Страна восходящего авторынка

Страна восходящего авторынка

30.05.2018

Россия — це не Европа. Географически наша страна лишь одной ногой в Европе, второй-то в Азии. Мы, сибиряки, где-то между — в центре страны… И с головой в Азии, потому что европейская нога намного короче (лишь 20,7% территории РФ располагается в европейских границах).

По ментальности, по генотипу мы в большей степени европейцы. Но по месту жительства и по уровню жизни до Европы нам, увы, очень далеко. И соответственно, по потребительским предпочтениям вообще и в автомобильной сфере в частности.

 

К началу текущего квартала российский авторынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей подрос на 21,7% (по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса — АЕБ). Драйвер роста — азиатский автопром: в топ-10 самых динамичных брендов нашего рынка девять позиций у «японцев», «корейцев» и «китайцев», специализирующихся на масс-сегменте.

 

И лишь одна — у премиального «американца» Chrysler. Одна, зато первая и рекордная: с января по март 2018 года этот бренд реализовал в России 24 автомобиля против одного авто за аналогичный период прошлого года, выдав тем самым прирост в 2 300%. Понятно, что такие супернизкобазовые игроки погоды на рынке не делают и не всегда процент роста отражает реальные потребительские предпочтения. Рост интереса — да, тенденция — возможно, но уровень популярности — вряд ли. Здесь надо смотреть количественные показатели.

 

Но и в топ-10 квартальных продаж азиаты доминируют как по количеству проданных автомобилей, так и по строчкам рейтинга: у них четыре позиции в верхней части топа (2-я — KIA, 3-я — Hyundai, 6-я — Toyota, 7-я — Nissan) и доля в 42,6% в десятке. У России — страны с неопределившейся ориентацией — верхняя и нижняя строчки в топе (LADA и ГАЗ) и 29,8%. Европейскому автопрому досталось 23,4% и три позиции: четвертая, пятая и восьмая (Renault, Volkswagen, SKODA). Оставшуюся девятую строчку и 4,2% продаж лучшей десятки российского авторынка забрал американский бренд Ford.

 

На вторичном легковом рынке, который больше первичного в 3,5 раза (по итогам первых трех месяцев года — 77,6%, по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ») азиатский акцент еще более заметен. Причем и географически: чем дальше на восток, тем меньше продается новых автомобилей, тем выше доля азиатского, преимущественно японского, автопрома. Например, в Еврейской автономной области вторичный рынок более чем в 80 раз крупнее первичного, в то время как в Москве они почти равны.

 

В Зауралье по-прежнему очень популярен правый руль: около 85% прописавшихся в России бэушных «японцев» (около 3 млн шт.) бегают по дорогам Сибири и Дальнего Востока.

 

Это наше азиатское сегодня. А каким будет завтра? Вот тут-то для понимания и важны проценты динамики продаж новых автомобилей. Кто интенсивнее всего завоевывает рынок, тот и будет на нем доминировать.

 

Самые высокие цифры прироста демонстрируют (исключим уже штучнопродажный Chrysler) представители «поднебесного» автопрома: FAW — 284%, Foton — 252%, Zotye — 250%. Да, база у них пока относительно невысока, но тем не менее китайские производители уже не только в замыкающих рейтинга продаж, но и на весьма приличных позициях. Lifan, к примеру, прописался в топ-20 самых продающих автобрендов на российском рынке. По количеству представленных у нас марок Китай уже сравнялся с Японией — 11 позиций. А суммарно продажи китайских легковых автомобилей за первый квартал года подросли на 17% — передано клиентам около 7 тыс. машин.

 

Таким образом, азиатский сектор нашего первичного рынка заметно прирастает уже не только Японией и Кореей. А европейский? А европейский не только прирастает, но и проседает. Из 17 представленных у нас брендов пять — в минусе. Из пяти американских брендов только Ford на плаву (ну и Chrysler'у уже просто некуда было падать).

 

Так что наше автомобильное завтра рисуется еще более азиатским, с еще более близким к нашим границам акцентом. Россия — це не Европа…

Материалы по теме

  • Иномарок в России больше, чем отечественных авто
  • За год легковые автомобили в России подорожали на 18%
  • Ford Focus остается самой популярной иномаркой на вторичном рынке
  • За последний месяц цены изменились у 25 марок
  • За последний месяц цены изменились у 30 марок