Сергей Штельмах:  Наказание - не наш метод

Сергей Штельмах: Наказание - не наш метод

26.02.2015

Какие проблемы удается эффективно решать? В каких направлениях будет развиваться система обеспечение дорожной безопасности Новосибирской области в 2015 году? На вопросы корреспондента издания «АВТОСОЮЗ» отвечает главный госавтоинспектор области полковника полиции Сергей Штельмах.

Новосибирск – один из самых безопасных городов России с точки зрения дорожной безопасности. Об этом свидетельствуют беспристрастные статистические показатели: количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) постоянно снижается (на 9% в 2014 году), число пострадавших в авариях упало за год на 14%, количество аварий из-за неудовлетворительного состояния дорог тоже одно из самых низких в России (395 в минувшем году). Чем это достигается? Какие проблемы удается эффективно решать, а какие остаются актуальными? В каких направлениях будет развиваться система обеспечение дорожной безопасности Новосибирской области в 2015 году? На вопросы корреспондента издания «АВТОСОЮЗ» отвечает главный госавтоинспектор области полковника полиции Сергей Штельмах.

 

Службу в ГАИ Сергей Викторович начинал в статусе автоинспектора, затем командовал отдельным специализированным батальоном ДПС, девять лет назад указом президента России назначен начальником регионального управления ГИБДД.

 

Многие, кому довелось контактировать с Сергеем Викторовичем, отмечают его профессионализм, открытость, демократичную форму общения, готовность воспринимать новые идеи, полное неприятие пафоса и восхвалений. Сергей Штельмах не лишён самоиронии и не отказывается лично участвовать в разных порой даже весьма неординарных акциях, пропагандирующих безопасное поведение на дорогах.

 

На момент подготовки интервью Сергей Штельмах, помимо руководства УГИБДД, исполнял обязанности замначальника ГУ МВД по Новосибирской области. Читателям журнала «АВТОСОЮЗ» наверняка будет интересно узнать «из первых  уст», что происходит сегодня на наших дорогах.      

 

- Сергей Викторович, с какими результатами областная госавтоинспекция закончила 2014 год, и как вы оцениваете сегодняшнюю дорожную ситуацию?

 

- Прошлый год был удачным: число ДТП сократилось на 10%, число погибших и пострадавших - на 15%.

 

Врез: За 12 месяцев 2014 года в Новосибирской области произошло 2590 ДТП, в которых 450 человек погибло и 2913 травмировано (в 2013 году 2842 ДТП, 524 человека погибло и 3409 травмированы).

 

Напомню, 2013 год был сложным. Тогда нам впервые не удалость удержать позиции по снижению аварийности. Прежде на протяжении семи лет происходило неуклонное снижение количества ДТП и пострадавших в них. В 2013-м случился рост, как по количеству аварий, так и по тяжести последствий. Мы потеряли больше детей, стало больше аварий с участием начинающих водителей. Не удалось сдержать всплеск аварийности на региональных и федеральных трассах - за год произошло несколько тяжёлых ДТП с участием грузовиков, возросло количество наездов на пешеходов в городах.

 

Мы внимательно изучили картину аварийности за 2013 год, определили причины и факторы, приведшие к росту ДТП, учли прежние ошибки и перестроили свою работу. Эти меры дали положительный результат – аварий и пострадавших в них стало меньше.

 

Что касается сегодняшней обстановки – она не простая. Больше всего нас беспокоит ситуация с детским травматизмом. В гибели детей – самых беззащитных участников  движения - всегда лежит вина взрослых и даже не косвенная, а прямая. Судите сами: из 16 погибших в прошлом году детей, 11 были пассажирами в автомобилях. Кто-то не был пристёгнут ремнём, кого-то не усадили в детское кресло…

 

Ещё одна проблема – пьяные за рулём. Незначительно мы приросли по ДТП с участием водителей в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Выросло число аварий по вине водителей  пассажирского и грузового транспорта. За прошлый год около 700 дальнобойщиков задержаны нами на трассах в нетрезвом состоянии. Цифра шокирующая. Ещё один неприятный тренд - увеличилось число ДТП, сопутствующим факторам которых были неблагоприятные дорожные условия. Где-то образовалась колейность, где-то лежал неубранный снег, где-то причиной ДТП стал гололёд. В этом направлении мы очень плотно работаем с содержателями дорог – подрядными организациями, местными властями: выносим предписания, устанавливаем жёстки сроки устранения выявленных недочётов. Тех, кто игнорирует предписания, наказываем рублём. Честно скажу, никаких поблажек никому не делаем. Вся документация отправляется в Москву, наши действия жёстко контролируются.

 

- В результате реформирования МВД численность сотрудников ГИБДД Новосибирской области существенно снизилась. Любой водитель скажет, что за последние годы плотность нарядов ДПС на дорогах заметно уменьшилась, были закрыты стационарные посты на въезде в город. Поступает информация, что в связи с кризисом все структуры МВД ожидают сокращения. Как в таких условиях вам придётся решать основную задачу - обеспечивать дорожную безопасность?

 

- Информация о грядущем сокращение штатов МВД - пока только слухи. В связи с экономической ситуацией в стране уже сократилось на 10% финансирование министерства в целом и по структурным подразделениям в частности. На обеспечении дорожной безопасности это не скажется. Сокращений в штате ГИБДД не планируется, наоборот, наблюдается небольшой некомплект, порядка 4% - примерно 50 человек. Это происходит в пределах естественной ротации – кто-то уходит на заслуженный отдых, от кого-то мы избавляемся…

 

Да, количество штатных сотрудников стало меньше, но это не повод опускать руки. При решении поставленных задач мы руководствуемся принципом "не числом, а умением". Нет необходимости на каждом перекрёстке ставить инспектора. Этого невозможно было сделать прежде и уж тем более не нужно сегодня. Для контроля за дорожным движением мы используем современные подходы к организации работы своих сотрудников. Основной упор делаем на внедрение новых технических средств организации дорожного движения и развития автоматизированных систем контроля с установкой комплексов фотофиксации нарушений ПДД.

 

- Насколько эффективен автоматический контроль, ведь долгое время считалось, что выставить на перекрёсток экипаж ДПС куда дешевле, чем установить камеры?     

 

- Первые устройства фотофиксации мы установили в 2011 году. Тогда было девять стационарных и 35 передвижных комплексов. С их помощью было выписано 62 тыс. постановлений о нарушении ПДД. За 2013 год автоматика выдала уже более 500 тыс. постановлений. В 2014 году мы выявили более миллиона нарушений ПДД, 70% из них были обнаружены с помощью приборов.

 

Сегодня в городе и области работают 27 стационарных приборов и ещё порядка 50 переносных. Последние устанавливаем в специальные антивандальные боксы. Эти боксы ставятся на обочинах трасс в очагах аварийности. Время от времени место дислокации приборов меняем. На трассах используются и фальш-камеры. Массовая установка фальш-камер и настоящих приборов помогли серьёзно снизить аварийность в местах их появления, многие очаги аварийности удалось «затушить».

 

Уверен, ставка на развитие систем автоматической фиксации нарушений ПДД полностью себя оправдала. Такая схема работы позволяет сотрудникам ГИБДД избегать конфликтов с участниками движения, снижает факты проявления коррупции, служит стабильным источником пополнения бюджета. Мы посчитали экономику и выяснили, что установка приборов окупает себя за счёт пополнения средств от штрафов менее чем за год. Но не это главное. Важно, что в местах действия комплексов перестают гибнуть люди.

 

- Но приборы обычно имеют узкий круг применения, а спектр нарушений, совершаемых участниками дорожного движения, весьма широк.

 

- Когда мы начинали развиваться в этом направлении, мы использовали только приборы фиксирующие превышение скорости, типа "Стрелка", "Арена", "Визир". Затем появились автоматические программные комплексы "Ураган", их начали использовать на наиболее загруженных железнодорожных переездах. Позже на въездах в город стали устанавливать системы весового контроля, фиксирующих нагрузку на ось большегрузов в движении. Два года назад на Красном проспекте заработал аппаратный комплекс, фиксирующий выезд на выделенную для общественного транспорта полосу и нарушения правил парковки. В итоге удалось не только ускорить движение общественного транспорта, но и ликвидировать постоянно возникающие в центре города заторы.      

