На вседорожнике Pilot двое взрослых (Юрий и Мария) плюс трое совсем еще юных новосибирских автопутешественников (2-летняя Рита, 7-летняя Саша и 10-летний Егор) преодолели 16 036 километров, достигли самой северной точки Европы — мыса Нордкап в Норвегии и через два месяца после старта уникального экскурсионного пробега вернулись в Новосибирск.
Самое экзотическое автопутешествие года, по мнению редакции журнала «АВТОСОЮЗ», совершила прошлым летом семья Банновых. На приобретенном в дилерском центре Honda компании «СМ-Моторс» вседорожнике Pilot двое взрослых (Юрий и Мария) плюс трое совсем еще юных новосибирских автопутешественников (2-летняя Рита, 7-летняя Саша и 10-летний Егор) преодолели 16 036 километров, достигли самой северной точки Европы — мыса Нордкап в Норвегии и через два месяца после старта уникального экскурсионного пробега вернулись в Новосибирск.
Алтай, Байкал… Ну, в крайнем случае Крым — и то если совсем уж расхрабриться и подберется компания автомобиля в три как минимум. Но через полматерика на край света одиночным экипажем, да еще и с детьми самого беспокойного возраста… Как такое могло в голову прийти?!
Юрий, организатор умопомрачительного автопробега, командир экипажа и шеф-пилот Honda Pilot:
— Мы привычные. Это не первое наше путешествие на колесах. Мы в прошлом году доехали до Ростова Великого, пробежали 10 000 километров туда-обратно. Без особой цели — просто попутешествовать, мир посмотреть. Сначала думали на юг поехать, но в конце концов решили, что к Золотому кольцу поинтереснее будет.
И, мне кажется, без детей нам было бы гораздо скучнее ездить. Да и дорогу они переносят неплохо, если их чем-нибудь занять, и акклиматизация для них вообще не проблема — не то что для взрослых…
Мария, штурман и начальник штаба экспедиции, второй пилот Honda Pilot и вдохновитель шеф-пилота:
— …И еще неизвестно, что сложнее: просидеть с ними троими дома все лето или всем вместе прокатиться на край света. Мне обычно пары дней школьных каникул хватает, чтобы понять: как же я успела полюбить такие путешествия!
Мечты мечтами, но есть и реалии. Границы возможного у такого приключенческого жанра, как путешествие на колесах, регулируются далеко не только и столько человеческим фактором, сколько эксплуатационными характеристиками средства передвижения. Три не очень взрослых пассажира — это три детских автомобильных кресла, обязательный запас провианта, комплект теплой одежды: Норвегия даже в июле — это, отнюдь, не Африка в феврале.
Пересекается с эксплуатационными возможностями автомобиля и фактор экономических границ авантюры: ночевка впятером в отеле или в мотеле — далеко не одно и то же. А внегостиничный формат остановок подразумевает и кое-какой дополнительный багаж.
Да и полтора десятка тысяч предполагаемых километров пробега по неизвестным дорогам — это не путешествие на дачу. Не каждый автомобиль позволяет планировать маршрут такой протяженности без оглядки на наличие сервисных центров на пути следования. Насколько Honda Pilot соответствовала смелому замыслу посетить самую северную точку континента, не испытывать неудобств в пути следования и обеспечить комфорт пятерым разновозрастным участникам экспедиции?
Мария:
— У меня был шок, сколько в эту машину влезло. Когда паковались, вся комната оказалась занята дорожными вещами. Юрий поэтапно переносит багаж, грузит в машину. Поначалу каждый раз, когда возвращался за очередной партией вещей, окидывал всю кучу взглядом, произносил: «Нет, нереально» — и дальше грузил. Потом стал говорить: «А может, и вместится» — и продолжал переносить вещи. И вот я наблюдаю, как комната постепенно пустеет, а машина наполняется. В результате случилось невероятное: все, что приготовили, вошло в багажник нашего Pilot. Ну, там какому-то футбольному мячу и ведру пластиковому не повезло, а то, что считали необходимым и нужным для такого путешествия, все вместилось!
С точки зрения вместительности, на мой взгляд, лучше Honda Pilot может быть только Honda Pilot с багажным боксом наверху.
