На дне

На дне

24.03.2017

Переход от негатива к позитиву на первичном авторынке, к сожалению, пока еще не произошел. 11-процентный минус 2016 года, увы, не оказался тем самым дном, от которого можно оттолкнуться и вынырнуть в плюс. Первые месяцы 2017 года опускают рынок все ниже и ниже: минус 4,5% за январь — февраль…

На Западно-Сибирской низменности дно оказалось еще глубже. Именно здесь зафиксирован абсолютный рекорд падения региональных продаж по итогам года — минус 17,2% в Омске. Ниже отметки минус 10% погрузились Новосибирск и Красноярск. Сибирь в результате оказалась аутсайдером по объему рынка.

 

Тем не менее автоэксперты в один голос утверждают, что падение рынка новых легковых автомобилей в России вот-вот прекратится и к концу 2017 года мы придем с результатом роста как минимум в 4%, а то и в 11%. Но до конца года еще дожить надо. Пока же подсчитываем минусы…

 

В РОССИИ

 

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам 2016 года российский авторынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 11%, до 1 млн 425 тыс. 721 шт.

 

Лидерство удерживает АВТОВАЗ, реализовавший в 2016 году 266 296 машин, что на 1% ниже показателя годичной давности. Второе место по объему продаж заняла KIA — реализация 149 567 автомобилей (–9%) обеспечила корейскому бренду лидерство на рынке иномарок. Третью строчку сохраняет Hyundai с 145 254 реализованными машинами, что на 10% меньше по сравнению с 2015 годом.

 

Далее следует Renault — автомобили этой марки выбрали 117 230 покупателей (–3%). Замыкает пятерку лидеров Toyota, продажи которой составили 94 568 машин (–4%). В топ-10 самых продаваемых марок по итогам прошлого года также вошли Volkswagen (74 221 шт., –5%), Nissan (70 464 шт., –23%), ГАЗ (55 803 шт., +9%), SKODA (55 386 шт., +0,7%) и УАЗ (48 848 шт., +0,5%).

 

Безостановочное на протяжении нескольких лет падение рынка вызвало и снижение количества дилерских центров. Их по состоянию на январь 2017 года в России в общей сложности насчитывается около 3,5 тыс. Это на 8% меньше, чем год назад. В Новосибирске картина еще печальнее.

 

ПО СЕГМЕНТАМ

 

В массовом сегменте российский авторынок сократился на 12,2%, в премиальном — на 7,2%. Продажи в них за год составили 1 216,7 тыс. и 139,1 тыс. шт. соответственно. Как следствие, на долю массового сектора рынка пришлось 89,7%, в то время как премиум-класс занял 10,3%.

 

Лидер динамики масс-сегмента — Lifan (+15,4%). Рост также продемонстрировали Ford (+10,2%) и, как уже говорилось, SKODA и УАЗ. У остальных представленных производителей массовых автомобилей зафиксировано снижение объемов реализации автомобилей.

 

В премиальном секторе российского авторынка картина «пятьдесят на пятьдесят»: половина в солидном плюсе, вторая половина в ужасном минусе. Позитивные бренды: Alfa Romeo (+127,3%), Jaguar (+113,3%), Smart (+47,8%), Lexus (+19,2%), Cadillac (+11,7%), MINI (+0,7%), BMW (+0,1%).

 

Второй год подряд самыми популярными в стране оказываются автомобили сегмента В, доля которых в 2016 году составила 41,4%. В количественном выражении это соответствует 543,4 тыс. единиц — на 8,6% меньше, чем годом ранее. При этом в 2015 году доля В-класса составляла 39,8%.

 

Лидер сегмента и, соответственно, всего рынка — Hyundai Solaris, показатель которого достиг 90,4 тыс. автомобилей (–22%). Таким образом, впервые самой продаваемой моделью в России стала иномарка. Прежний лидер — LADA Granta — опустился на вторую строчку рейтинга (87,7 тыс. машин, –27%). Менее сотни проданных экземпляров уступил ему KIA Rio (87,7 тыс. шт., –9,7%), который и замкнул тройку лидеров.

 

В НОВОСИБИРСКЕ

 

Падение новосибирского первичного авторынка легковых и LCV-автомобилей чуть меньше, чем в среднем по России, — минус 10,1%. И картина спроса у нас, как всегда, отличается. Лидером регионального рынка впервые стала иномарка: Hyundai. С результатом 2 403 проданных автомобиля и фантастическим ростом продаж в 73,3% этот бренд возглавил региональный топ-лист.

 

LADA впервые за всю автоисторию опустилась у нас на вторую строчку (2 120 авто, минус 11,2%). Замыкает тройку лидеров Toyota с результатом 1 391 проданный автомобиль и положительной динамикой продаж в 1,1%.

 

А как мы смотримся на фоне других регионов? Мягко говоря, «не очень». Наша область вместе с одним из крупнейших городов России в статусе «столица Сибири» занимает всего лишь около 1% общероссийского первичного авторынка. Может быть, в каких-нибудь относительных показателях мы сильны?

 

НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ

 

Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» по итогам 2016 года провело исследование рынка новых легковых автомобилей в субъектах РФ с учетом численности населения. В результате был сформирован рейтинг 30 российских регионов по показателю продаж автомобилей на тысячу жителей.

