Паспорт авторынка

Паспорт авторынка

23.09.2017

Аналитики агентства «АВТОСТАТ» провели исследование российского автопарка и определили, что на середину года в нашей стране насчитывалось 41,9 млн легковых автомобилей. Каких именно?

ВОЗРАСТ

 

Новых автомобилей (в возрасте до трех лет) в российском парке совсем немного — 10,6% (4,4 млн штук). А вот пожилых машинок (старше 10 лет) больше половины — 51%, или 21,2 млн экземпляров. Каждый третий автомобиль пребывает в пенсионном возрасте, то есть старше 15 лет (все данные на начало 2017 года). Средний возраст легковых автомобилей в России составляет 12,5 года.

 

Самый молодой автопарк в нашей стране зафиксирован в Татарстане — 9,2 года. Всего в 29 российских регионах парк оказался моложе, чем в целом по стране. Увы, Новосибирск не в их числе: мы в шестом десятке возрастного рейтинга из 83 регионов с показателем старости авто под 15 лет. А самый возрастной парк отмечен на Камчатке — 21,4 года.

 

За прошлый год российский автопарк постарел на 0,4 года, и из трех «молодых» регионов (ниже отметки в 10 лет) на начало 2016­го к его концу остался лишь один…

 

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

 

Большую часть российского легкового автопарка составляют иномарки — 59%, или 24,5 млн единиц в штучном выражении. Лидерство среди них сохраняет бренд Toyota (3,6 млн шт.), на долю которого приходится примерно 9% всего российского парка. За ним с 4,7 процентами располагается Nissan (1,95 млн шт.). Замыкает тройку инолидеров Hyundai (1,7 млн шт., доля 4%).

 

Около 41% парка легковых автомобилей в стране отечественных марок, безоговорочным лидером среди которых является LADA. В настоящее время ей принадлежит треть российского парка, то есть в стране эксплуатируется более 13,9 млн вазовских машин. На долю других российских марок приходится только каждый тринадцатый зарегистрированный в ГИБДД РФ легковой автомобиль, что соответствует 3,2 млн машин.

 

ПРОПИСКА

 

Наибольшее количество легковых автомобилей по итогам 2016 года зарегистрировано в Центральном федеральном округе, которому принадлежит около 30% всего парка (12,1 млн шт.). Вторую позицию в рейтинге занимает Приволжский ФО, в котором прописан каждый пятый автомобиль (8,3 млн шт.). Третьим по численности состоящих на учете в ГИБДД легковых транспортных средств является Сибирский ФО — 5,2 млн единиц, или восьмая часть парка.

 

В региональной разбивке парка лидируют Москва (3,8 млн шт.), Подмосковье (2,6 млн шт.) и Краснодарский край (1,7 млн шт.), на долю которых приходится пятая часть парка. За ними следуют Санкт­Петербург (1,7 млн шт.) и Ростовская область (1,3 млн шт.).

 

ОРИЕНТАЦИЯ

 

В России 3,5 млн праворульных автомобилей — 8,3% всего парка. Причем свыше 80% машин, ориентированных на левостороннее движение, сосредоточено в регионах Сибири и Дальнего Востока (более 1,4 млн единиц в каждом из этих округов), а меньше всего (21 тыс. шт.) — на Северном Кавказе.

 

На Урале насчитывается 186 тысяч таких автомобилей, в Центральном ФО — 132,6 тыс. штук, в Южном ФО — 128,6 тыс. штук, в Приволжском ФО — 86 тысяч и в Северо­Западном ФО — 31 тысяча.

 

Доля автомобилей с правым рулем в разных округах различна. К примеру, в Дальневосточном ФО этот показатель равен 73% местного парка. По мере продвижения на запад ситуация меняется: в Сибири праворульных машин на сегодняшний день 28%, на Урале 5%. В Южном ФО эти автомобили занимают 3% местного парка. В Северо­Кавказском, Приволжском и Центральном федеральных округах на их долю приходится по 1%. А в парке Северо­Западного ФО данный показатель и вовсе 0,7%.

 

В автопарке Читы каждый второй автомобиль с правым рулем, в Новосибирске каждый третий, в Самаре и Москве праворульные легковые автомобили встречаются лишь один на сотню.

 

ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ

 

Каждый пятый автомобиль в России — это внедорожник или кроссовер (19%). Машин, соответствующих экологическим стандартам не ниже «Евро­4», в общем парке страны 39%. При этом дизельных легковых автомобилей числится лишь около 5%.

Растет доля автомобилей с автоматической трансмис­
сией. По итогам первого полугодия 2017 года продажи новых легковых автомобилей, оборудованных АКП, в России составили 53,9% — за год этот показатель увеличился на 2,5 процентных пункта. В 2010 году автомобилей с «автоматом» продано 33,5%, в 2014­м — 49%...

 

По итогам первого квартала 2017 года рыночная доля машин «на автомате» в России составила уже 54,7%. В количественном выражении это соответствует 162 тыс. проданных автомобилей. За первые месяцы года этот показатель увеличился на 3,5 процентных пункта — больше, чем за весь предыдущий год.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Чего ждать в будущем? Судя по всему, омоложения автопарка, дальнейшего изживания правого руля, роста доли автомобилей российского производства (в том числе и иномарок локальной сборки).

 

По данным «АВТОСТАТа», 67% владельцев автомобилей массовых марок собираются сменить машинку в течение ближайших трех лет. Причем большинство из них (63%) нацелены на покупку нового автомобиля.

 

Среди «премиальщиков» цифры еще убедительнее: в текущую трехлетку 75% владельцев автомобилей премиальных марок планируют пересадку на следующее авто, и 77% из них непременно на новое.

 

Но это планы, а что происходит на самом деле? По статистике, 60% российских владельцев неновых автомобилей через три года меняют машину. А каждый пятый автомобиль с пробегом, сменивший хозяина в 2016 году, моложе пяти лет. Так что планы весьма близки к реалиям.

Материалы по теме

  • Иномарок в России больше, чем отечественных авто
  • За год легковые автомобили в России подорожали на 18%
  • Ford Focus остается самой популярной иномаркой на вторичном рынке
  • За последний месяц цены изменились у 25 марок
  • За последний месяц цены изменились у 30 марок