Юрий:
— Мы в путешествия набиваем машину так, что открыть можно только заднее стекло, багажную дверь распахивать не рекомендуется — все вывалится. Мы с собой возим и холодильник, и биотуалет, и продукты какие-то, мультиварку, мангал — чего только нет.
Тесноты нет! Салон очень просторный, детям сзади места вполне хватает — три детских кресла легко встают. В Honda Pilot с этим вообще проблем никаких нет, на других машинках иногда даже приходится дверью добивать детские сиденья в салон, и то не всегда получается.
Это и вместимость, и безопасность. Если говорить о надежности, эта машина может спокойно доехать и гораздо дальше, чем мы планировали. У нас на этот счет ни разу даже не возникало никаких сомнений. На наших отечественных или на 5—7-летней «японке» мы бы, может, даже и не отважились. Ну, в крайнем случае на Алтай, и то с друзьями, чтобы не одной машиной.
Итак, уложив все самое необходимое (Рита взяла с собой в дорогу мешок конфет), отправились в путь. Поначалу повторяли маршрут прошлого года — когда путешествовали к Золотому кольцу. Первое приятное впечатление: наши «хваленые» дороги стали намного лучше.
Юрий:
— Новосибирские дороги хорошие. На мой взгляд, одни из лучших в России. Я даже в Twitter написал: «Почему все жалуются? У нас в области просто лучшие дороги!» Очень понравилась трасса на Омск — прямая, гладкая… Замечательная магистраль!
В Омске и прилегающей области сделали дороги за год. Причем там теперь такие прямо хайвеи. Единственное, что настораживает, — там до сих пор почему-то стоят временные знаки: «обгон запрещен» и скоростное ограничение «40». Я очень законопослушный водитель, но ехать по идеальной, прямой дороге с пунктирной разметкой и помнить про временные знаки оказалось невозможным. В общем, временно ограниченный скоростной режим там постоянно контролируют, и без встречи с гаишниками у нас не обошлось…
По дороге в Омск остановились на первую ночевку. Не доезжая 70 километров до города, можно обнаружить комплекс «Омич» — два мотеля по две стороны от трассы.
Мотель, по оценке путешественников, очень хороший, чистый, свежий. По уровню комфорта больше похож на гостиницу. Номер с двумя двуспальными кроватями обошелся в 1 600 рублей. Парковка — еще 50 рублей.
Мария:
— Мы в наших автопутешествиях вообще ориентированы на мотели. В гостиницах дорого, в палатках — вариант не для детей. По дороге мотелей встречается достаточно много. Не везде, конечно, так комфортно, как в «Омиче», но, скажем так, переночевать можно. С удобствами все нормально, достаточно хорошо кормят. Питание в стоимость не входит, за душ тоже надо платить дополнительно, если он в номере отсутствует.
Самый дискомфортный участок трансмеридионального путешествия — отрезок Омск — Тюмень. В самой Тюмени все гладко и чисто, но на подъездах к городу… Именно здесь год назад угодили в единственную яму на 10 000-километровом маршруте. Потом ездили в дилерский центр диагностировать подвеску — мало ли что. Оказалось, для Honda Pilot тюменская яма — это ничто…
И здесь не так все гладко не только с дорожным покрытием, но и с инфраструктурой: нет дорог — нет мотелей.
Впрочем, все неприятное когда-нибудь заканчивается. Для семьи Банновых непозитивные впечатления остались за границей Ялуторовска — районного центра Тюменской области.
Юрий
— Мы просто обалдели... Такую высокую культуру быта мы до сих пор встречали только в Саранске. Но то областной центр, а Ялуторовск являет собой милый сердцу частный сектор, окультуренный до состояния «заграницы». Дороги города идеально ровны, размечены, снабжены аккуратнейшими двуцветными пешеходными переходами и прорезиненными лежачими полицейскими. На каждом перекрестке таблички с названиями отходящих улиц, улицы на все 100 процентов освещены. Деревья выбелены, цветы высажены. И всюду сирень. Перед каждым частным домом оборудовано парковочное место. Улицы снабжены дренажными канавками…
В Ялуторовске наконец-то приступили и к экскурсионной познавательно-развлекательной программе путешествия. Полюбовались памятником рядовому ялуторовцу, который безжалостно выметает из города зло и лень. Отдохнули в городском саду, вход в который мужчинам с голым торсом запрещен, урны окрашены под антик, дорожки вымощены плиткой, а аттракционы в идеальном состоянии.
