Бестселлером китайского авторынка с момента своего рождения – с 2010 года вплоть до 2015 года включительно был минивэн Wuling Hongguang. Китайский автомобиль, созданный совместным с #gm предприятием. И был бы он плох, вряд ли под брендом #chevrolet и с именем Enjoy распространился бы за пределы Поднебесной.
В 2016 году на посту лидера рынка его сменил Haval H6 (по данным портала глобальной статистики focus2move). Вряд ли стоит объяснять, что это исконно китайский автомобиль.
В 2017-м «номером один» рынка Китая стал поднявшийся с третьего места компакт-седан Volkswagen Lavida. Наконец-то у китайцев распахнулись глаза, и они увидели настоящие автомобили? Но вообще-то Lavida – это разработанная самими китайцами для себя же любимых малолитражка, с которой бренд #volkswagen решил дебютировать 100-процентной китайской сборкой на местном рынке. То есть, бренд немецкий, а автомобиль китайский. Точнее – еврокитайский, потому как строили его хоть и национальные кадры, но на фольксвагеновской платформе, на Шанхайском заводе VW. Другими словами, Volkswagen Lavida по определению иномарка, а по факту китайский автомобиль.
К началу 2020 года еврокитаец Lavida отвоевал долю рынка 2,4% и в 2020 по данным focus2move вроде как уступил лидерство вице-бестселлеру Nissan Sylphy с долей 2,1%. По другим источникам так и остался в лидерах, а у Sylphy лишь 6 место. С точки зрения «какие авто любят китайцы» это не принципиально важно, потому что Sylphy – авто китайского производства. В переводе на российский автоязык, это #nissan Almera. Он же Bluebird, он же Sentra, он же… Японская модель, адаптированная к местному рынку.
И еще «не принципиально» потому что только модель «номер один» не в полной мере характеризует предпочтения национальных рынков. Надо бы посмотреть пошире. Кто следующий? А следующий Haval H6 , который был лидером рынка в 2016 году и продолжает оставаться одним из самых любимых китайцами автомобилей и по настоящее время.
Впрочем, разные источники приводят различные соотношения продаж в модельном топ-10 китайского авторынка, но в целом близки по составу. В десятку «любимейших» помимо уже названных лидеров, вице- и вице-вице входят #toyota Corolla, Volkswagen Bora, GAC Trumpchi, Foton Light Truck, Chana, #changan CS 75, Geely Bo Yue… Опять же состав «десятки сильнейших» больше десяти моделей, если сопоставить все источники статистики по поднебесному авторынку. Можно увидеть и Volkswagen Sagitar и начавшего отчетный период Wuling Hongguang… Что-то нелюбви китайцев собственных автомобилей пока не наблюдается.
Но модельный топ-10, это лишь 14,4% «поднебесного» рынка. А что предпочитают остальные китайцы?
На крупнейшем авторынке мира в период с января по май 2020 включительно по данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM) продано 7,96 млн. автомобилей, что на 22,6% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В мае продажи выросли на 5,9% по сравнению с апрелем и на 14,5% в годовом исчислении. Это в то время, когда другие рынки рушатся.
И все 100% проданных в Китае авто произведены в Китае. Это вопрос национальной экономической политики: иностранный бренд может продавать на территории Поднебесной исключительно продукцию совместных предприятий, в которых китайская сторона должна быть держателем не менее 51% акций.
Но, может быть, стоит посмотреть на структуру спроса в контексте национальных брендов? Самый популярный в Китае китайский бренд Changan (по статистике продаж с января по апрель 2020 по данным VERcity) занимает на рынке долю 5,3%, следующий за ним #geely – 4,9%. Десятка сильнейших китайских брендов держит целую треть рынка – 33,8%, а все китайские производители вместе взятые – половину продаж. Для сравнения – российские бренды на российском рынке на сегодняшний день занимают в два раза меньшую долю – 27,2%. Так любят или не любят китайцы свои собственные автомобили?
Полная версия материала опубликована на канале АВТОСОЮЗ в Яндекс.Дзен: