Статистика продаж и регистраций по итогам 2019 автомобильного года в очередной раз продемонстрировала: Новосибирск не среднестатистический город, всё у нас не как людей – и направление развития противоположное общероссийскому, и лидеры другие.
Итак, 2019 год российский рынок новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей завершил на минусовой ноте, продемонстрировав хоть и небольшое, но снижение объёмов продаж: -2,3% при 1 759 532 проданных автомобилях (по статистике Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)). Обидно, – после двухлетнего восстановления, породившего надежду на позитив. Однако, новосибирский авторынок при этом вырос на +3,2% при 22 594 реализованных авто.
А по данным аналитического агентства АВТОСТАТ, учитывающим регистрации легковых автомобилей, наш региональный прирост вообще +8,6% при количественном показателе 18 690 машин. При том, что общероссийские цифры сопоставимы с данными АЕБ: снижение -2,5% (1 593 050 авто, без учёта регистраций в Крыму и машин с цветными номерами). Откуда такое региональное расхождение показателей? Об этом чуть ниже.
В Сибирском федеральном округе Новосибирск по динамике на втором месте после Красноярска (рост +12,9%). Тройку лидеров замыкает ещё один плюсовой регион – Иркутск (+0,8%). Остальные в минусе, в самом глубоком Омск (-10%).
ПРЕМИАЛЬНЫЙ СЕКТОР
Как обычно, в последние годы, премиум-сегмент выглядит куда оптимистичнее массового. По оценке АВТОСТАТа он в России за год подрос еще на 5,1% и достиг объема в 159,4 тыс. проданных новых автомобилей.
Тройка сильнейших премиум-игроков в прежнем составе и даже в прежнем порядке.
Возглавляет российский премиум-сектор Mercedes-Benz с результатом 42,0 тыс. проданных автомобилей и ростом +11%, на втором месте BMW (41,5 тыс., +17%), третий Lexus (22,4 тыс., -8%).
В Новосибирске всё наоборот: в премиальном сегменте лидирует Lexus. Этот почитаемый в нашем регионе бренд восстановил и официальное присутствие на нашем рынке, и свои законные позиции в рейтинге официальных региональных продаж – за 2019 год реализован 491 автомобиль, рост получился +66,44%.
В серединке топа как был, так и остался BMW (454 авто, +15,23%), третий Mercedes-Benz (220 авто, -33,33%).
Отдельно стоит отметить Porsche с региональным ростом +39,5% и количественным итоговым показателем года 166 автомобилей. В Новосибирске он четвёртый по премиум-списку, в России шестой. Но он, вообще-то, формально считается люкс-брендом. И в люкс-сегменте он безоговорочный лидер.
МАСС-СЕГМЕНТ
Российская десятка сильнейших в общем зачёте по статистике АЕБ несколько трансформировалась. Покинул топ-10 Mitsubishi с непозитивной динамикой минус -12%, уступив место премиальному бренду Mercedes-Benz с сопоставимым ростом.
Топ-5 сильнейших игроков рынка покинула Toyota, пропустив вперёд Volkswagen. У обоих брендов небольшой минус, но у японцев он глубже -5% против немецких -3%.
Тройка лидеров в прежнем составе. Возглавляет рейтинг LADA с результатом 362 356 реализованных авто и приростом в 1% к предыдущему году. Доля российского бренда на российском рынке расширилась за год на 0,6% до 20,6%. Второй KIA (225 901 авто, -1%), третий Hyundai (144 989 машин, +6%).
Динамичнее всех прирастают в продажах на российском авторынке «поднебесные бренды». Самый мощный взлёт в 2019 году продемонстрировал Haval: +282,3%, 12 284 проданных авто. Второй по прибавлению продаж Geely (+186,5%, 9 602 автомобиля, третий Changan (+85,8%, 2 805 машин).
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Новосибирская десятка сильнейших игроков авторынка, как всегда, немного отличается от российской. По составу аналогична топ-10 прошлого года, но по порядку расстановки брендов немного переформатировалась. Улучшили свои позиции KIA, Toyota, Renault, на нижние строчки рейтинга переместились Hyundai, Nissan.
В Новосибирске по статистике АЕБ, как и в целом по России, первенствует также LADA: 3 587 проданных автомобилей, +9,6% рост. На втором месте KIA (2 714 авто, +39,11%), третий Hyundai (2 654 машины, +2,71% прирост).