 

В мае минувшего года в Кировском районе на перекрестке Немировича-Данченко-Ватутина заработал автоматизированный программный комплекс "Автоураган", который фиксирует нарушения правил проезда перекрёстка - выезд на запрещающий сигнал светофора, пересечение стоп-линии и превышение скорости. Отмечу, что ещё в период монтажа, как только перекрёсток оснастили камерами, количество ДТП здесь резко снизилось.

 

Также мы не забываем оснащать экипажи ДПС переносными приборами фото- и видеофоксации нарушений ПДД. Сейчас на вооружении наших линейных подразделений насчитывается до полусотни таких приборов типа "Арена", "Крис", "Паркон", "Паркрайт".

 

- В последнее время в различных регионах страны, в то числе в  Новосибирске участились случаи сопротивления водителей принудительной эвакуации автомобилей, припаркованных с нарушением. На ваш взгляд, с чем связана такая позиция и что необходимо делать в этих условиях?      

 

- Совет один – соблюдать закон. Если автомобиль припаркован по правилам, никто его не тронет. Если нарушаешь ПДД, будь готов нести ответственность. На мой взгляд, проблема надуманная и во многом подогрета с подачи СМИ. Журналисты очень подробно рассказывают, как нарушитель ведёт «героическую» осаду в автомобиле, создают образ героя-одиночки, ведущего неравную борьбу с системой. Но если взглянуть на ситуацию с точки зрения окружающих? Один человек, наплевав на интересы других, бросает свою машину там, где ему удобно. В итоги все остальные – автовладельцы, пассажиры, вынуждены стоять в пробках, опаздывать на работу. Скажу очевидную вещь: если все будут соблюдать ПДД, на дорогах станет всем значительно легче.

 

- Сейчас идёт много споров, что считать отправным моментом, когда процесс принудительной эвакуации нельзя повернуть вспять. От общественников, депутатов звучат предложения либо уточнить, либо изменить порядок эвакуации…         

 

- Мы осуществляем эвакуацию неправильно припаркованных машин строго в соответствии с областным законом. Нравится он кому-то или нет, но это закон. В Новосибирске ежесуточно эвакуируется до 150 автомобилей. Отправной точкой, когда инспектор ДПС не может остановить эвакуацию, считается момент, когда крюк эвакуатора зацеплен и началось перемещение автомобиля. На данный момент в Госдуме рассматривается законопроект о введении единого для всей страны порядка эвакуации. Мы готовы работать по федеральному закону, как только он вступит в силу.

 

- Получается, что только неотвратимость наказания остаётся единственно эффективным методом соблюдения ПДД?

 

- Наказание - не наш метод, необходимо менять сознание людей. Важным направление деятельности ГИБДД остается массированная пропаганда безопасного поведения на дорогах, работа с населением. Эту работу мы проводим во взаимодействии с органами власти, общественными организациями и СМИ. Нам очень повезло с общественниками. Это энергичные, неравнодушные люди, близко к сердцу воспринимающие проблемы дорожной безопасности и готовые их решать. Среди немалого количества общественных объединений хочу отметить областную общественную организацию "Форпост", которая на протяжении восьми лет в тесном взаимодействии с нами на профессиональной основе занимается профилактикой дорожно-транспортного травматизма.

 

Все наши действия направлены на достижение конкретного результата - переломить сознание граждан. Мы хотим сделать тему безопасности дорожного движения национальной идеей по примеру национальной идеи спорта, олимпийского движения.

 

Уверен, что только изменение массового сознания будет способствовать повышению уровня дорожной культуры, поможет сделать наши дороги по-настоящему комфортными и безопасными.

 

Записал Юрий ГОЛИКОВ

Материалы по теме

  • Госавтоинспекция проконтролировала состояние дорог Новосибирской области
  • Бердские школьники призывают водителей к соблюдению ПДД
  • Городской финал конкурса «Безопасное колесо – 2014» пройдет в Автогородке
  • В Новосибирской области начался «Год дорожной разметки»
  • Спасение пешехода