Курс на перевооружение: девять субъектов начали перестраивать работу региональной дорожной отрасли в этом году

11.12.2020

При поддержке ФАУ «РОСДОРНИИ» регионы-передовики приступили к применению новых технологий и материалов. Несколько субъектов решились отказаться от устаревших методик полностью.

В 2020 году девять субъектов РФ возглавили перевооружение отрасли, став пилотными по внедрению новых технологий, повышающих качество производственных работ и увеличивающих межремонтные сроки эксплуатации дорог. Речь идет об Амурской, Астраханской, Курской, Ленинградской, Оренбургской, Рязанской, Саратовской, Тульской и Магаданской областях. Ускоренное внедрение передовых методик, уже доказавших свою эффективность на федеральных трассах, осуществляется в регионах в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

 

Курская область

 

В Курской области все объекты БКАД в этом году отремонтированы с применением асфальтобетонной смеси, произведенной по методу объемно-функционального проектирования. Суммарная протяженность участков дорожных работ с применением данной технологии составила более 330 километров. И уже сейчас готова проектная документация для ремонта 53 километров дорог регионального и местного значения Курской области в 2021 году с применением асфальтобетона по новому ГОСТ.

 

Оренбургская область

 

В Оренбургской области технология объемно-функционального проектирования смесей применялась совместно с технологией ресайклинга, то есть холодной регенерации. Такое техническое решение обеспечивает укладку асфальтобета на ровное прочное основание, что позволяет избежать преждевременного разрушения верхнего слоя дорожной одежды и увеличить суммарный срок службы дороги. В этом году с использованием нового асфальтобетона отремонтировано порядка 200 километров дорог региона, а с применением ресайклинга — около 50 километров. Еще более 270 километров в следующем году отремонтируют с применением ОФП и ресайклинга.

 

Саратовская область

 

Одним из лидеров в области внедрения НиНТ в рамках нацпроекта «БКАД» по итогам 2020 года признана Саратовская область, где при ремонте большей части трасс областного и межмуниципального значения применялся метод холодной регенерации слоев дорожной одежды. При использовании данной технологии существующее асфальтобетонное покрытие и слой материала под ним измельчаются и перемешиваются с добавлением различных вяжущих компонентов. По технологии холодной регенерации ремонтировали, к примеру, автодороги Саратов — Тепловка — Базарный Карабулак — Балтай, Балашов — Романовка, Вольск — Черкасское — Калмантай — граница Ульяновской области.

 

Изначально в 2020 году в регионе планировали использовать данную технологию только на девяти объектах, однако в итоге эта цифра увеличилась в три раза — 28 из 37 объектов отремонтировано с применением современных технологий. В 2021 году их планируют внедрять уже на 90 % областных дорог.

 

Ленинградская область

 

Новейшие технологии ремонта используют на дорожных объектах и в Ленинградской области. Так, на участке трассы Санкт-Петербург — Морье (легендарной Дороги жизни) уложили прочный асфальт, запроектированный с применением объемно-функционального метода, при котором учитываются климатические особенности региона и интенсивность движения. Кроме того, отдельное внимание уделяется выбору основного вяжущего материала, что повышает долговечность покрытия. Испытания позволяют подобрать именно тот битум, который подойдет для особенностей участка дороги. И уже в 2021 году Ленинградская область планирует увеличить количество объектов с применением передовых асфальтобетонных смесей до восьми штук.

 

Поддержка ОЦК при внедрении инноваций

 

Общеотраслевой центр компетенций дорожной отрасли (ОЦК) на базе ФАУ «РОСДОРНИИ» оказывает регионам консультативную и методологическую поддержку при внедрении НиНТ.

  • За год проведено порядка 30 совещаний с заказчиками и подрядчиками дорожных работ Амурской, Астраханской, Курской, Ленинградской, Оренбургской, Рязанской, Саратовской, Тульской, Магаданской, Вологодской и Волгоградской областей, а также Республики Бурятия, Еврейской автономной области и Хабаровского края.

