Споры вокруг реального расхода топлива кроссоверов Haval российского производства не утихают: китаефобы бездоказательно негодуют, что едят они не меньше 18 литров на сотню, реальные владельцы парируют эти глупости фотодоказательствами с расходом 6,0 л/100 км. И где истина?
Редакция АВТОСОЮЗ организовала развёрнутый тест расхода топлива. Договорились с ближайшим дилерским центром Haval о предоставлении на исследование тестового экземпляра 2-литрового Haval F7x, о невмешательстве в процесс экспертизы, и…
Сказать, что мы были очень удивлены полученными результатами, это слишком мягко. Они оказались настолько неожиданными, что… Но обо всём по порядку.
Итак, экспертизу расхода спланировали многоуровневую, комплексную:
Экспертиза проведена, готовы отчитаться.
Условия теста: зима, температура за бортом минус 11 – минус 14. Небольшой снег, лёгкий позёмок. Дороги наконец-то расчищены после недавнего обильного снегопада, но местами с присыпанной свежим снежком пленкой подмороженного результата работы противогололёдного реагента – то есть скользкие. Маршрут 100 км город/трасса в соотношении примерно 50/50. Понедельник, середина дня, трафик средний – плотность движения от 3 до 5 баллов по статистике Яндекс.Пробок.
Заправляем бак до щелчка пистолета, ставим автомобиль на горизонтальную площадку перед дилерским центром, обнуляем статистику предыдущего забега (перед нами автомобиль примерно час прогревался и столько же путешествовал по утренним пробкам в режиме SNOW с активным водителем за рулём). Фиксируем параметры.
Остаюсь в салоне в одиночестве. Мой вес в зимней одежде примерно 90 кг, багажник пустой. Выбираю не самый экономичный режим NORMAL, определяюсь со стилем вождения. Ожидаемые условия движения предполагают режим «пенсионерский» – без резких движений рулём и педалями – скользко же, – с чуть увеличенной по этой же причине дистанцией до впередиидущего автомобиля, с по возможности скрупулёзным соблюдением скоростного режима (без бесштрафных +20, но и без неоправданных 40 там, где можно 60). Стартую. Получилось в не уменьшающем расход режиме 4WD, – с небольшой пробуксовкой.
РАСХОД НА ТАБЛО
Сразу после старта средний расход на табло нарисовался 29,9 л/100 км. Средняя скорость высчиталась 3 км/ч, реальная скорость при этом достигла уже 49 км/ч. Через 5 км пути показания среднего расхода снизились до 19,3 л/100 км, средняя скорость 9 км/ч. Ещё пара километров, и электроника насчитывает уже 14,9 средний расход при средней скорости 14 км/ч. Приближаюсь к выезду за город на 62 км/ч.
Пересёк городскую черту, можно разогнаться до 90 км/ч. Но больше восьмидесяти не получается – фуры-фуры-фуры…, видимость не очень (метелисто), затяжные участки под знаком «обгон запрещён». Плетусь в потоке 60 – 80 км/ч, показания среднего расхода тем временем опустились ниже 11 л/100 км. Можно без особого ущерба для безопасности дорожного движения включить камеру на смартфоне и пофиксировать текущие показания приборов. Обратите внимание на текущий расход топлива (слева от центральной шкалы) – он убедительно объясняет, почему уменьшается средний расход.
Снова пересекаю городскую черту, теперь уже в направлении центра города. На въездном светофоре фиксирую показания: средний расход по в основном трассовому участку получился 8,7 л/100 км при средней скорости 42 км/ч.
Мы с Haval F7x в центральной части миллионника: светофоры, не очень плотные, но пробочки, активно пользующиеся несветофорными «зебрами» пешеходы. Стартовать со стоп-линий без пробуксовок получается только на хорошо присыпанных отсевом горных пород участках. Заодно экспериментирую со стилем вождения, меняя его на более агрессивный, где это возможно.
Педаль газа у Haval F7x очень «чувствительная», на скользкой дороге работать ей стоит очень деликатно во избежание неприятностей. И, как оказалось, во избежание перерасхода топлива – чуть сильнее приутопишь, и текущий расход непомерно возрастает: до 25 л/100 км при разгоне в дрифт-стиле. Работаешь помягче – текущий расход ощутимо снижается. Вслед за текущим и средний расход пошел в рост 9 – 10 л/100 км.
Пересёк мегаполис с севера на юг по самой оживлённой магистрали, приближаюсь к следующему загородному участку кольцевого маршрута. Зачастили протяженные участки с ограничением 40 км/ч. Стиль вождения снова возвращаю в спокойный режим – за окном серо, снежно и холодно, в салоне тепло и комфортно. Машинка рулится очень приятно, подвеска добросовестно отрабатывает все сюрпризы зимних городских дорог. На финальном загородном участке, на 67-м км маршрута средний расход снизился до 8,4 л/100 км при скоростях 70 – 90 км/ч (средняя 42 км/ч).
В городе, естественно, расход снова пошёл в рост. За 10 км до финиша табло показало 8,7 л/100 км.
Заранее просчитанный по Яндекс.Картам 100-километровый маршрут в реале оказался немного короче того, что показало табло при приближении к дилерскому центру. Для чистоты эксперимента и достижения спланированного пробега сделал кольцо по окрестным городским улицам. Увы, не обошлось без пробок.
На финишную черту наступил с результатом (по табло):
Пробег 100 км 100 м
Время 2 часа 34 минуты
Средняя скорость 32 км/ч.
