Август Хорьх — человек, который создавал автомобили

Август Хорьх — человек, который создавал автомобили

28.11.2018

18 октября 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения легенды мирового автомобилестроения Августа Хорьха. Талантливого инженера, изобретателя, предпринимателя… Основателя Audi.

18 октября 2018 года исполняется 150 лет со дня рождения легенды мирового автомобилестроения Августа Хорьха. Талантливого инженера, изобретателя, предпринимателя… Основателя Audi.

 

Родился Август Хорьх 18 октября 1868 года в немецком селе Мосельдорф близ Виннингена в семье потомственного кузнеца. Однако шагать по жизни дорожкой, проторенной отцами и дедами, ему было неинтересно — Август искал свой путь. Во всем и всегда.

 

НАЧАЛО ПУТИ

 

Будучи подмастерьем в кузнице отца, тринадцатилетний Август построил свое первое транспортное средство — самокат. Ковал коньки невиданной конструкции, модернизировал сани, превращая их чуть ли не в спортивные болиды. А в 14 лет отправился в странствие, с тем чтобы найти себя вне кузницы.

 

«Ничто не могло удержать уже меня дома, — написал Август Хорьх в своих воспоминаниях. — Мое сердце ликовало от восторга... Мы вдвоем с моим приятелем гордо шествовали в неизведанное, как молодые котята, задрав хвостики и не боявшиеся ничего на свете. Я думаю, никто из встречных не видел тогда во мне юношу, идущего овладевать серьезной профессией. Больше всего я походил на школьника, так как я был невысок — можно сказать, что я был не выше складного зонтика от дождя. Но во мне горело романтическое пламя, и одновременно с этим я имел непреодолимое желание стать хоть в чем-то умелым человеком».

 

В 20 лет Хорьх поступил в Саксонское инженерное училище в Митвайде. Получив диплом инженера-механика, поработал на литейном заводе в Ростоке, в конструкторском бюро лейпцигской судостроительной фирмы… «В середине 1896 года произошло событие, которое круто повернуло мою жизнь, — вспоминал Август Хорьх. — В одной лейпцигской газете сообщалось, что в ближайшее воскресенье на одном из шоссе состоятся первые мотоциклетные гонки. Мотоцикл фирмы Hildebrand & Wolfmuller будет демонстрировать свои возможности…

 

Я сгорал от любопытства и никак не мог дождаться того момента, когда на дорожку выкатят новый для меня вид техники. Для меня это было нечто совершенно непонятным. Наконец его выкатили! Я долго бродил вокруг мотоцикла, а затем, снедаемый стеснением, решился подойти к изобретателям и попытался выведать — строились ли похожие транспортные средства где-нибудь еще. Я и не предполагал, что задал один из самых существенных вопросов моей жизни. Да, ответили они мне, есть такие фирмы — Даймлера в Штутгарте и Бенца в Мангейме… И, как только я оказался дома, я тотчас засел за письмо на фирму Benz & Co.

 

В письме я рассказал о моем жизненном пути, учебе и исканиях; сообщал, что имею некоторый опыт в конструировании двигателей внутреннего сгорания, и просил, по возможности, рассмотреть мою кандидатуру для работы в их автомобильном проекте. Ответ я получил очень быстро… Пришла телеграмма — фирма Бенца, сообщала, что я принят на работу и должен приступить к ней немедленно… Я гордо ехал в Мангейм, как рекордный чайный клипер, все паруса которого полностью наполнены свежим ветром».

 

ШКОЛА «ПАПЫ БЕНЦА»

 

Таким образом молодой Хорьх стал сначала помощником руководителя отделения двигателей, а затем руководителем автомобильного производства на заводе Benz & Co в Мангейме. Однако надолго задержаться у «папы Бенца» не получилось: молодому инженеру хотелось изобретать, экспериментировать, внедрять, совершенствовать… Реализовать весь свой потенциал под жестким контролем отъявленного консерватора Бенца не получалось. Великий Карл не желал менять осязаемое хорошее на гипотетическое лучшее. Особенно если это изобретено не его гением. «Я уговаривал его, как больного ребенка, — вспоминал Хорьх, — но все мои потуги были напрасными. Он не желал ничего менять».

 

В конце концов Хорьху, всегда называвшему этот период жизни лучшим, стало тем не менее тесно в очерченных Бенцем рамках, и Август отправился в самостоятельное плавание. Бенц не хотел его отпускать, но Хорьх не мог больше оставаться — он намерен был идти своей собственной дорогой.

 

РОЖДЕНИЕ HORCH

 

Нашел партнера и… «14 ноября 1899 года в Кельне-Эренфельде под номером 4689 была зарегистрирована фирма A.Horch & Cie. Одна моя мечта осуществилась, — торжествовал Хорьх. — Через весьма непродолжительное время после основания моей фирмы я получил свой первый патент, а именно на оригинальную конструкцию штанги прерывателя напряжения для системы зажигания Bosch».