А по данным АВТОСТАТа (регистрации в ГИБДД) картина совершенно иная. Во-первых, в десятке сильнейших у нас тоже присутствует премиум-бренд, но не общероссийский лидер сегмента, а наш регионально почитаемый Lexus – занимает девятую строчку в общем списке.
А во-вторых, и в самых главных, возглавляет наш региональный авторейтинг, отнюдь, не LADA. Второй раз за всю автоисторию нашемарка в нашем регионе опустилась на второе место в рейтинге годовых регистраций: три года назад, в 2016-м на верхнюю строчку топа поднялся корейский Hyundai. В 2019-м региональный рейтинг вновь возглавил «кореец», но на этот раз KIA.
Постановка на учёт в ГИБДД автомобилей LADA в Новосибирской области за год выросла на +12,1% и достигла 2 680 единиц. У KIA по данным АВТОСТАТа годовой прирост +51,8%, 2 900 регистраций и первое место на региональном рынке.
Так кто же у нас лидер – LADA или KIA? Каким данным доверять – АЕБ или АВТОСТАТа? Попробуем разобраться.
СМЕНА ЛИДЕРА?
Расхождения статистики двух авторитетных источников давно уже будоражит аналитические умы и давно уже объяснено – данные АЕБ базируются на отчетах продаж дистрибьюторов, источник данных АВТОСТАТа – региональные базы регистраций ГИБДД. То есть, машинка может быть продана в одном регионе, а встать на учет в другом. Кроме того, АВТОСТАТ не учитывает служебный транспорт силовиков, дипломатов. На погрешности в статистике АЕБ накладывают отпечаток нюансы собственно дилерской отчетности, которая ориентирована не столько на фактическое соответствие действительности, сколько на выполнение планов.
Другими словами, отчётная разница итоговых показателей LADA в 907 машин вполне объяснима: проданы они новосибирскими дилерами, но вставать на учёт разбежались по соседним регионам. Что и подтвердил один из игроков рынка: «Да, к нам едут покупатели из других областей».
Но ведь та же картина должна бы наблюдаться и у KIA? Однако по статистике АЕБ у KIA в Новосибирске рост за год +39,11%, 2 714 проданных авто и второе место в топе продаж. А по данным АВТОСТАТа годовой прирост +51,8%, 2 900 регистраций и первое место на рынке. То есть, та самая «отчётная разница», во-первых, существенно ниже – 186 единиц, а, во-вторых, с совершенно другим знаком, что принципиально важно. У LADA в регионе зарегистрировано автомобилей существенно меньше, чем продано, у KIA наоборот – количество регистраций превышает продажи. Что и повлияло на положение брендов в рейтинге.
Почему у KIA диаметрально противоположная «погрешность» (условно назовём это так)? Может ли такое быть в принципе? Может. Уже хотя бы потому, что те же самые не учитываемые АВТОСТАТом силовики парк своих ДПС-мобилей очень любят обновлять отечественными авто LADA, и пока еще массово не отмечены в привязанности к машинкам KIA. Но не это главное. Решающий в исследуемом вопросе фактор – структура прироста.
Оба источника зафиксировали очень существенный годовой рост продаж (если усреднить, то получится +45,5%). За счет чего это произошло? Ответ, казалось бы, на поверхности: в 2019 году в Новосибирске начал работать третий региональный дилер KIA. Значит, он и увеличил долю бренда на местном рынке, отобрав продажи у конкурирующих брендов.
Оказалось, всё не совсем так. Да, KIA назначил третьего дилера в Новосибирске – городе с отстающей от среднероссийской долей бренда на рынке. И доля эта действительно подтянулась – была около 9,5%, стала в районе 13,5% (усреднённые данные различных источников). В России по итогам года KIA по этому показателю подрос на 0,4% до 13%. То есть, формально задача, вроде бы как решена. Но, судя по знаку «погрешности» не только новым дилером, и даже не всеми тремя вместе взятыми – не обошлось без «инвестиций», точнее – без вливаний извне в новосибирский автопарк.
Игроки рынка отмечают ощутимый рост KIA в секторе так называемых «флитовых» продаж – то есть корпоративных, а еще точнее – массовую передачу автомобилей таксопаркам. Это не покупки автомобилистов, это несколько иное. Объемы большие, а прибыльности для дилеров практически никакой. Не все охотно этим занимаются и, видимо, и пришлось прибегнуть к внерегиональным источникам поставок. Отсюда и превышение количества регистраций над объемами реализаций.