Посетили Ялуторовский острог, основанный в 1701 году. Смотровая башня, подземелье, качели-карусели, стрельба из настоящего русского лука, фото на память в русских нарядах и ратном снаряжении. Для тех, кому интересно, — мастер-классы (роспись по дереву, изделия из глины, бисероплетение). Дети были в восторге!
И это только начало экскурсионной программы, дальше — больше. Очень интересным оказался Екатеринбург, в котором задержались на несколько дней. Первым делом отправились в околонаучный музей «Галилео», расположенный в одном из павильонов Свердловской киностудии. Все-все можно и нужно трогать, можно кричать, чтобы померить силу своего крика, можно дуть, можно проверять свою реакцию, играть на барабанах и так далее и тому подобное. Целая группа экспонатов основана на оптическом обмане зрения.
Мария:
— Самое страшное началось на втором этаже. Тут тестировали наш вестибулярный аппарат, опять же через оптическое издевательство. Сперва мы прошли по мостику, вокруг которого бешено вращалось звездное небо. Затем вошли в комнату, где все плоскости были нарушены, тележки катились вверх и мозг просто взрывался. Рита начала выть, особенно когда увидела, что в следующей комнате будет темно. Я воспользовалась этим и, прикрывшись ребенком, позорно бежала.
Юра с детьми пошли дальше. Через черный жуткий лабиринт они вышли в лабиринт зеркальный. Кстати, нас с Ритой туда тоже запустили через служебный вход. В зеркальном лабиринте Рите стало уже смешно, так что она успокоилась.
Лабиринт состоит из зеркальных галерей, где ты многократно окружен самим собой и полностью дезориентирован. Дети мечутся по лабиринту, натыкаясь на зеркала. В общем, музей очень прикольный! Рекомендуем!
На следующий день путешественники отправились в цирк на индивидуальную закулисную экскурсию. Можно, оказывается, организовать и такую при желании. Любопытная теоретическая часть с рассказами про верблюдов в памперсах, медведей, пожирающих сгущенку, и пр. А потом — практические занятие с подготовкой детей и взрослых в цирковые артисты различных жанров.
Чем еще интересен Екатеринбург экскурсионный? Много чем. Например, вторым по крупности российским автопарком с бассейном «Лимпопо», в котором раз в час случается жуткий шторм. Или городом-спутником столицы Урала под названием «город Березовский». Оказывается, здесь в 1748 году нашли первое в России жильное золото. А потом и рассыпное, породившее самую настоящую золотую лихорадку… Оказывается, здесь драгоценный металл добывают и по сей день. И оказывается, можно договориться об индивидуальной экскурсии по приискам. Но как?
Мария:
— Нашу семью всюду принимали очень приветливо. Считают, так сказать, чокнутыми из дале-е-екого Новосибирска и радуются, что мы приехали в такую даль, чтобы ознакомиться с их достопримечательностями.
Юрий:
— Всегда стараемся экскурсионную программу для детей подобрать, чтобы им было интересно. Причем, пока не начинаешь все эти экскурсии изобретать, даже не думаешь, что такое в России есть, что такое вообще возможно! Вот золото мы на речке мыли, например, — совершенно ведь фантастическую люди придумали идею! Они сделали экскурсию, ученого совершенно реального привлекли. Ученый этот все рассказал, показал, демонстрировал, как он с помощью лозы ищет месторождения. А потом незаметно подсыпал чуть-чуть пирита в песок для того, чтобы дети что-то нашли в своих лотках...