 

Это был первый патент, дальше — больше. Август Хорьх разработал и запатентовал систему впрыска топлива и еще в далеком 1901 году предложил изготавливать блок цилиндров, а также передаточный механизм и корпус дифференциала полностью из легкого металла, отказался от «каретной» компоновки в пользу переднего расположения двигателя, чуть позже по его инициативе в автомобилях появился кардан...

 

В 1901 году свет увидел первый автомобиль Horch. «Мотор мой конструкции работал устойчиво, без вибраций. Мы были счастливы. Впоследствии я изменил только конструкцию коробки передач. Сегодня я могу говорить об этом спокойно, не боясь, что меня обвинят в нескромности, но моя конструкция коробки передач действительно намного обогнала время», — в середине тридцатых писал в своих мемуарах Август Хорьх.

 

К августу 1901 года была разработана вторая, более совершенная модель Horch. Однако производить ее было не на что: фирма A.Horch & Cie находилась в плачевном финансовом состоянии. В жизни Хорьха вновь, как и в добенцовские времена, как и в момент становления на самостоятельные рельсы, наступил период поиска денег… Партнеры хоть и с трудом, но нашлись, фабрика переехала из Кельна в Райхенбах.

 

Хорьх разрабатывал, изобретал, заимствовал, внедрял… «Мы должны были констатировать со всей ответственностью — машины стали гораздо надежнее. А я еще раз похвалю сам себя — я первым применил хромоникелевую сталь в автомобилестроении, — писал в мемуарах Хорьх. — Металлургический завод Бисмарка был мне очень благодарен за эту находку — новую область применения их сталей. На автомобильной выставке это нашло свое зримое выражение, причем весьма сердечным и оригинальным способом. К нашему стенду — завода Horch — прибыла делегация металлургического завода Бисмарка и вручила мне поразительный по красоте букет цветов. Все цветы, листья, стебли, тычинки и пестики были изготовлены из хромоникелевой стали. Этот букет блистал во время выставки на нашем стенде всеми цветами радуги и служил центром притяжения публики».

 

Дела шли в гору. Мысли о расширении производства привели к созданию акционерного общества. В 1904 году оно было основано, и завод Horch переехал в Цвиккау. Свежие идеи, новые автомобили, успехи в гонках, аншлаги на выставках…

 

ОСНОВАНИЕ AUDI

 

Чем громче успехи, тем шире круг завистников. В честной, открытой борьбе Хорьх одерживал победу за победой. А вот в подковерной возне не преуспел — он ей просто не занимался. Зато активно ей занимались злейшие враги — те самые, которые бывшие друзья.

 

«Все произошло 19 июня 1909 года… Когда я вернулся в отель с церемонии вручения призов гонки на приз принца Генриха (я, будучи гонщиком, представляющем Императорский немецкий автоклуб, получил специальный приз), на столе меня поджидала депеша из Цвиккау, — писал в мемуарах Август Хорьх. — Меня срочно вызывали на заседание наблюдательного совета нашего предприятия... Коммерческое руководство полагало, что наши машины плохого качества. Больше всего претензий ко мне имел директор по продажам.

 

На следующий день у меня уже созрело решение — нужно создать новую фабрику, которая будет конкурировать с этим ненавистным мне предприятием… Всего лишь три дня спустя я уже имел стартовый капитал в сумме 200 000 марок! 16 июля 1909 года произошло рождение новой фирмы. Мы ее назвали August Horch Automobilwerke GmbH, Zwickau (Автозавод Августа Хорьха — общество с ограниченной ответственностью, Цвиккау)».

 

Но недоброжелатели на этом не успокоились: через суд они лишили Августа Хорьха права называть собственные автомобили своим именем. Что делать? «Мы тотчас созвали заседание, которое состоялось в квартире Франца Фикентшера, и размышляли долго о новом названии для фирмы, — вспоминал Хорьх. — В углу комнаты сидел за уроками сын Франца Фикентшера Генрих и зубрил латынь... Внезапно из него вырвался безудержный вулкан эмоций, и он закричал с необычайным возбуждением: «Audi et altera («Выслушайте и другую сторону»)... Почему вы не хотите назвать свою новую фирму Audi? Это то же самое «слушай», но на латыни… Нам это так понравилось, что мы внесли в торговый реестр новое название нашей фирмы — Audi Automobilwerke GmbH».

 

К слову, с этого дня и до самой своей смерти Август Хорьх подписывал свои письма друзьям и близким знакомым не «August Horch», а «Audi Horch».

 

Успех нового бренда был предрешен — вслед за основателем фабрику недоброжелательства покинули практически все ведущие специалисты. И перешли под знамена Audi. В 1911 году на последней предвоенной немецкой автовыставке модели Audi впервые были показаны широкой публике. Автомобили нового бренда оказывались в центре внимания на самых важных экспомероприятиях, побеждали в самых престижных автогонках и быстро завоевали популярность.

