Вездеход «Шерп»

Вездеход «Шерп»

11.10.2020

Удалось прокатиться на снегоболотоходе «Шерп» образца 2018 года. Готовы поделиться впечатлениями.

Габариты «Шерпа» сопоставимы с размерами «Нивы»: длина 3 400 мм, а ширина и высота по 2 520 мм. У вездехода уникальные бескамерные шины размерностью 1600×600×25. Несущий кузов выполнен из алюминиевых листов и имеет полиуретановое покрытие «Раптор». Интегрированная в корпус силовая рама позволяет монтировать высоконагруженную трансмиссию.

 

Силовой агрегат — японский экскаваторный турбодизель Kubota V1505-t/E38, лишенный для пущей надежности всяческой электроники. С полутора литров рабочего объема двигателя снимается максимум 44,3 л.с. Этого достаточно для перемещения «Шерпа» по суше со скоростью 45 км/ч.

 

В мороз пустить двигатель помогает автономный отопитель Webasto 2000 STC. С его помощью прогреваются салон и силовая установка, размещенная в кожухе за передними креслами.

 

Сцепление SACHS агрегатируется с 5-ступенчатой МКПП собственной разработки. Привод на ведущие колеса цепной, как на мотоцикле или карте, только цепи побольше. Смазка цепей полуавтоматическая, не требующая вскрытия полов трансмиссионного отделения. Достаточно из салона каждые 5–10 часов хода нажимать соответствующие кнопки на приборной панели.

 

Так как «Шерп» не имеет руля и управляется по-танковому, он оснащен двумя бортовыми фрикционными механизмами, напоминающими огромные дисковые тормоза. Благодаря гидроприводу поворот осуществляется без особых усилий со стороны водителя.

 

Подвески как таковой нет, но производитель определяет ее как пневмоциркуляционную. Протектор напоминает лопатки колесного парохода. С их помощью «Шерп» может двигаться в стоячей воде со скоростью до 6 км/ч.

 

Показалось странным отсутствие на амфибии с однообъемным кузовом трюмного насоса и средств спасения на воде. Да и весла в случае поломки в ДВС и трансмиссии не оказались бы лишними. Для слива воды (на суше) в стальном оцинкованном днище корпуса предусмотрены соответствующие пробки — кингстоны. Но до суши, если что, еще как-то догрести надо. «Титаник» тоже считался непотопляемым…

 

Расход топлива от трех литров в час, в зависимости от условий движения. Емкость основного топливного бака 56 л, в оцинкованных дисках колес могут устанавливаться конические канистры на 58 л топлива каждая.

 

Так как «Шерп», по заверениям производителя, может длительно преодолевать препятствия с уклоном и креном до 35 градусов, во избежание топливного голодания в конструкцию системы питания встроен дополнительный бачок, расположенный значительно выше уровня двигателя, поэтому и подсоса воздуха не происходит.

 

Странно, что аналогичных решений не применено в системе смазки, ведь, судя по всему, японский мотор оснащен «мокрым» картером (с поддоном) и не имеет отдельного бака и электрического маслозакачивающего насоса. А масляное голодание тоже ведь никто не отменял...

 

В процессе покатушек по шибко пересеченной местности «Шерп» неоднократно выходил на критические «углы атаки», однако перевернуться ему так и не удалось: водитель без опаски проваливал машину в топкие воронки и уверенно ее выводил на подъем на минимальной скорости 1,5 км/ч. Низкий центр масс машины превратил вездеход в «неваляшку».

 

Не подняв лобового стекла, в амфибию не попасть. Откидной фронтальный люк, образующий аппарель, размещен напротив правого пассажирского кресла. Для удобства посадки и высадки водителя рычаги управления фрикционами смещены к левому борту.

 

Внутренняя обшивка салона выполнена с применением термо- и шумоизоляционных материалов. Между передними креслами, кроме ручки МКПП, есть трансмиссионный стояночный тормоз. Контрольных приборов по минимуму. Спидометра нет, но есть счетчик мото-часов, манометры и термометры силовой установки. Все в судовом исполнении и размещены над лобовым стеклом.

 

На правой стойке бросается в глаза еще один интересный прибор, знакомый многим по кабинету участкового врача, — аналоговый циферблат тонометра. Дело в том, что «Шерп» оснащен колесами сверхнизкого регулируемого давления и стандартные манометры ЦСРДВШ здесь корректно не работают. Подкачка колес осуществляется выхлопными газами дизеля. Запустил мотор, открыл кран, и за 30 секунд заполняются одновременно четыре 800-литровых колеса. Это дает дополнительный запас плавучести и увеличивает клиренс до 600 мм.

 

Длинномер или объемную поклажу можно разместить на крыше, укрепив за рым-болты и ремни. Но основной груз массой до 1 тонны лучше возить в грузо-пассажирском отсеке, имеющем под пайолами емкий трюм объемом 170 л. В этом же отсеке организуются спальные места для четырех человек. Для этого применяются боковые гамаки и три рундука.

 

Чтобы управлять «Шерпом», надо не только очень много денег на его покупку (несколько миллионов рублей), но и немного времени, чтобы получить удостоверение водителя внедорожного транспортного средства категории М2.

 

А как добраться до внедорожья? Существует спецприцеп для «Шерпа». По заверению производителя, вездеход заезжает на платформу специально спроектированного для него прицепа и самофиксируется на нем всего за 15 секунд. А чтобы перевозить этого монстра с сухой массой 1 300 кг по дорогам общего пользования, необходимо, кроме прицепа, иметь еще и категорию Е в стандартных водительских правах.

 

В общем, в вездеходовладении есть свои нюансы, которые кому-то могут показаться несовместимыми с намерениями по приобретению подобной техники. Но есть и такие преимущества, которых нет больше ни у кого!

 

Текст Андрей Гришин

фото Наталья Гришина

 

Материал впервые опубликован на канале АВТОСОЮЗ в Яндекс.Дзен

Материалы по теме