Какое будущее у бизнеса «СЛК-Моторс»? Корреспондент издания «АВТОСОЮЗ» встретился с генеральным директором ЗАО УГК «СЛК-Моторс» Натальей Ждановой с просьбой прокомментировать витающую вокруг имени «СЛК-Моторс» информацию.
Деятельность группы компаний «СЛК-Моторс» в целом и личность главы мощнейшего авторетейлера региона Натальи Ждановой в частности являются источниками неиссякаемого вдохновения для слухоплетов и сплетнеслагателей на протяжении всей истории становления автодилерского бизнеса в столице Сибири. В последнее время поговаривают об умопомрачительных долгах гиганта новосибирского автобизнеса, как следствие — о грядущем неизбежном закрытии всех без исключения дилерских центров ГК «СЛК-Моторс», об эмиграции Натальи Валентиновны, о…
Что здесь правда, а что вымысел? Имеют ли эти слухи под собой почву? Какое будущее у бизнеса «СЛК-Моторс»? Корреспондент издания «АВТОСОЮЗ» встретился с генеральным директором ЗАО УГК «СЛК-Моторс» Натальей Ждановой с просьбой прокомментировать витающую вокруг имени «СЛК-Моторс» информацию.
— Наталья Валентиновна, хотелось бы в режиме «проверка слуха» задать вам несколько вопросов…
— Мне абсолютно неинтересно комментировать чьи-то домыслы. Слухи, как правило, на 99,9 процента состоят из лжи, фантазий их сочинителя, на его же восприятии действительности и основанные. И к реальности они имеют очень и очень отдаленное отношение. Отражают мировоззрение автора, и не более того. Думаю, за комментариями правильнее было бы обратиться к источнику всех этих слухов и сплетен, а он понятен и лично мне, и всем, через кого эта клеветническая информация распространяется. Понятно и для чего это делается. Успешный бизнес всегда не дает покоя аутсайдерам. Но лично мне совершенно непонятно, как можно откомментировать то, чего нет. Если есть вопросы по существу, задавайте.
— Каково состояние бизнеса «СЛК-Моторс» на фоне того, что происходит с авторынком в целом?
— Определенно, сегодня нет ни одной дилерской компании на новосибирском авторынке, которая не испытывала бы в этом году трудности с реализацией, не испытывала бы на себе почти 30-процентное падение рынка. Как следствие, кто-то не выполняет согласованные с производителем планы по строительству дилерских центров, кто-то замораживает активность, отказывается от части своих инвестиционных проектов, развития брендовой линейки.
Прочность бизнеса «СЛК-Моторс» намного превышает 30-процентное падение рынка, мы выдержим и гораздо большие потери. И как выполняли, так и выполняем, и впредь намерены выполнять все свои обязательства и перед партнерами-автопроизводителями, и перед партнерами-банками, финансирующими наш бизнес, и, безусловно, перед клиентами. Нет ни одного клиента, перед которым бренд «СЛК-Моторс» не выполнил бы свои обязательства.
Запас прочности каждого дилера во многом зависит от отношений с банками-партнерами. А нам с партнерами очень повезло. Я могу только слова благодарности сказать всем банкам, с которыми мы работали и продолжаем работать.
— Как удалось разрешить связанные с закрытием ряда дилерских центров вашей «Северной площадки» возможные конфликтные ситуации с клиентами?
— В отличие от того, как отсюда же уходил «Автолэнд», компания «СЛК-Моторс» выполнила абсолютно все свои обязательства перед каждым своим клиентом. Большая часть покупателей получила свои автомобили, часть клиентов мы передали в другие дилерские центры, с некоторыми по согласованию с импортером либо по обоюдному согласию сторон расторгли договоры и вернули предоплату. Нет ни одного клиента, который не получил бы или автомобиль, или свои деньги. Все обязательства были выполнены в срок, без единого судебного разбирательства со стороны клиентов. Мы планово, корректно и бесконфликтно ушли с рынка в этом секторе бизнеса.
— Пожалуй, только крепкий, уверенный в своих силах и нацеленный на долгосрочную перспективу бизнес способен на такой поступок, который продемонстрировали вы на «Северной площадке». Как вы пришли к такому решению и как отреагировали на это дистрибьюторы марок оставленных за бортом вашего бизнеса брендов?
— Решение об этом было принято еще в четвертом квартале 2012 года. Нам было понятно, что будет представлять из себя 2013 год с точки зрения потребительской активности, и мы не строили иллюзий на этот счет. Перед нами стояла задача оптимизировать бизнес, сконцентрировав капитал в более маржинально доходные подразделения, в более логично развивающиеся с точки зрения потребностей рынка дилерские сети и так далее.
И мы это сделали. Мы обдуманно к этому подошли и планомерно реализовали свои намерения. Оповестили всех производителей, проговорив заранее, чтобы нам остановили цепочку поставок. Оставшуюся часть машин реализовали или по согласованию с импортером передали их в другие дилерские точки — очень небольшое количество автомобилей. Это нормальная практика в автобизнесе.
Более того, мы не только выполнили, но и перевыполнили свои ранее взятые обязательства перед импортерами. Представители бренда Volvo обратились к нам с просьбой оставить сервисное обслуживание автомобилей при «СЛК-Моторс». И мы это сделали. Они нам сохранили все кредитные линии на поставку запасных частей, мы согласились на проведение сервисного и гарантийного обслуживания автомобилей Volvo. Мы понимаем партнерские подходы ко всем ситуациям, поэтому сохранили это направление в своей деятельности до момента, пока Volvo не назначит здесь дилера.
