Познакомиться с диковинным «восьминогом» повезло и как в статичном, так и в динамичном – тестовом режиме.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Колесная техника в теории всегда выигрывает у гусеничной дешевизной производства и универсальностью применения, но проигрывает в проходимости. При сопоставимой геометрии и силовых характеристиках сравниваемых образцов все упирается в грунт. Точнее - в удельное давление на грунт – а у гусеницы оно априори ниже.
Приближение колесного транспорта к характеристикам проходимости гусеничного достигается расширением колесной формулы, увеличением ширины протектора, снижением давления воздуха в шинах. Именно поэтому машины с колесной формулой 8х8 и наличием централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах получили столь массовое распространение в военной и гражданской внедорожной технике особого назначения.
По тому же, проторенному отечественными конструкторами пути, пошли и ярославские машиностроители, выпустив восьмиколесный сочлененный снегоболотоход «Странник». То есть, проходимость этой амфибии не то чтобы выше средней, а максимально возможная для клана серийных автомобилей.
КОНСТРУКТИВНЫЕ НЮАНСЫ
Эта машинка целиком и полностью базируется на отечественных узлах и агрегатах. Карбюраторный двигатель ВАЗ-2106, агрегатированный с родной 5-ступенчатой МКПП, передаёт крутящий момент через нивовскую раздаточную коробку на пару классических вазовских ведущих мостов. Дешево и сердито.
Все вроде бы обычно, но возникает резонный вопрос: как обеспечить двумя мостами привод восьми колес? Решение до гениальности простое, как в детских машинках: привод каждой пары бортовых колес осуществляет обрезиненная прямозубая шестерня, входящая в зацепление с не менее зубастыми венцами шинных протекторов. Отсюда и характерная осевая формула 2-2 с разнесенными по базе парами колес на равноплечих балансирах.
Для тех, кто эксплуатировал вазовскую продукцию, под капотом и в кабине все до боли знакомо. Панель приборов от ВАЗ-2107 укомплектована тахометром, руль от «девятки» без регулировок, двухрычажная раздатка от «Нивы».
Основу конструкции «Странника» составляют два герметичных алюминиевых понтона, соединенных между собой так называемой «ломающейся рамой». Отделение управления размещается в первом понтоне, а грузопассажирский отсек – во втором.
Гидроусилитель от «Газели» действует через короткий рычаг на шарнир рамы и помогает водителю ее складывать в горизонтальном положении, чем и обеспечивается поворот «Странника».
Ходовая часть лишена амортизаторов и типичных упругих элементов в виде пружин, торсионов или рессор. Так как «Странник» машина тихоходная (более 50 км/ч не идет), то ощутимого дискомфорта в движении при этом не возникает, а с демпферными задачами успешно справляется пневматика ширококолесного движителя. Сами колеса состоят из особо эластичной, прочной резины на разъемных стальных дисках с болтовыми соединениями.
Химический состав этой резины обеспечивает удивительную стойкость колес к проколам. При небольших повреждениях в виде гвоздей, шурупов и прочих остросюжетов система подкачки успешно справляется с утечкой воздуха. При серьезных порывах неисправное колесо можно и вовсе вывесить над дорогой, тем самым несколько исказив колесную формулу, но сохранив подвижность. Тормозные механизмы вынесены с колес в трансмиссию, защищенную водонепроницаемым корпусом болотохода.
Солидному дорожному просвету позавидует и грузовик – честные 500 мм под идеально гладким днищем. Лобовое стекло, конечно же, не панорамное, а плоское двухсекционное как у ГАЗ-66. При расколе лобовик легко взаимозаменяем даже с боковыми и задними стёклами - все они единоразмерные.
Расход низкооктанового топлива «жигулевский». Запас хода зависит от емкости установленных баков, а на крыльях вдоль бортов «Странника» их можно лепить как угодно.
ТЕСТ-ДРАЙВ
Габаритные размеры «Странника» немногим превышают размеры «Шевинивы». Они оба малыши во внедорожном классе. Длина 4360 мм против шнивовских 4048, ширина 2220 против 2120 мм, высота 1828 против 1652 мм. «Странник» войдет в любой стандартный гараж для легковушки, особенно если приспустить колеса. Управление давлением в шинах осуществляется с места водителя краном, а контроль по манометру.
С адаптацией в аскетичной кабине проблем не возникло, эргономика не хуже чем в «Жигулях» и уровень шума при работающем двигателе не выше нормативных 78 дВ А. Обзор с места водителя удовлетворительный.
Радиус поворота зависит от рамы, а она складывается на скромные 15 градусов. В ходе тестового заезда приходилось заранее просчитывать траекторию движения, дабы не ободрать о борт машины какую-нибудь березу. А если просчитался, - включай задний ход и снова корректируй маршрут. То есть, маневренность автомобиля имеет особенности, к которым надо приноровиться.
Зато с подъемом на горки всевозможной крутизны и разнообразной рыхлости косогоров что-то просчитывать особой необходимости не возникало. Складывалось впечатление, что «Странник» способен карабкаться даже по отвесным поверхностям. Обманчивое, конечно, впечатление – уклон, разумеется, присутствовал во всех случаях, но восторг-то никуда не денешь! Другими словами, выбирая направление для движения, неровности грунта можно игнорировать. В разумных, конечно, пределах.
Вволю накатавшись по буеракам, делаем вывод: там, где способен передвигаться «Странник», даже самым продвинутым джипам делать нечего – они дотуда просто не дойдут. Мало того, «Странник» ходит и по спокойной воде аки посуху со скоростью 5 км/ч.
Кроме того, этот вездеход – благодатная база для дооборудования и тюнинга. Например, в нашей версии была блокировка межосевого дифференциала в раздаточной коробке, но не было самоблоков в мостах. Хотя минимум заводских опций здесь присутствует. Это и обогрев двух обитаемых объемов теплоизолированного кузова, и фара-искатель, и масляный радиатор силовой установки. Без последнего возможен перегрев двигателя при особо тяжелых условиях движения. А именно для таких «Странник» и создан.
Фото Наталья Гриштина (АВТОСОЮЗ) и Strannik-v.ru
Материалы по теме |