Что нам ответили в ГИБДД, об этом ниже, а пока проследим за развитием событий.

 

Итак, экипаж ДПС размаскировался и с мигалками ринулся в погоню за никуда не скрывающимся водителем. Законопослушный водитель, как это и предписывается правилами, завидев иллюминацию, прижался к обочине, чтобы пропустить спешащих на какое-то очень важное задание оперативных сотрудников. Он и не подозревал, что это погоня за ним… Задержание свершилось!

 

Не почувствовав запаха алкоголя от водителя (а сами в скрывающих запах масках), офицеры полиции устраивают обыск автомобиля в поисках наркотиков. Не находят. Предлагают водителю «дыхнуть в трубочку». Тот не отказывается. Но «трубочку» не дают и принимаются за составление протокола. Очень неспеша - явно тянут для чего-то время.

 

Все это наблюдают местные жители, начинают интересоваться происходящим, обмениваться мнениями, вспоминать нашумевшие в нашем городе случаи крышевания полицией наркодилеров, – а местность к этому располагает – предполагать – почему один офицер сидит перед камерой в салоне, а второй прогуливается перед автомобилем, о чем-то шепчется с подошедшим к месту происшествия родственником задержанного – взятку вымогает? Подозревать, конечно, можно все, что угодно, но отрицать очевидный факт уклонения экипажа от выполнения служебных обязанностей в рамках профмероприятия очень сложно.

 

Как оказалось, время тянут, в том числе и потому, что ждут понятых. Но дождаться никак не могут – по этой дороге движения практически нет – то есть, реально остановить автомобиль, выявить что-нибудь в этом месте весьма проблематично. Но и почему на роль понятых не годятся местные жители – тоже не совсем понятно.

 

Тем временем в протоколе появляются фразы «изменения цвета кожных покровов водителя», «лишение права управления». На вопрос, как инспектор ГИБДД определил изменение цвета кожи, старший лейтенант полиции ответил: «Ну я не врач, я не умею определять». То есть, определять не умеет, но в протокол пишет. Эту бумажку с несоответствующими действительности сведениями подозреваемый в пьянстве и наркомании водитель подписывать не стал. Имеет право.

 

Наконец, спустя еще час от начала составления протокола в поле зрения возник автомобиль, и его пассажиры согласились стать понятыми. Проводится тест на содержание алкоголя в выдохе водителя, – результат 0 промилле. Инцидент исчерпан?

 

Но водителя не отпускают. Почему? «Но ведь этот тестер не всё показывает, нужна стационарная экспертиза для выявления и алкоголя, и наркотиков», – вежливо поясняют свои действия госавтоинспекторы.

 

Стационарная экспертиза (кстати, довольно унизительная процедура) также показала отсутствие следов и алкоголя, и наркотических веществ, и т.п. в организме водителя. Водителю молча выдали полагающиеся по этому случаю бумажки и быстренько-быстренько спрятались в патрульной машине. На вопрос «А вы извиниться не хотите?» Ответили: «Перед кем? И за что?» и напоследок нахамили: «Закройте дверь. С той стороны!»

 

Около 3 часов времени проведения мероприятия экипаж потратил на создание видимости работы, но не на саму работу. Сколько за это время упущено реальных пьяных водителей? А ведь такой методикой проведения мероприятий как раз и объясняется и гигантский рост числа «нетрезвых ДТП» и тяжести их последствий – пока обязанные выявлять, предупреждать и пресекать в кустах уклоняются от добросовестного выполнения служебных обязанностей, пьяным водителям, разъезжающим по местам концентрации ДТП нечего опасаться.

 

ЭТО ИСКЛЮЧЕНИЕ?

 

Уклонение от службы, неадекватные умозаключения, хамство – это портрет современного офицера полиции, инспектора ГИБДД? Не хотелось бы так думать. Редакция АВТОСОЮЗ отправила официальный запрос в ГИБДД с просьбой уточнить информацию, подтвердить или опровергнуть напрашивающиеся выводы об эффективности такого способа дежурства и изложить официальную позицию ГИБДД по вопросу – обязаны ли сотрудники ГИБДД хотя бы извиниться за то, что на юридическом языке квалифицируется как «унижение чести и достоинства лица». И если этого не делают сами провинившиеся, не должен ли за них извиниться непосредственный, прямой начальник?

