Рост популярности китайских автомобилей на российском авторынке очевиден. За год по статистике Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) доля китайских автомобилей на первичном рынке выросла больше чем в полтора раза – до 3,58% по сравнению с 2,15% по результатам продаж предыдущего года. В 2020 году в России официально продано 57 200 новых авто «поднебесных» брендов – на 19 371 автомобиль больше, чем годом ранее.
Тем не менее, в адрес китайских авто продолжают поступать ничем, как правило, не подкрепленные обвинения в низком качестве, ненадежности, неликвидности… Мы периодически обращаемся к этим темам, сегодня поговорим о ликвидности.
Потенциальным покупателям китайских автомобилей пытаются навязать тему неизбежных проблем при перепродаже. Но так ли это на самом деле? Действительно ли сегодня от китайского автомобиля очень сложно избавиться, – сложнее, чем от представителя любого другого регионального автопрома?
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ
По результатам свежего исследования Авито Авто, по итогам 2020 года на вторичном авторынке наблюдается рост продаж китайских автомобилей на 8,6% по сравнению с 2019 годом. За 2020 год доля автомобилей китайских марок на вторичном авторынке составила 1,87%, в 2019 году она была на уровне 1,84%.
Весь рынок подержанных автомобилей в России в 2020 году по данным аналитического агентства АВТОСТАТ подрос значительно меньше – на 1,7% и составил около 5 млн 496,5 тыс. авто, а новых (по данным АЕБ) почти 1 млн 599 тыс. – Соотношение продаж новых и подержанных автомобилей 1:3 – 1:4. Но это в среднем по стране: меньше всего оно в Москве: 1:2, и от региона к региону увеличивается по мере удаления от столицы, достигая 1:17 во Владивостоке.
О чем говорят эти цифры? На один новый купленный авто в среднем приходится 3–4 пробеговых, то есть, подержанный автомобиль продается в 3-4 раза легче, чем новый. И интерес к бэушным машинам у российских автомобилистов за год чуть подрос, а интерес к конкретно китайским авто за тот же 2020 год вырос в 5 раз больше, чем к среднестатистическому представителю вторичного рынка. Другими словами, проблем с ликвидностью китайских автомобилей по статистическим данным не просматривается. Скорее, наоборот – пробеговый китайский автомобиль покупают в несколько раз охотнее, чем новый некитайский.
ПОТЕРЯ СТОИМОСТИ
Как отмечают эксперты Авито Авто, увеличение доли «китайцев» на вторичном авторынке отчасти объясняется их сравнительно низкой ценой. Средняя стоимость подержанных автомобилей китайских брендов в России на 19% меньше средней по рынку легковых автомобилей с пробегом в целом (235 000 руб. против 290 000 руб. соответственно). Здесь обязательно надо оговориться, что такое «средняя цена» в контексте исследований Авито Авто. Как поясняют эксперты популярного сервиса продаж, это «медианная цена по объявлениям о продаже – цена по объявлению, для которого число объявлений с большей ценой будет равно числу объявлений с меньшей ценой».
В 2020 году средняя цена китайских автомобилей на вторичном авторынке увеличилась на 2,2% по сравнению с 2019 годом и достигла, как уже отмечалось, 235 000 руб. Наибольший рост прайса наблюдается в сегменте китайских автомобилей в возрасте до 3 лет – 33,6%, – в среднем такой автомобиль обходился в 2020 году покупателю в 735 000 рублей. Цена автомобилей старше 8 лет снизилась за последний год на 16% и составила 160 000 рублей, что повлекло за собой рост продаж в этом сегменте на 34,4%.
Потеря стоимости подержанных китайских автомобилей спустя 3 года эксплуатации составляет от 40%. 8-летние экземпляры могут терять в цене до 80% стоимости по сравнению с 3-летними.
А как обстоят дела с потерей стоимости при старении у некитайских авто? По данным АВТОСТАТа стоимость подержанных авто в 2020 году подросла в среднем на 10% (новых – на 7%). На автомобили старше 10 лет на 5–6%, на более молодые на 15–20%. И, кстати, по методике АВТОСТАТа, средневзвешенная цена среднестатистического реально проданного пробегового авто в России выше (550 тыс. руб), чем заявленная медианным продавцом на Авито Авто (290 тыс. руб.) – разные базы, различные охваты, иные методики.
Сравниваем с «китайцами». «Поднебесные» машины в солидном возрасте проигрывают среднестатистическим автомобилям – у них минус в отличие от всех остальных вместе взятых. Однако в самом расхожем возрасте китайский секонд-хэнд выглядит привлекательнее для покупателей. И очень-очень привлекательнее на первых годах пробега. Похоже, народ начинает понимать, что сегодняшние авто из Поднебесной, это уже совсем не то, что было 10 лет назад.