И был просто обескуражен показаниями среднего расхода топлива:
8,8 л/100 км!!! – в 2 раза ниже того, в котором пытаются убеждать народ фэйкермены. Ожидал чего угодно, но только не этого.
А чего ожидали работники дилерского центра? Оценив мой резкий пробуксовочный старт предположили 15 литров. Опираясь на опыт ежедневных клиентских тест-драйвов руководитель отдела продаж попробовал угадать: 11-12 литров… То, что высветилось на табло – 8,8 л/100 км их не сильно удивило – «по мануалу примерно так и должно было получиться – это же чистый и корректный пробег, без прогревов и «шумахеров», как у нас».
В общем, первый уровень теста высветил результат весьма и весьма неожиданный. Но, честно говоря, стопроцентного доверия к электронике лично у меня нет. Впрочем, экспертиза на этом не закончилась. Проверяем дальше.
ПО УКАЗАТЕЛЮ УРОВНЯ ТОПЛИВА
Итак, исходные данные – полный бак – а он 56 литров, 100 км пробег, сколько осталось? Указатель уровня топлива на электронном табло Haval F7x не стрелочный, то есть абсолютно точно зафиксировать показания практически невозможно. Ориентируемся по сегментам шкалы. Всего их 8. То есть один сегмент 56:8 = 7 литров. Приблизительно. За тестовую поездку у нас съелся ровно один сегмент. Какой расход?
Так как это очень и очень маловероятно, допускаем, что некоторое количество дополнительных литров уместилось в заправочную горловину – от границы бака до носика пистолета. Сколько точно – не знает никто, так что точного результата здесь получить невозможно. И как при этом относиться к литровому эквиваленту сегментиков тоже не совсем понятно – как их рисует электроника? Но то, что табло показывает не заниженный расход топлива предположить вполне можно. То есть, значению 8,8 л/100 км можно доверять – оно, вроде как, подтвердилось. Но ведь тоже с участием электроники. Значит, как минимум погрешности какие-то плюс-минус должны быть. Да и в руководстве по эксплуатации черным по белому написано: «Указатель уровня топлива показывает ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ количество топлива, оставшееся в топливном баке».
ПО ЧЕКАМ С ЗАПРАВОК
Спасибо дилеру – «Сибтрансавто-Новосибирск» – к бухгалтерии нас допустили. Берём число заправленных вместе с сегодняшним днем литров, вычитаем остаток, делим на пробег, получаем… Результат совсем другой: 13,4 л/100км. Откуда такое расхождение с первоначальными данными? Оно вполне объяснимо. Во-первых, у нас сейчас зима с минусами достигающими порой 30 градусов. Автомобиль тестовый, и чтобы держать его в постоянной готовности, его нужно постоянно прогревать. Несколько часов в сутки на это уходит – бензин с нулевой средней скоростью и нулевым прибавлением пробега расходуется.
Во-вторых, сам характер тестовых поездок очень не экономичный – это и проверка разгонной динамики автомобиля методом «тапка в пол», и тест внедорожных способностей Haval F7x и, отнюдь, не пенсионерская манера вождения среднестатистического тест-пилота. А, как показал тест, расход на этом автомобиле от манеры вождения зависит первостепенным образом – чем деликатнее работа педалью газа, тем он ниже.
То есть, можно предположить, что среднестатистический водитель, это нечто среднее между «зимним агрессором» нажигающим 13,4 литра топлива каждые 100 км и деликатным «пенсионером» преодолевшим эту дистанцию на 8,8 литрах. Складываем, делим пополам, получаем 11,1. И если учесть, что все результаты получены на пока еще необкатанном двигателе, то будущий усреднённый расход усреднённого водителя можно предположить на уровне 10-11 л/100 км.
А можно не только предположить, но и проверить: дождаться окончания обкатки, изменить манеру вождения под среднестатистическую, и заодно задействовать еще одну методику замера: «от щелчка до щелчка» заправочного пистолета. Сделали – отчитаемся в следующем материале на тему расхода Haval. А пока вернемся к оговоренным пунктам экспертизы: что про свой расход говорят реальные владельцы 2-литровых Haval?
ПО ДАННЫМ ВЛАДЕЛЬЦЕВ
Сергей: «Пробег 5100, средний расход за последнюю 1000 км 11.7 литра. 60 % трасса 40 – город, режим «норма». Пробовал «эко» – на 0.5-1 литр меньше но значительно тоскливее едет. Первые 3500 км средний расход дошёл до 14 литров но городской эксплуатации было больше чем трассы».
Александр: «Ежедневная эксплуатация в мегаполисе-средняя 18 км/час расход 14,5 л/100км; отпуск - средняя 70 км/час расход 10л/100км».
Игорь: «Расход по городу за ноябрь и декабрь составил 10.4 л. на 100 км. при езде 60-80 км и в режиме «ЭКО». Частые остановки и обкатка пока идет двигателя. пробег пока 450 км».
ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЙ
Каким из приведённых результатов исследований стоит доверять? Можно доверять всем – это объективные данные. Они не противоречат друг другу и единогласно подтверждают истину – 18-литровый расход для 2-литрового Haval F7x, это фэйк. Реальный расход в смешанном режиме находится в пределах от 8,8 (при спокойной езде по гладким дорогам) до 14 л/100 км (при нещадной эксплуатации). И зависит он, в первую очередь, от манеры управления автомобилем.
Хотите гонять как на спорткаре (он к этому располагает)? - Тогда придется мириться с завышенным расходом. Хотите экономить на бензине? – привыкайте к деликатному управлению. Haval F7x – очень деликатный автомобиль.