«Жадность дилеров» перешла границы

«Жадность дилеров» перешла границы

30.04.2022

Сезон ажиотажного спроса на новые автомобили, который в России уже позади, породил такой термин как «дилерская жадность», которая, по мнению многих покупателей, «не имеет границ». А действительно, есть ли границы у этого явления, и каковы они?

Регулирование спроса методом повышения цены на продукцию, – инструмент рыночной экономики. Границы «жадности» располагаются на линии баланса между предложением и спросом. И, кстати, не стоит, пожалуй, винить в повышении цен на автомобили исключительно дилеров – прайс диктует производитель. И если посмотреть актуальные финансовые отчеты ведущих мировых автоконцернов, то можно заметить довольно любопытную картину – продажи в минусах, а прибыль рекордная. О чем это говорит?

 

Но и дилер участник рынка, и ничто рыночное ему не должно быть чуждо, да и рыночных инструментов у него не так уж много, почему бы не повысить эффективность тех, что имеются. Вот и фаршируют стандартно укомплектованные автомобили не всем нужными «допами», навязывают платные услуги, задирают ценники, нащупывая границы допустимого.

 

В денежном выражении в различных автосегментах в пережитый бум автопокупок эти границы оказались разными – на бюджетные автомобили на старте сезона ажиотажного спроса накручивали по 100 – 200 тыс. рублей. На авто среднего ценового сегмента в пик сезона доходило до полумиллиона. Выше медианы счет шел на миллионы. Это, кстати, зачастую сверх «допов», которые предлагали на сопоставимые суммы.

 

А так как диапазон накруток очень уж широк, то правильнее будет определить уровень удорожания в процентах от официального прайса. В таком относительном исчислении границы «жадности» нащупались в пределах 20 – 25% (в зависимости от степени востребованности той или иной модели) от рекомендованной розничной цены. Это в среднем. Зафиксированы покупки и с 30 – 40-процентным удорожанием (вместе с «допами»), и даже двукратного превышения официального ценника в самый острый дефицитный период (в единичных случаях).

 

Это ценовые границы. А как насчет административных? Пронаблюдалась разница в размерах накруток в зависимости от региона дилерского базирования – чем он крупнее, тем ближе к предельным границам оказывалась «жадность дилеров». Если точнее – чем в регионе выше спрос на авто, тем более высокими накрутками выравнивался дисбаланс спроса и предложения.

 

Российские автомобилисты «дилерскую жадность» считают национальной чертой и объясняют это явление ментальностью и несовершенством рыночных механизмов. Однако, это не так. Похожая картина наблюдается и в Казахстане, и в Беларуси, и в Узбекистане… – Везде, где возникает дефицит, появляются очереди, находятся инструменты удовлетворения спроса прямым или завуалированным повышением цены. Так что ментальность, как объяснение природы явления, отпадает. Но постсоветское пространство, как территория рыночного несовершенства остается?

 

Обратим взоры на самый совершенный и даже эталонный (как принято полагать) рынок – североамериканский. Дефицит популярных во всем мире автомобилей, как оказалось, наблюдается и за океаном. Связано это, как и во всем мире, с производством, которое в виду пандемийных ограничений, чипового коллапса и разрушения привычных логистических цепочек, снизилось. То есть, баланс предложение – спрос пошатнулся и там. И как это отразилось на прайсах? Аналитики Kelly Blue Book вычислили, что цены на новые автомобили в дилерских центрах США в среднем за год увеличились на 5 000 долларов, достигнув к апрелю 2022 года отметки в 46 000 долларов (в среднем по рынку).

 

А эксперты Consumer Reports пошли еще дальше – исследовали тему дилерских накруток – насколько сейчас (на начало апреля 2022 года) в Америке завышаются прайсы по отношению к уже повышенной рекомендованной розничной цене, – тема «дилерской жадности», как выяснилось, имеет место быть и на «самых цивилизованных» рынках планеты.

 

Рекордсменом несанкционированного производителем удорожания по выявленным случаям оказался Kia Telluride, который сейчас можно приобрести, переплатив 21% рекомендованной розничной цены (33 090 – 44 890 долларов). Далее в рейтинге по уровню порождаемой «дилерской жадности» Kia Forte (на нашем рынке называется Cerato) – его предлагают на 20% дороже рекомендованного производителем прайса (19 090 – 24 490 долларов в США). С такой же в процентах переплатой можно прикупить в Америке и Kia Sorento (диапазон заокеанских цен 29 590 – 48 090 дол.).

 

И далее в спекулятивном топ-10 с накрутками 18 – 19% преимущественно «корейцы» Kia Rio, Seltos, Carnival, K5, Soul, Hyundai Accent , и лишь один «американец» – Chevrolet Spark. В более узких границах накруток (около 16%) встречаются «японцы», за «европейцев» американцы переплачивать не особо хотят.

 

Так что получается, что «дилерская жадность» и действительно безгранична. По крайней мере, с географической точки зрения.

 

Фото АВТОСОЮЗ

Материалы по теме

  • Японские автомобили оказались самыми надежными по версии Consumer Reports
  • Опубликован рейтинг надёжности автомобилей TÜV Report 2021
  • 10 самых популярных автомобилей мира 2020
  • Названы лидеры автомобильных инноваций 2020
  • Рейтинг качества автомобилей J.D. Power IQS 2020