 

Самый высокий такой показатель в стране отмечен в столичных городах. Как в Москве, так и в Санкт-Петербурге в прошлом году на тысячу жителей в среднем было продано 16 новых легковых автомобилей. Московская область не смогла войти в тройку лидеров, имея результат 13 проданных автомобилей на тысячу жителей. Впереди нее Татарстан и Самарская область — 15 и 14 единиц соответственно.

 

Новосибирск в топ-30, увы, не попал — у нас за прошлый год продано всего-то 5 штук автомобилей на тысячу жителей… Это почти в два раза ниже, чем среднероссийский показатель — 9 переданных покупателям автомобилей. И мы в числе 67 субъектов РФ, где продажи на тысячу человек оказываются ниже, чем в среднем по стране.

 

Кстати, а как Россия смотрится на фоне других стран? Примерно как Новосибирск на фоне других российских регионов: РФ находится только на 25-й строчке европейского рейтинга. Лидер этого топа Люксембург в 2016 году продемонстрировал 89 новых автомобилей на 1 000 жителей. В Исландии (56 автомобилей) этот показатель более чем в шесть раз превышает российский, в Бельгии — более чем в пять раз (48 шт.), в Великобритании и Германии — в четыре с лишним раза (по 41 шт.).

 

Ближайшие к России соседи по рейтингу — Хорватия и Венгрия опережают нашу страну всего на один автомобиль. Результаты хуже российских имеют Латвия, Греция, Литва, Румыния, Болгария, Белоруссия и Украина. Новосибирский уровень идентичен румынскому и в пять раз превосходит украинский.

 

В РУБЛЯХ

 

По данным «АВТОСТАТа», наибольшую выручку от продажи новых легковых автомобилей в России по итогам 2016 года получила Toyota. Ее показатель составил 213,8 млрд руб., что на 7,2% больше, чем годом ранее. Таким образом, японская марка сохранила звание лидера по выручке на российском рынке.

 

Второе место в этом рейтинге занимает Mercedes-Benz, который в прошлом году заработал в России 191,2 млрд руб., улучшив доход годичной давности на 2,7%. Замкнул тройку лидеров бренд KIA (152,5 млрд руб., +4,5%).

 

В первую пятерку также попали LADA (144,5 млрд руб., +14,5%) и Hyundai (135,8 млрд руб., +0,4%). Кроме них, 100-миллиардную отметку преодолел немецкий премиум-бренд BMW (100,7 млрд руб., +9,3%).

 

Примерно 10% всего объема выручки принадлежат легковым автомобилям отечественных марок. В 2016 году их в общей сложности было приобретено на сумму порядка 200 млрд руб., что на 12% выше результата годичной давности.

 

Всего же в 2016 году россияне потратили на покупку новых легковых автомобилей почти 1,8 трлн руб. — на полпроцента больше, чем год назад. То есть по потраченным рублям рынок все-таки в плюсе. На +0,5%. Но автомобилей при этом куплено меньше. Совершенно очевидно, что все дело в их цене.

 

По оценке аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2016 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила примерно 1,4 млн руб., что на 15% больше, чем годом ранее. При этом покупательная способность населения заметно сократилась: примерно 51% россиян не имеют сбережений, 47% считают, что трудные времена еще впереди, 25% оценивают свое материальное положение как плохое или очень плохое.

 

ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК

 

Тем не менее планы по личной автомобилизации наше население окончательно сворачивать не спешит. Не хватает денег на новый автомобиль? Значит, нужно отнести их на вторичный рынок — бэушные машинки подоступнее. И рынок этот пошел в рост: по итогам 2016 года его объем в России составил 5,19 млн единиц, показав увеличение на 6%.

                                                                   

Больше всего автомобилей с пробегом в нашей стране покупают в Москве и Московской области. Столичный рынок подрос на 5,3% (до 326,9 тыс. шт.), а подмосковный — на 8,7% (до 302,7 тыс. шт.). Третья строчка рейтинга, с долей менее 5%, принадлежит Краснодарскому краю, продажи в котором за год увеличились на 4,4% и составили 247,3 тыс. легковых автомобилей с пробегом. Самый высокий прирост бэушного рынка зафиксирован в Удмуртии (+17%).

 

Очень неплохие показатели в этом срезе у Новосибирской области: мы в десятке сильнейших регионов страны с годовым результатом по авто-секонд-хенду 126,9 тыс. шт. (+5,3%).

 

По итогам прошлого года лидером вторичного авторынка России стала отечественная LADA, на долю которой пришлось около 28% общего объема. В количественном выражении это составило 1,45 млн машин, что на 3,6% ниже результата годичной давности. Лучшей среди иномарок осталась японская Toyota, чей показатель достиг 590 тыс. подержанных экземпляров (+10,4%). Третье место занял Nissan (276 тыс. шт.), у которого реализация легковых автомобилей с пробегом выросла на 11,2%.

 

Вторичный рынок примерно в 3,5 раза превосходит первичный по объему, и если суммировать две эти составляющие одного целого, то получится, что автомобилей и в России в целом, и в Новосибирске в особенности в 2016 году стали покупать больше. По экономическим причинам спрос перераспределился, но ведь никуда не ушел. А значит, почва для того, чтобы рынок новых автомобилей пошел в рост, очевидно, есть. И это рано или поздно неизбежно произойдет.

Материалы по теме

  • Иномарок в России больше, чем отечественных авто
  • За год легковые автомобили в России подорожали на 18%
  • Ford Focus остается самой популярной иномаркой на вторичном рынке
  • За последний месяц цены изменились у 25 марок
  • За последний месяц цены изменились у 30 марок