При этом потеря стоимости китайского автомобиля за три года российской жизни сопоставима со среднерыночным значением: китайский автомобиль теряет в стоимости 40% (по данным Авито Авто), среднестатистический трехлетний авто примерно столько же. Даже среди самых недешевеющих моделей – призеров самого свежего исследования на эту тему Residual value – 2021 встречаются результаты потери стоимости свыше 50%, что уж говорить об аутсайдерах исследования.
В общем, и с точки зрения потери стоимости сегодняшние модели производителей Поднебесной по сравнению с продуктами альтернативных автопромов не выглядят нерациональными к приобретению. Те, что выпускались 10 лет назад – да, подешевели существенно, но то, что творит китайский автопром сегодня – абсолютно в рынке.
СРОК ПРОДАЖИ
Еще один фактор, характеризующий ликвидность, – время продажи: сколько дней требуется пробеговому автомобилю, выставленному на продажу, чтобы найти покупателя.
По данным популярного сервиса продажи автомобилей Дром в сегменте 3–5 летних авто в 2020 году наилучшие результаты зафиксированы на уровне 11,5–13,1 суток. 6–10-летние авто продаются на 1–1.5 суток быстрее.
Это интернет-сервис. Все больше пробеговых авто реализуется через салоны официальных дилеров – те машинки, которые принимаются по программе trade-in. В минувшем сезоне по данным АВТОСТАТа число таких продаж достигло 800 тыс. авто – на 14% больше, чем в предыдущем году, дилерская доля в этом сегменте рынка достигла 14,6%.
И сколько в среднем салонный бэушный авто продается в оффлайне? «До 40 суток мы считаем нормальным, - ответил нам один из самых активных игроков этого поля в сибирском регионе». И как на этом фоне выглядят «китайцы»? «Никаких проблем!, – ответил нам тот же игрок, – не больше 30 суток при адекватной цене».
А как в других салонах? Проведенный нами опрос за рамки приведенных результатов не вывел. Но самым интересным нам показался ответ мультибрендового дилерского центра, специализирующегося на китайской теме и, соответственно, с высоким оборотом именно китайских пробеговых авто. «У нас самые востребованные модели китайских производителей разлетаются за неделю».
То есть, быстрее, чем в онлайне, быстрее, чем самые востребованные модели вторичного рынка 2020. И где в этом срезе хотя бы намек на проблемы с ликвидностью китайских авто?
РЕЙТИНГ СПРОСА
По статистике Авито Авто лидерами продаж автомобилей китайских брендов на вторичном рынке в завершающем квартале 2020 года стали Chery, Lifan и Geely - на их долю приходится почти три четверти всех продаж в "поднебесном" сегменте.
Это в среднем по России, в различных регионах картина различна. По данным Авито Авто больше всего объявлений о продаже бэушных китайских авто по отношению к общему количеству объявлений наблюдается в Саратовской области, где на долю китайских брендов приходится 3,25% продаж подержанных автомобилей. В Волгоградской области – 3,08%, выше среднерыночной – от 2,2% до 3% – доля доля «поднебесного» автопрома на вторичном авторынке в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии, Пермском крае, Омской, Челябинской, Свердловской, Самарской, Нижегородской, Ярославской, Ульяновской, Ростовской и Воронежской областях.
Меньше всего выставляют на перепродажу китайские машины автовладельцы Калининградской и Иркутской областей: в этих регионах в IV квартале 2020 их доля в продажах составляет менее 1%.
Но картина меняется и от региона к региону и от месяца к месяцу. Если в среднем по стране рост продаж подержанных китайских авто 8,6%, то, например, в Новосибирской области этот показатель на порядок выше – 70,1%. На долю китайских брендов там на сегодняшний день приходится 0,74% продаж подержанных автомобилей.
И средняя цена китайских автомобилей в Сибири также выше общероссийской, в 2020 году она составила 350 000 рублей, что на 22% выше показателя 2019 года. Автомобили в возрасте 6-7 лет за год подорожали на 46,5%, а на трехлетки прайс наоборот снизился на 6,3%. И что охотнее всего покупают в столице Сибири?
В общем, каких-то особых проблем с ликвидностью китайских автомобилей, на которые ссылаются хейтеры китайского автопрома, сегодня в реале что-то не наблюдается. И чем дальше, тем, судя по всему, характеристики ликвидности будут становиться только привлекательнее.