Но невозможно же заранее все спланировать на весьма протяженном маршруте, угадать, где будет интересно, а где не очень, куда стоит заехать, а что можно оставить и на потом. Да и те же мотели и гостиницы — а вдруг в пункте назначения все места заняты, а буквально через пару километров — все свободны, а ты об этом и ведать не ведаешь…
Юрий:
— А у нас Интернет с собой. Мы работаем в Интернете, и даже в дороге работаем — у нас с собой ноутбук, iPad, всякие прочие гаджеты и безлимитный мобильный Интернет от МТС по всей территории России. Совершенно нормально работает и стоит всего что-то около 200 рублей в месяц. Вот с этим сейчас у нас в стране вообще никаких проблем нет. Абсолютно нормальный сигнал, в крупных городах — там 3G, то есть вообще отлично, ну а на трассе — там просто EDGE, но тоже нормально.
И связь у нас МТС. А когда путешествуем за рубежом, мы там обычно берем местную симку и пакет трафика сразу покупаем. У нас просто есть такой гаджет: в него симку вставляешь, и он раздает Wi-Fi — к нему можно цепляться и ноутбуком, и всем-всем-всем. Но в этот раз мы почему-то решили так не делать, и нам хватило Wi-Fi, который был на территориях кемпингов, «Макдональдсов» и пр. В Скандинавии бесплатный Wi-Fi не в дефиците.
Мария:
— А иначе сложно, потому что нужно бронировать, нужно смотреть, куда ехать. С iPad по «Скайпу» звонили во все гостиницы, это все даром: у нас на «Скайпе» 10 евро лежит, нам этого хватает, чтоб полгода по нему разговаривать, на телефоны звонить по всему миру — и никаких проблем.
В Питере, например, мы заранее за неделю до приезда все спланировали, по Интернету нашли квартиру, забронировали. А вообще можно с утра позвонить в кемпинг, гостиницу, куда угодно — и на вечер себе гарантированное место отдыха забронировать.
Юрий:
— Да, так делали частенько. В норвежских кемпингах тоже так же делали. Накануне вечером либо утром звонили. Просто находишь в буклете или Интернете нужный телефон, звонишь и все. Ничего не предоплачиваешь, просто говоришь: «Я приеду». — «Все хорошо, мы вам держим место».
Но до Санкт-Петербурга и уж тем более до Норвегии еще надо было доехать. После Екатеринбурга на две ночи остановились в живописном месте на берегу Камы — на горнолыжной базе Полазна в 70 километрах от Перми. Затем отправились в Киров, на родину знаменитой дымковской игрушки.
В городском Доме художника приняли участие в мастер-классе — своими руками сваяли несколько фигурок. Затем с паролем «Мы из Новосибирска, специально приехали на машине, чтобы послушать про дымковскую игрушку» добились индивидуальной экскурсии в музей. В котором и фотографировать-то категорически запрещено, но раз уж из Новосибирска…
Затем Йошкар-Ола: культурно-исторический комплекс Царево-Кокшайский кремль, центральный парк с не ахти какими аттракционами и набережная Брюгге — на обоих берегах реки Кокшага строятся реплики мировой архитектуры, в которых будут размещаться всевозможные муниципальные учреждения. А в качестве базы отдыха отель «Эврика»: недорого, тихо и отличнейшее, недорогое кафе.
Затем Чебоксары — самый благоустроенный город России по версии 2001 года. Оттуда паромом через Волгу в сторону лучшей турбазы Нижегородской области (по версии 2010 года) «Подсолнухи», с возможностью пожить в домике люкс за 1 800 рублей в день — с 50-процентной скидкой. Для этого, правда, надо иметь трое детей и располагать картой «МЕТРО».
А как в российской Европе с дорогами?
Юрий:
— Отличные дороги! Из особенностей… В Татарстане, например, все утыкано радарами — у нас радар-детектор, так он практически непрерывно пищал. Гаишников нет, но если понаблюдать, то на разделительных ограждениях можно заметить замаскированные коробочки. Видимо, нарушителям потом «письма счастья» рассылаются. Подход правильный, за такое я всеми руками за. А через Башкирию, по-моему, без остановок для бесед с блюстителями дорожной безопасности проехать просто невозможно…
Исследования Средней Волги привели в Городец — древнейшее поселение и предполагаемое место гибели Александра Невского. Переночевали на дебаркадере, перепрофилированном в гостиницу, и отправились в «Город мастеров» с беглой экскурсией и кучей мастер-классов по народным промыслам. Потом — музей самоваров, детский музей и — курс на Кострому с Ипатьевским монастырем.