 

  • К концу года сформированы стратегии развития дорожной отрасли Амурской и Магаданской областей. Аналогичная работа продолжается еще для двух регионов — Республики Бурятия и Еврейской автономной области.

 

  • Состоялось 8 обучающих семинаров, в том числе в режиме онлайн, по вопросам внедрения приоритетных технологий ремонта дорог. Среди участников — представители профильных ведомств, заказчики и подрядные организации регионов РФ.

 

«Эффективность реализации нацпроекта напрямую зависит от качества работ на региональном уровне. При этом значимую роль играет отказ от устаревших материалов и переход на современные технологические решения, — комментирует генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Алексей Варятченко. — Мы содействуем регионам, обучая специалистов и аккумулируя лучший опыт, чтобы подрядные и дорожно-строительные организации, поставщики оборудования и материалов, а также проектировщики и эксперты имели доступ к лучшим практикам и могли подобрать самые подходящие решения для своего региона».

 

Целевой показатель внедрения НиНТ

 

К концу 2020 года в действующий Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения внесено 352 технологии, 194 конструкции и 326 регламентирующих документов.

 

К числу наиболее востребованных решений относятся:

  • технология холодного ресайклинга;
  • методика объемного проектирования асфальтобетонных смесей;
  • устройство тонких слоев износа;
  • использование геосинтетических материалов;
  • применение щебеночно-мастичного асфальтобетона.

 

В НП «БКАД» предусмотрен целевой показатель, характеризующий процент применения включенных в Реестр прогрессивных технологий и материалов в общем объеме новых госконтрактов на ремонт и содержание автодорог.

 

По данным из регионов, к декабрю 2020 года 80 субъектов РФ достигли 20%-го значения целевого показателя, предусмотренного на 2020 год. Причем в некоторых регионах это значение достигает и 100 %.

 

Значение целевого показателя по Российской Федерации к концу года составило 53,71 % — такова доля контрактов, где предусмотрено использование новейших технологий, от общего числа заключенных госконтрактов. Для сравнения: по итогам 2019 года она достигала 44,4 %. Прогнозное значение целевого показателя на конец 2020 года — 55,13 %.

 

Изменения в 2021 году

 

С 2021 года будет введена новая редакция целевого показателя, который предполагает мониторинг не по контрактам, а по объектам строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог.

 

«Новый подход устранит искусственное объединение объектов в один контракт для достижения показателя и обеспечит еще более точный учет объемов применения технологий, включенных в Реестр. Также будут созданы условия для повышения объективности учета показателя в регионах, где дорожные работы проводятся путем доведения государственного задания», — пояснил Алексей Варятченко.

 

Еще одно изменение: выполнение работ на объектах будет учитываться не по году заключения контракта и доведения государственного задания, а по году выполнения работ на конкретных объектах. Это важно для переходящих госконтрактов, рассчитанных на несколько лет.

 

СПРАВКА

 

ФАУ «РОСДОРНИИ»организация по разработке и научному сопровождению федеральных целевых и региональных программ Российской Федерации, направленных на инновационное развитие и совершенствование состояния автомобильных дорог, выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных НИОКР, разработку отраслевых нормативно-технических документов, проектирование и диагностику дорог и искусственных сооружений, а также развитие информационных технологий в дорожном хозяйстве и внедрение в практику проектирования и строительства прогрессивных технологий, техники и материалов. В 2019 году была проведена модернизация учреждения для максимально эффективного исполнения национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Теперь это один из ключевых координационных центров страны, который занимается мониторингом хода исполнения национального проекта.

Материалы по теме

  • Четвертый мост Новосибирска: проектирование остановлено
  • Активный мостострой в Новосибирске вызывает вопросы
  • Бугринский мост достроят в сентябре
  • Пятый мост через Обь появится в Новосибирске
  • Новосибирские мосты мониторят роботом