По итогам года корпоративные продажи KIA в России выросли на 6,1% (31 523 автомобиля в 2019 году против 29 708 в 2018), а их доля в годовом объеме составила 14% (+1%).
И да – по годовому пополнению регионального новосибирского автопарка новыми автомобилями бренд KIA опередил нашемарку LADA. Это факт. А по продажам в регионе всё как было, так и осталось – лидер LADA. Это тоже факт. И никакого противоречия здесь нет – всего лишь разные категории исследований одного и того же рынка.
ПРОГНОЗ
Чего ждать от автосезона 2020? Увы, рост российского авторынка не предсказывает никто. Прогнозы авторитетных источников не различаются по оценке направления дальнейшего движения рынка, разница лишь в предсказаниях глубины его падения.
РОАД (Ассоциации «Российские автомобильные дилеры») предполагает снижение первичного рынка до -8%, АЕБ -2,1%, Минпромторг свой грядущий вклад в стимулирование спроса на авторынке оценил в предстоящем возможном снижении продаж на 1,5 - 2%.
Насколько можно доверять этим прогнозам? Начало года пока демонстрирует несколько иной тренд: обычно никакой с точки зрения автопродаж январь показал плюс 1,8%... Из чего можно сделать вывод, что при текущем положении дел рынок просто-напросто непредсказуем.
Еще непредсказуемее наш несреднестатистический новосибирский авторынок, который если и растёт, то круче общероссийского, а если падает, то глубже.
Но расклад сил на рынке с большей или меньшей степенью вероятности спрогнозировать можно. В лидерах вероятнее всего останется LADA, которая еще больше нарастит свою долю. Уже хотя бы за счет вхождения в бренд проекта Niva с его пока еще неплохими продажами.
Среди иномарок вряд ли оспоримо корейское первенство. Кто именно? Hyundai, обновляющий практически всю свою российскую линейку, во главе с бестселлерами Creta и Solaris и начавшего год с прироста в +5%? Или KIA, уступившего в январе те же -5% и выпускающего на рынок убойный кроссовер Seltos? И продолжающий активный рост в корпоративном секторе: +64% по отношению к январю прошлого года?
Реванш бывшего иномарочного лидера Hyundai вполне возможен – векторы динамики у них разнонаправленные, разрыв не так уж велик.
Продолжится в 2020 году и экспансия «поднебесного» автопрома на российском рынке. Трёхзначных значений прироста уже вряд ли стоит ожидать по результатам года, – статистическая база в сезоне 2019 заметно подросла – но двузначные проценты вполне ожидаемы, все предпосылки к этому налицо. И январские продажи уже показали +56,3% роста этого сегмента рынка.
Не факт, что лидерство в китайском секторе удержит Haval – пока еще не всё ясно что там со СПИКами, пошлинами и прочими правилами игры на нашем рынке, породившими такое явление, как делокализация, а Haval с его новым заводищем очень зависим от этих непоняток. Но то, что китайский автопром в принципе становится всё интереснее и интереснее нашему рынку, это факт. Автомобили поднебесных производителей становятся всё востребованнее, позиции китайских брендов укрепляются. Очень даже вероятно, что в сезоне 2020 «китай» войдет в топ-10 сильнейших автомарок российского рынка. По итогам января Haval уже на 15 строчке…
Чего ждать новосибирцам? Серьёзных рыночных потрясений не ожидается. К лидерству, скорее всего, вернётся LADA – по тем же основаниям, что и укрепится на верхушке рейтинга российского рынка. Так же ещё заметнее станут «китайцы».
А вот в премиум-секторе ожидаются перестановки. Судя по наблюдаемым трендам и заявленным планам, в тройке лидеров может обосноваться новичок нашего официального первичного рынка Infiniti. А ещё в этом году в нашем регионе должен возродиться Volvo. И, судя по тому, кто будет представлять этот бренд (а АВТОСОЮЗ располагает информацией), старт ожидается сильным.
Таким рисуется наступивший новый автомобильный год. Таким он и будет, если не произойдёт никаких серьезных экономических потрясений – все бренды строят свои планы в расчете на покупательскую способность нашего населения. И если вдруг она изменится в лучшую сторону – а очень хотелось бы в это верить – 2020 автогод окажется намного интереснее.
материал впервые опубликован на канале АВТОСОЮЗ в Янднкс.Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/autosouz/lada-proigrala-region-inomarke-5e456f2fc0bcaa46a9e6ba57