После Костромы — Ярославль с неопрятной комнатой для проживания, разысканной в Интернете, свежеотреставрированными храмами и катанием на сегвее. Из Ярославля в Углич, в котором закончил свой жизненный путь царевич Дмитрий, в котором есть где погулять и что посмотреть. И в котором в день прибытия новосибирской экспедиции стартовал велофестиваль.
Потом посетили городок со звонким именем Валдай. Ужасная пародия на дорогу, ведущую к населенному пункту, космические цены на гостиничные услуги и околоземные прайсы на мотели. Отдав 5 200 рублей (два номера) за сомнительный сервис, глотнули хамства в единственной достопримечательности города — музее колоколов, и быстренько-быстренько перебрались в Великий Новгород.
На экскурсионной программе останавливаться нет смысла — она понятна. Самое интересное произошло за великим городом — в древнем поселении Старая Ладога, которое раз в год собирает фанатов раннего Средневековья на исторический фестиваль «Первая столица Руси». Подгадали как раз к фестивалю и были вознаграждены самыми, пожалуй, яркими впечатлениями за всю историю этого неординарного автопутешествия.
Сюжет постановочного действа, развернувшегося у стен Староладожской крепости, известен уже больше тысячи лет: князь Рюрик набирает войско в поход на Константинополь и проводит своего рода отборочные соревнования по искусству владения оружием — как в одиночном, так и в командном зачете. После круговых игрищ в финал попадает дружина варяжского князя, известного школьной программе под именем «вещий Олег». Ничего особо драматического не происходит, но в формате реалити-шоу выглядит это потрясающе! И оружие самое что ни на есть небутафорское, и доспехи под стать, и ратники бравые.
Насладившись зрелищем-ристалищем, в допустимых пределах поучаствовав в шоу и накатавшись на ладьях и лошадях, из древней северной столицы отправились в действующую.
Мария:
— О Питере остались несколько противоречивые впечатления. Во-первых, Питер прекрасен. Это факт. Поселились мы отлично, это второй плюс. Но вот с детьми в таком большом городе сложновато. Большие расстояния, толпы людей. Хочется гулять-гулять-гулять, на каждом шагу, понимаешь, история, а некоторым на это....
Тем не менее мы много чего посмотрели: Нева, мосты, Невский проспект, Васильевский остров и Кунсткамера, Медный всадник и Александровский сад, Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, Дворцовая площадь, Марсово поле... Летний сад, увы, оказался закрыт на реконструкцию. Юра со старшими сходили на Зенит-Кубань. Еще мы отлично покатались по каналам, гид рассказывала просто завораживающе!
Из новенького: в Питере только-только открылся маленький парк миниатюр. Самые известные городские достопримечательности в виде «моделек» расположились в Александровском парке. Питер неисчерпаем!
Ничуть не меньше, а может, даже и больше концентрация истории на каждый квадратный сантиметр в Шлиссельбурге. Основанная в 1323 году крепость покорилась шведам и Петру I, но оказалась не по зубам фашистам. Здесь находились в заточении сестра Петра I Мария Алексеевна, первая жена Первого Петра Евдокия Лопухина, император Иван VI, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, братья Бестужевы, Александр Ульянов… Для кого-то Россия кончается именно здесь. А для кого-то в Иван-городе.
Мария:
— Нас очень пугали границей в Иван-городе — что толпы народа, люди весь день стоят, а в выходные вообще не прорваться… Но все оказалось не так страшно.
Юрий:
— Запуганные напутствиями, на штурм границы мы встали в шесть утра — это для нас вообще нереальное что-то, мы «совы» — поздно ложимся, поздно встаем… Но никаких толп, очередей на рубеже не обнаружили — вообще никого!
Досмотр тоже проблем не доставил. Машина-то битком набита — открыть можно только заднее стекло... И нам пограничник говорит: «Открывайте!» Я отвечаю: «Дверь нельзя открыть, мне там сначала нужно разгрузить всю машину, иначе сейчас все выпадет». Он махнул рукой.
И мы замечательно проехали!
