Статистика брака китайского автопрома

Статистика брака китайского автопрома

02.04.2021

Китайская государственная администрация по регулированию рынка огласила статистику по отзывным кампаниям автомобилей на внутреннем рынке Китая в 2020 году. Всего на самом крупном авторынке планеты в минувшем году было проведено 199 отзывов, охвативших 6,782 млн автомобилей. Число кампаний уменьшилось на 10,8% по сравнению с предыдущим годом, а количество приглашаемых на ремонт автомобилей, наоборот, возросло на 3,9%. О чем говорят эти цифры?

Пока лишь о том, что программа национальной безопасности на автомобильном рынке Китая в 2020 году работала, за качеством своей продукции китайцы следят и принимают меры к ее улучшению. Но в какой степени эти показатели характеризуют качество китайских автомобилей – оно плохое или хорошее? Насколько эффективны и объективны отзывные кампании в Китае? И что в китайских автомобилях чаще всего ломается? В поисках ответов на эти вопросы углубляемся в отчет «поднебесного» госоргана.

 *(на инфографике статистика отзывных кампаний в КНР с 2004 по 2020 год по числу отзывов (серая ломаная линия) и количеству участвующих автомобилей (оранжевые столбики))

 

Согласно информации, представленной в документе, в 2020 году Китайский центр управления дефектными продуктами Государственной администрации по регулированию рынка получил от потребителей 37 377 «подсказок о дефектах автомобильной продукции (включая детали и компоненты)». – Это так деликатно в документе названы жалобы на производственные дефекты машин и комплектующих, по которым инициированы отзывы. Что на 1,6% больше, чем в предыдущем году. То есть, недовольство народа качеством продаваемых им автомобилей растет (на полтора процента), а количество отзывных кампаний при этом снижается (на порядок интенсивнее – одиннадцать процентов)?

 

О небольшом росте потребительской активности и об объективности при организации ремонтных акций по этой информации судить можно, об эффективности кампаний и качестве продукции однозначно пока еще нет. Несколько противоречивые цифры, если рассматривать их поверхностно – с одной стороны, уменьшение количества отзывов должно намекать на повышение эффективности принимаемых мер и улучшение качества, с другой, увеличение жалоб, пусть да же в десятикратно меньшем размере – наоборот, об увеличении числа проблем. Поэтому поверхностно рассматривать не будем – углубляемся дальше.

 

НА  ЧТО  ЖАЛУЕТЕСЬ?

 

В принципе пожаловались на качество авто и высказали такое же беспредметное опасение в его безопасности 25,5% – четверть жалобщиков. Конкретно зафиксированы претензии к:

- двигателям – 28,5%

- трансмиссиям – 19,4%

- кузовам – 19,5%

- электрооборудованию – 14,1%.

 

Если сложить эти числа, то 100% не получится. Почему? Потому, что в числе предъявленных рекламаций зарегистрировано 1173 случая обнаружения неисправностей транспортных средств на новой энергии – то есть на электромобилях, и в половине случаев (49,4%) это проблемы с батареями, электродвигателями, блоками управления.

Но ведь отзывные кампании организовываются не только по жалобам потребителей, но и по инициативе производителей, и для полноты картины о выявленных дефектах стоит рассмотреть информацию в контексте отзывных кампаний в целом, а не только по рекламациям.

 

Всего за год было проведено 45 отзывов автомобилей на новой энергии, охвативших 357 тысяч электрокаров, что составляет 5,3% от общего количества отзывов транспорта за год. 112 тысяч (31,3%) из них были отозваны из-за дефектов в электросистеме. Это электромашинки в частности, а автомобили в целом?

 

СТАТИСТИКА  ДЕФЕКТОВ 

 

В 2020 году на китайском авторынке было проведено 62 отзывные кампании с участием 2,574 млн автомобилей по причинам дизайна. Это 38% от общего числа отозванных авто, и это не дефекты. А еще в Китае дефектом считается не только поломка, но и несоответствие продукта национальным стандартам, год от года ужесточаемым и уже не уступающим мировым, а в чем-то даже и превосходящим. И в прошедшем году 21 отзыв по 817 тыс. автомобилям (12,1% от общего количества) был вызван проблемами соответствия стандартам. Это, как отмечают авторы доклада, исторический максимум, что должно привлечь внимание производителей.

 

178 отзывов в отношении 5,965 миллиона автомобилей по критериям администрации вызваны «обоснованными опасностями». Что входит в это количество и в каких соотношениях?

 

С точки зрения производственных дефектов двигатель и тормозная система являются основными очагами поломок, что составляет 80,6% от общего числа отзывов. По числу отозванных на ремонт автомобилей рейтинг неисправностей выглядит следующим образом:

- 58 отзывов на 4,404 млн авто из-за дефектов двигателя, ­трансмиссии, топливной системы,

- 17 отзывов на 1,068 млн из-за дефектов тормозов,

- 38 отзывов на 419 тыс. автомобилей из-за дефектов электрического оборудования,

- 24 отзыва с участием 326 единиц транспорта из-за дефектов подушек и ремней безопасности.

 

По количеству отозванных за год автомобилей лидируют такие производители как Guangqi Honda Automobile Co., Ltd. и Dongfeng Honda Automobile Co., Ltd., которые отозвали в общей сложности 1,863 миллиона различных моделей в мае и декабре из-за проблем с производством топливных насосов, что стало наибольшим числом отзывов из-за того же типа дефекта в конструкции в 2020 году. 