Мы очень красиво решили все проблемы «Северной площадки», нам есть чем гордиться. Мы рассчитали всех людей, сделали аттестацию персонала. Лучших специалистов сохранили у себя, помогли с трудоустройством остальным. Мы выполнили все обязательства и перед коллективом.
— Единственный бренд из состава «Северной площадки», от которого вы не отказались, — Hyundai. Каковы перспективы этого направления деятельности группы компаний «СЛК-Моторс»?
— Наш дилерский центр Hyundai работает и будет работать. На сегодня площадка в долгосрочной аренде, она согласована и с банком-собственником, и с производителем как постоянное решение. Мы рассматриваем разные варианты развития этого бизнеса и не собираемся его оставлять. Как будет развиваться Hyundai в «СЛК-Моторс» дальше — это вопрос стратегии нашей группы компаний.
— В 2013 году вы планировали начать строительство постоянного дилерского центра Audi. Не пришлось ли скорректировать свои планы в связи с состоянием рынка?
— Строительство нового дилерского центра началось, мы забили первые сваи. Нынешний «Ауди Центр Новосибирск» стабильно работает, выполняет план. И строит новый дилерский центр. Возведен он будет на улице Большевистская, рядом с дилерским центром Nissan.
Мы считаем, что на сегодняшний день Audi должен быть уже представлен в городе в другом формате, в формате терминала — нового решения Audi AG, по которому сейчас движется вся дилерская сеть бренда. В течение этого года нами было закончено проектирование, концепция дилерского центра прошла все уровни согласования и в «Ауди Россия», и непосредственно в компании Audi AG. Окончание строительных работ намечено на середину следующего года.
В освободившийся дилерский центр после реконструкции переедет бренд Porsche, который также ждет своего постоянного решения.
— Наметилась тенденция снижения объемов продаж автомобилей Toyota в нашем регионе темпами, превышающими общерыночные. В Сибири среди иномарок Toyota пока лидирует, но в Новосибирске уже уступает ряду брендов и приближается к своим общероссийским позициям. Что происходит? Новосибирский рынок постепенно принимает европейские кондиции или что-то меняется в самом бизнесе Toyota?
— Смотря с какой точки зрения оценивать бизнес. Президент «Тойота Мотор» господин Такеши Исогая, на мой взгляд, продемонстрировал абсолютно верный подход к оценке бизнес-процессов. После того, как он возглавил компанию, он заявил: за штуками в статистике продаж мы гнаться не будем. Он объявил о том, что Toyota — это не массовый бренд, а «масс-премиум», это высшая линейка, и мы работаем на прибыль, а не на количество проданных автомобилей.
Господин Исогая собрал всех российских дилеров и объявил, что наша задача — обеспечение высокой прибыльности дилера. Такой подход — это прежде всего уважение к дилерам, к вложениям, которые сегодня делает дилерская сеть в бренд Toyota, это прямая дорога к дальнейшему развитию.
Поэтому и нишевую модель Toyota не выводит на российский рынок, как это делают представители массового сегмента. Мы же все знаем, что на нишевых моделях сегодня рентабельность никакая. Поэтому и в штуках продаж мы можем уступать, но сохранять при этом прибыльность бизнеса. А это самое важное для нас.
Масс-премиум — это новое позиционирование бренда, это то, с чем Toyota вышла на российский рынок с приходом Такеши Исогая, это то, что будет теперь проектироваться и на другие рынки. Я только что вернулась из Японии — в составе дилерского совета по приглашению президента «Тойота Мотор» принимала участие в рабочей встрече на самом высоком уровне. И нам несколько раз сказали, что подобная практика будет внедряться в других странах присутствия бренда Toyota, потому что она очень хорошо себя показала на российском рынке.
— Как обстоят дела в барнаульских подразделениях «СЛК-Моторс»?
— Темпы роста барнаульского рынка вообще опережают новосибирский. На душу населения там больше машин. Не понимаю, с чем это связано, но это факт.
В мае этого года завершили строительство и успешно запустили дилерский центр Lexus в Барнауле. Вышли уже на мощности выше плановых: за октябрь новый дилерский центр продал 21 автомобиль, а когда мы начали его строить, не продавали и пяти машин в месяц. Собираемся поднять планку продаж, выйти на уровень 25 автомобилей в месяц.
— Каковы ваши прогнозы на 2014 год?
— Прогнозы у всех производителей, которых мы представляем, разные. Все зависит от того, в каком сегменте больше развивается каждый конкретный бренд. Например, сегмент С падает, поэтому те, кто делает ставку на этот сегмент, ожидают дальнейшего снижения показателей продаж.
В то же время не отмечается большого падения в сегменте SUV — по брендам с внедорожным уклоном серьезных потрясений не прогнозируется. У нас это Nissan. То же самое с Toyota: этот бренд идет один в один с показателями предыдущего года. В 2014 году все будет зависеть от стратегии, выбранной производителем, и по локализации производства в том числе. Toyota тоже движется в этом направлении. Бренд уже объявил о локализации RAV4 на российском заводе.
Отдельно стоит рассматривать премиум-сегмент — он более стабилен и не подвержен общерыночным колебаниям. А в целом сугубо негативных прогнозов у производителей на 2014 год нет.
Если говорить о бизнесе «СЛК-Моторс», мы не намерены останавливаться в своем развитии. Мы нормально работаем, развиваемся, мы перспективно движемся. И сохраним положительный вектор развития в 2014 году.
Материалы по теме |