Спящую Нарву беспокоить не стали — слишком рано для культурной программы. В Таллине остановились в Старом городе. За 100 евро в сутки сняли великолепные апартаменты — двухуровневые, полностью оборудованные, просторные, со вкусом обставленные и оборудованные беспроводным Интернетом, с бесплатной парковкой в трех минутах ходьбы.
Два дня любовались Старым городом, посетили зоопарк и этнографический музей под открытым небом, где экспозиции чередовались с игровыми площадками. И поехали грузиться на паром до Финляндии.
С паромом, несмотря на то что это средство перемещения в пространстве было еще неосвоенное, все оказалось очень просто. Получили билет по электронной почте, подъехали к указанному терминалу. Пассажиры с машинами регистрируются без выхода из машины и без досмотра. После регистрации — пристань с дяденьками в желтых жилетах, которые понятными указаниями руководят погрузкой. Час на регистрацию и погрузку, два часа в пути с кафе и игровыми комнатами на борту, и — здравствуй, Хельсинки!
Достопримечательностей в столице Финляндии хоть отбавляй, но самая главная для путешественников с детьми — парк аттракционов Линнанмяки. Практически ничем не уступает знаменитым Диснейлендам и Порт Авентурам, и даже превосходит их. Чем? Отсутствием очередей. За 166 евро на всю семью обследовали парк вдоль и поперек, не пропустив ни одного аттракциона. На следующий день после прогулки по центру города отправились на очередной паром — до Стокгольма. После того как заселились в свою каюту, попутешествовали по палубам и, на всякий случай, исполнили скандинавский народный ритуал — прикупили спиртосодержащих напитков в duty free. В нормальных магазинах цены на алкогольные напитки недоступные.
Мария:
— Обычные продукты в Норвегии примерно в два раза дороже, чем у нас. Поесть в ресторане — это вообще просто бред сколько стоит. Бензин 2 евро литр. Проживание тоже подороже получалось. Как только въехали в Норвегию, наш бюджет потерпел фиаско.
По России у нас было что-то типа 50 тысяч рублей в неделю на все: проживание, питание, бензин, музеи, сувениры, покупки. Примерно 7 тысяч в день — из них больше половины «съедало» проживание, ведь приходилось брать два номера в мотеле либо большой домик на пять-шесть человек в кемпинге.
В Норвегии, конечно, на такой бюджет прожить невозможно — там у нас получалось около 400 евро в день.
Главной целью в Стокгольме были два детских музея. Девочки пошли в один музей, а мальчики — в другой. Девочковый — Юнибакен — ориентирован в основном на дошкольников, которых там на каждом шагу подкарауливают герои любимых сказок. Мальчиковый вариант — музей-корабль Васа. Корабль «Густав Васа», прославившийся тем, что за всю свою корабельную жизнь проплыл меньше мили, а потом быстренько утонул. В 1961 году его подняли, 30 лет реставрировали и превратили в музей.
После Стокгольма экскурсионного вновь встали на колеса и вдарились в кочевье.
Юрий:
— У них мы в мотелях не жили, у них мы останавливались в кемпингах по большей части. В кемпинге тоже ничего не входит, даже часто там нет никаких кафе. Там мы просто покупали в магазине мясо, рыбу и грилили — рядом с каждым домиком можно ставить свой мангал. Ну и белья там нет. Можно арендовать, но стоимость такова, что даже не смешно. Можно купить белье в местной IKEA. Окупится за две-три ночевки.
С языком вообще никаких проблем не было. Мы хорошо владеем английским, а в Скандинавии проблем с английским нет. Это не Франция, не Германия, не Италия, где если и знают английский, то не захотят говорить. А там никаких проблем — все говорят на английском.
Мария:
— Но характер у них у всех нордический: нелюбопытны, нетемпераментны, медлительны… Эстонцы по сравнению с ними — это итальянцы просто!
Заказать кемпинг по телефону — это уснуть можно! И зачем-то при бронировании записывают адрес постоянного места жительства, включая индекс. Поскольку на слух они Yuriy Bannov не могут воспринять вообще, то Юрий представляется Марией Шумило, и это их вообще не удивляет. Записать «Новосибирск» — это ужас ужасный!