 

ТЕОРИЯ  ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

 

Цифры названы, проблемные зоны обозначены. Но много это или мало, и как это характеризует качество выпускаемой на китайский авторынок продукции?

 

Можно попробовать сопоставить объемы реализованной и отзываемой продукции в единицу времени. За 2020 год на китайском рынке по данным Китайской автомобильной ассоциации было продано 25,311 млн автомобилей. Под отзыв за этот же период попали 6,782 млн автомобилей, то есть, 26,8% – почти каждый четвертый (условно, конечно). Или еще можно так: на каждую сотню проданных автомобилей выявлено 27 требующих ремонта. Не совсем корректная аналогия, или даже совсем не корректная (по нижеизложенным причинам)*, но можно провести условную параллель с индексом качества автомобилей РР100 авторитетной американской исследовательской организации J.D.Power.

 

*(Не корректная ввиду несовпадения проданных и отзываемых авто  – отзывают не обязательно проданные в этом же году, и не факт, что реализованные сейчас авто не попадут под ремонтную кампанию через год, другой. И потому, что критерии оценки очень уж различны  – просто недочеты, недовольства клиентов, учитываемые J.D.Power, и требующие обязательного ремонта проблемы, выявленные контрольно-надзорным органом, –  далеко ведь не одно и то же).

 

И, тем не менее, – в 2020 году J.D.Power провел исследование качества новых автомобилей, представленных на рынке США The J.D. Power 2020 Initial Quality Study (IQS) – опросил после 90 дней владения 87 282 покупателей и арендаторов новых автомобилей 2020 года выпуска. И вывел индекс начального качества авто по количеству проблем, выявленных на каждые 100 авто. Оказалось, что самый качественный автомобиль американского рынка этого периода исследования выпускается на китайском заводе Yantai Dongyue совместного предприятия SAIC-GM, и называется он Buick Envision. Владельцы этого автомобиля смогли предъявить к нему лишь 24 претензии на каждую сотню автомобилей. Это наивысший результат начального качества, заслуживший в 2020 году платинового статуса по критериям J.D. Power.

 

Наверное, корректнее будет выглядеть сравнение по сопоставимым параметрам с неплохо известным нам (по крайней мере, по собственным ощущениям) нашим российским авторынком.

 

В 2020 году у нас было продано 1, 599 млн новых легковых и LCV авто, проведено 146 отзывных кампаний с участием 647 561 авто. То есть, отозван (условно) каждый второй-третий – 40,5%. Если это считать показателем качества, то он явно не в пользу автомобилей, представленных на российском рынке. Да и по соотношению отзывных кампаний с объемом продаж очень-очень не в пользу.

 

И, к слову, за 2020 год в России  не зафиксировано ни одного отзыва по китайским брендам, – они только в начале этого года появились – две кампании из двадцати задекларированных на начало апреля 2021. На общую сумму 34 745 авто, собранных в Белоруссии (на фото) и России. По количеству авто в текущем году пока у нас лидируют Lexus/Toyota с показателем 82 405 единиц, по числу кампаний Mercedes-Benz – 4 отзыва. Похожая картина наблюдалась и в отчетном 2020 году: ООО "Тойота Мотор" отозвало порядка 239 тыс. авто, АО "Мерседес-Бенц РУС" объявило свыше 40 ремонтных кампаний.

 

Но ведь на российском рынке большинство продаваемых автомобилей у нас же в России и производится. А у них? Можно ли вышеобозначенные показатели считать зеркалом качества китайского автопрома в принципе?

 

По данным Китайской автомобильной ассоциации из 25,311 млн проданных на внутреннем рынке автомобилей в 2020 году в общей сложности было импортировано 933 тыс. автомобилей – 3,7%. То есть, подавляющее большинство – 96,3% реализованных на внутреннем рынке автомобилей – это продукция китайского автопрома. Под собственными и позаимствованными брендами, но произведенная в Китае, на китайских предприятиях китайскими трудовыми ресурсами. И, следовательно, все количественные и качественные показатели национальных отзывных кампаний можно смело проецировать на китайский автопром в целом. Даже если предположить, что ни один из завезенных автомобилей не добавил к отзывной статистике ни одного дефекта, весь объем импорта можно списать на статистическую погрешность.

 

И что получается? Выходит, что качество сегодня выпускаемых китайцами автомобилей не так уж плохо выглядит в свете официально предъявленных к ним претензий: за год на 100 купленных автомобилей выявлено 27 машин, нуждающихся в устранении дефектов. В России 41 проблема на сотню в сопоставимых критериях, в США самым качественным признан сделанный в Китае автомобиль с индексом начального качества 24 РР100…

 

Эти объективные данные расходятся с чьими-то субъективными оценками? Но статистика безэмоциональна и не учитывает пристрастий и антипатий. Она лишь фиксирует истину. А принимать или не принимать во внимание реалии – дело лично каждого.

 

При иллюстрировании использованы материалы Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), Geely, GM

Материалы по теме

  • Еще одна модель китайского автопрома сертифицирована в Европе
  • Проблемы ликвидности китайских авто в цифрах и фактах
  • Китайские авто с пробегом становятся популярнее
  • Первые в мире ледовые гонки беспилотных авто состоятся в Китае