 

Оказалось, что адекватность сотрудников ГИБДД вряд ли стоит подвергать сомнению, потому что, во-первых, «При заключении контракта о приеме на службу в ОВД кандидат проходит военно-врачебную комиссию в соответствии с приказом МВД России» (здесь и ниже цитаты из ответа по обращению). А во-вторых, «На инструктаже командир строевого подразделения или начальник подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне перед заступлением на службу по обеспечению безопасности дорожного движения и охраны общественного порядка у наряда ДПС выясняет состояние здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению (отстранению сотрудника от выхода на маршрут патрулирования)».

 

И, судя по всему, начальство, если захочет, то может быть в курсе, где экипажи прячутся от пьяных водителей: «Контроль за нарядами ДПС ГИБДД осуществляется на основании нормативных документов МВД России, которые относятся к категории «для служебного пользования», проверка службы наряда ДПС ГИБДД осуществляется руководящим составом подразделений Госавтоинспекции».

 

И раз уж АВТОСОЮЗ инициировал служебную проверку, то она назначена «в отношении указанного в обращении наряда ДПС ГИБДД, по результатам проведения служебной проверки будет дана правовая оценка действиям сотрудников ДПС при проведении освидетельствования водителя на состояние опьянения и нахождения на маршруте патрулирования».

 

Но по поводу извинений – ни слова…

 

Ждем наступления «момента истины» – окончания служебной проверки. Начальство признает хоть какие-нибудь несоответствия нормам действия случайно оказавшихся в офицерских погонах нерадивых граждан, подтверждая тем самым вывод о том, что такая линия поведения экипажа ДПС – это исключение из действующих правил? Или будет покрывать, наталкивая на грустные выводы?

 

Однако в установленные действующим законодательством сроки информации о результатах служебной проверки, как этого требует законодательство, в редакцию АВТОСОЮЗ не поступило. Пишем повторное обращение и повторно просим изложить позицию на тему извинений.

 

Ответ: «Результаты проведенной служебной проверки утверждены начальником ГУ МВД России по Новосибирской области и носят информацию служебного Пользования». То есть, есть что скрывать? Ну и по поводу извинений – опять молчок. Впрочем, отсутствие ответа – это тоже ответ.

 

ВЫВОДЫ

 

  1. Не стоит рассчитывать на уменьшение количества пьяных на дорогах до тех пор, пока бездействие экипажей ДПС покрывается начальством.
  2. Не поддавайтесь на провокации инспекторов ГИБДД, предлагающих подписывать сочиненные ими бумажки с вымышленными сведениями. Ложные сведения имеете право не подтверждать своей подписью.
  3. Не надейтесь на то, что если вы ни в чем не виноваты, то встреча с экипажем ДПС не доставит вам неприятностей. Готовьтесь потерять кучу времени и нервов.
  4. Не рассчитывайте на естественные для культурных воспитанных людей взаимоотношения с сотрудниками ГИБДД. Извинений за хамство вы от них не дождетесь.
  5. Не тешьте себя иллюзиями, что неадекваты в погонах несут хоть какую-то ответственность за свое поведение. Эта информация исключительно «Для служебного пользования».
  6. А самое главное – не пускайте себя за руль даже со всего одной каплей алкоголя в крови. Никогда!

 

При подготовке материала использованы статистические данные, инфографика и фотоматериалы с официального сайта Госавтоинспекции www.gibdd.ru

 

 

Материалы по теме

  • Госавтоинспекция проконтролировала состояние дорог Новосибирской области
  • Бердские школьники призывают водителей к соблюдению ПДД
  • Городской финал конкурса «Безопасное колесо – 2014» пройдет в Автогородке
  • В Новосибирской области начался «Год дорожной разметки»
  • Спасение пешехода