Но самое дикое, что там везде — в Швеции, в Норвегии — за собой нужно прибрать дом, когда выезжаешь. Не просто убрать вещи, а все вымыть, включая сантехнику. Душевую кабинку насухо вытереть, кухню прибрать. Если же гость не желает проводить свой отдых со шваброй в руках, ему придется доплатить 50—80 евро (при цене самого домика 80—130 евро). Но даже если он заплатит эти деньги, это не освобождает его от уборки кухни и выноса мусора (а это, пардон, и есть наиболее трудоемкая часть любой уборки). Еще мусор рассортируй, снеси его в бачки специальные…
Кемпинги с утра оживляются — тетки бегают со швабрами вокруг домиков, все вычищают…
Через Швецию в Норвегию — все ближе и ближе к главной цели путешествия — самой северной точке континента. Прибыли в Тронхейм, третий по величине норвежский город. Посетили Нидаросский собор — место коронации норвежских монархов и отправились на прогулку в парк Namsskogan. Вход стоит немалых денег, но зато все-все развлечения внутри парка включены в билет. Детская площадка, полоса препятствий, батуты, кузница, мастерская стеклодува, зоопарк. Но зоопарк не наш, шиловского типа, а их — норвежской концепции «зоопарк для зверей»: обширные территории с густыми посадками и мелкоячеистой сеткой. Увидеть там кого-нибудь можно только в час кормления.
Дальше начиналось все самое-самое в мировом или, на худой конец, в европейском масштабе: и самая северная трамвайная система, и самый северный маяк, и даже самая северная березовая роща.
Из Тронхейма в Мушеэн и «самой прекрасной береговой линией в мире» в норвежское заполярье. Мимо ледника Свартисен (самого низкого в Европе — всего 20 метров над уровнем моря), любуясь на водовороты Сальтстраумен (самое сильное приливно-отливное течение в мире).
В местечке Будо посетили крупнейший авиационный музей Скандинавии. Место выбрано не случайно — бывший военный аэродром, с которого стартовали истребители для отражения атак асов Геринга. Затем бывшая авиабаза НАТО — аэродром промежуточной посадки для U-2 и для не долетевшего сюда на маевку 1960 года пилота Пауэрса, в частности.
Мария:
— Музей чудесно подходит для детей. Здесь не только самолеты-самолеты-самолеты, но и куча возможностей для познавательных экспериментов. В некоторые самолеты можно забираться. В зале гражданской авиации можно «управлять» багажным поездом, бегать туда-сюда через рамку, запускать и останавливать багажную ленту и многое, многое другое
В зале военной авиации возможностей поменьше, но они тоже есть. Благодаря этому было интересно всем, даже Рите.
Дальше Нарвик с самым северным зоопарком в мире. Потом Тромсе с Арктическим собором, самыми северными университетом, ботаническим садом, пивоваренным заводом и планетарием. И будущей самой северной в мире мечетью. И, через царство саамов и оленей, наконец-то прибыли на мыс Нордкап — край земли с самой северной точкой Европы. Домик удалось забронировать лишь на одну только ночь — забито все.
С материка на остров Магере, где и находится мыс Нордкап, ведет 7-километровый тоннель, прорытый на глубине 212 метров ниже уровня моря. На выезде выясняется, что проезд под землей платный — два раза по 30 евро за туда-обратно. Посещение собственно Нордкапа тоже оказывается платным: 30 евро взрослый билет, детские со скидкой.
Мария:
— Нам везет — на площадке практически никого нет. Решетчатый «Глобус» установлен на северной оконечности мыса, там, где открывается поразительный вид на Северный Ледовитый океан. Для приезжающих на край света построен «Нордкап Холл», туристический центр площадью 5 000 квадратных метров. В почтовом отделении отправляем традиционную открытку родным и близким. В баре берем бутылочку шампанского — есть повод!
На выезде с Нордкапа фотографируем настоящую самую северную точку Европы. Это мыс Кнившелодден. Он действительно выступает чуть дальше на север, но проигрывает Нордкапу по зрелищности, рельефу, высоте над уровнем моря. Дороги на Кнившелодден нет, но есть пешая тропа длиной 9 километров в одну сторону.
Ну а теперь только на юг!
Музей под открытым небом в городе Карашок — культурном центре норвежской Лапландии. Пограничный Киркенес, и… Прощай заграница, здравствуй Россия!
Юрий:
— В Европе с дорогами все хорошо. Нам еще говорили, что самая контрастная для нас граница будет — это Норвегия — Россия. Что там подъезжаешь по шикарной дороге, переходишь границу, а дальше сразу же типа ямы начинаются. Ничего подобного! В Мурманской области отличные дороги.
А вот ценовой контраст сразу чувствуется, причем не в пользу заграницы. Особенно что касается цен на бензин. По пути туда цены лесенкой росли: сначала Эстония, потом Финляндия, Швеция, Норвегия. Туда входишь постепенно, а обратно сразу все даром просто!
В Норвегии бензин около 80 рублей — лили 95-й, там «второго» нет. В России — 92-й. Честно говоря, большой разницы между поведением машины на нашем «втором» и на их «пятом» я не заметил — машина ехала точно так же. Ни разу такого не было, чтобы залились и — о-о-о! машина не едет, на обгоны не идет, динамика пропала. Ничего такого ни разу я не замечал.
В каждой области цены свои. Единственная фишка, что «Лукойл» почему-то везде одну стоимость держит, вот независимо от области. И оказалось, что самый дешевый бензин на «Лукойле». Там и старались заправляться.
Мария:
— У них еще заправки такие симпатичные, магазинчики, туалеты, кофе можно попить — приятно.
Начинается Россия с таможенного перехода Борисоглебского — единственного наземного на российско-норвежской границе. Все тихо, спокойно и быстро. Север весь в колючей проволоке, контрольно-следовой полосе и пропускных пунктах. Но все очень быстро и вежливо.
Траверзом прошли город Никель, заехали в Звездный и направились на полуостров Рыбачий.
Посетили мыс Немецкий — самую северную точку европейской части России, полюбовались природными красотами, попутешествовали на «вахтовке» по местам боевой славы, спасли притонувший в ручейке Nissan и стали готовиться к экскурсии по ледоколу «Ленин».
Мария:
— Мы оказались в Мурманске в воскресенье вечером, и тут же выяснилось, что понедельник и вторник — выходные дни на ледоколе. Ждать до среды было невозможно, так что набрались наглости и позвонили. И, поразительное дело, нас выслушали, посочувствовали и разрешили прийти!
И вот в полдень понедельника мы уже в порту. Тут же к нам подключили семью из Рязани — эти вообще пришли в порт наобум, и им было велено дожидаться семью из Новосибирска. Стоимость индивидуальной экскурсии — 1 000 рублей, так что мы поделили эту сумму пополам.
Экскурсионную программу продолжили в музее поморского быта в Умбе, затем занялись народными промыслами в местном хранилище культуры. Отметились на рыбалке в Белом море (оно же Студеное, Соловецкое, Северное, Спокойное). По соседству рыбачил белый кит. Абориген предпочитал семгу, сибирякам доставались треска и бычки. Побродили по загадочному лабиринту типа «вавилон», неизвестно зачем появившемуся здесь 3,5 тысячи лет назад, и ускоренными темпами направились в сторону азиатской части России.
Петрозаводск — Кижи — Тихвин — Вологда… В начале августа вернулись в Новосибирск. Притомившиеся, но счастливые. А как машинка? И что дальше?
Юрий:
— За все путешествие никаких проблем с машиной не возникало вообще! Только бензин в нее заливали и больше ничего не делали.
Мария:
— Очень подходящий автомобиль для таких путешествий. Мы даже, когда первый блог свой вели и писали благодарности, у нас первое шло: «Спасибо "Хонде" за наш "Пилот"». Классная машина!
Юрий:
— Что касается планов… Ну одна из идей — может быть, Великобритания, на машине. А это, кстати, не дальше, чем мы в этом году напутешествовали. Туда, наверное, с парома в Дании, а в обратную сторону на поезде под Ла-Маншем, во Францию. Или наоборот…
Мария:
— Сумасшедший! Что я от него терплю, просто ужас какой-то!
Материалы по теме |