 

«В мае 1913 года русские устраивали в Петербурге автомобильную выставку, — вспоминал «Ауди Хорьх». — На эту выставку фирма Audi также послала некоторое количество машин... Выставка была шикарной и очень помпезной. Мне она очень понравилась… 29 мая выставку посетил русский царь. Он осматривал все очень подробно. Побывал и на нашем стенде… На меня русский царь произвел удивительно хорошее впечатление…» Так 105 лет назад состоялся дебют Audi в России. Царский дебют.

 

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

 

А затем началась Первая мировая война. Предприятие Хорьха перешло под патронаж военного министерства и вынуждено было активно наращивать производственные мощности для исполнения постоянно увеличивающихся объемов госзаказа. В 1914 году фирма Audi переросла в акционерное общество.

 

Помимо легковушек и грузовиков, завод загрузили производством гранат, минометов, а с 1916 года и некоторых узлов для первого немецкого танка A7V. Затем Хорьх вошел в правление КБ, занимавшегося разработкой следующей бронемодели… За заслуги в обеспечении военных поставок 21 декабря 1917 года Август Хорьх получил правительственную награду — Военный крест.

 

Войну Германия проиграла. По всем фронтам — и в автомобильной промышленности тоже. Пока Европа мечом и огнем истощала свои ресурсы, совершенствовалась в разрушительных технологиях, отсиживающиеся за океаном конкуренты развивались в созидательном направлении. За четыре года войны передовой немецкий автопром сдал лидерские позиции американцам. А чтобы не догнали и ни в коем случае не перегнали, победители понавыдумывали всяческие репарации и ограничения для сдерживания развития.

 

В таких условиях радужных перспектив для себя как для изобретателя, промышленника и гонщика разменявший шестой десяток лет Август Хорьх не усматривал и решил изменить траекторию своего жизненного пути. «В начале февраля 1920-го я наконец решился на то, о чем думал давно, — я попросил снять меня с должности члена правления фирмы Audi. Причина была очень простой — я не хотел дальше жить в Цвиккау. Во время войны я много раз бывал в Берлине, хорошо изучил этот город и хотел обосноваться там. В Берлине сильнее ощущался пульс жизни всего государства, там бьют ключи идей, там принимаются все решения, и я хотел принимать в этом участие».

 

ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ

 

К этому времени Хорьх стал уже достаточно влиятельной персоной, и столичная прописка позволяла расширять и без того солидный список статусных должностей.

В разное время Хорьх был почетным президентом Берлинского автомобильного клуба, членом правления нескольких технических обществ, среди наиболее значимых — автомобильно-техническое и авиационно-техническое общества. Также он был президентом Общегерманского наблюдательного совета по промышленному производству и членом правления исследовательского общества по правилам уличного движения. Хорьх был президентом Императорского союза автомобильных экспертов, входил в правление Союза предпринимателей немецкой автомобильной промышленности и Союза немецких производителей моторных транспортных средств. Стал председателем организационного комитета по внешней торговле автомобилями, членом наблюдательного совета AUKA — организации автомобильных выставок…

 

В 1922 году Август Хорьх «…за признание незаурядных заслуг в развитии немецкой автомобильной индустрии и автомобилей больших мощностей» получил звание почетного доктора инженерных наук. И еще одно признание: в 1934 году одну из улиц Цвиккау назвали именем Августа Хорьха…

 

Годом раньше Хорьх вошел в наблюдательный совет Auto-Union — концерна, объединившего и два его детища — бренды Horch и Audi. В рамках объединения Хорьх не только продолжал участвовать в жизни Audi, но и взял своеобразный реванш над своими давними недоброжелателями: 29 апреля 1933 года он стал директором завода Horch.

 

Конструкторской деятельностью Хорьх больше особо не грешил. Будучи главным автоэкспертом империи, анализировал чужие изобретения. А свой собственный творческий пыл гасил написанием мемуаров (цитаты из которых и приведены в этом материале).

 

«Чем я могу похвастаться на закате своей жизни? — размышлял Хорьх — Тем, что не без моей помощи в Германии появились самые лучшие гоночные автомобили. В их кабинах сидели молодые и мужественные люди — наши дети. Они сегодня соревнуются с таким же азартом, как мы это делали почти 50 лет назад…

 

На склоне лет я могу ощущать лишь радость. Она согревает меня на остатке жизни — я сделал свое дело. Было выпущено тысячи машин, которые несли мое имя. Мне не стыдно за их качество. Они великолепны. В них воплотился труд десятков тысяч рабочих и инженеров. И сейчас, на склоне лет, я могу мечтать только об одном — чтобы машины марки Audi и Horch разъехались по всему свету. Пусть они на всех континентах доставляют радость водителям».

 

Книга Хорьха под названием «Я строил автомобили» вышла в свет в 1937 году. Издать ее в нацистской Германии, не будучи членом национал-социалистической партии, было непросто, помогли титулы, должности, лояльность политической элиты — Хорьх в Третьем рейхе стал «лицом» германского автопрома. Про Хорьха даже сняли фильм: под эгидой министерства пропаганды создавался «киноархив великих личностей Германии». Первым был фильм о великом физике Максе Планке. Вторым стал Август Хорьх…

 

В 1938-м он получает почетный знак Союза немецких инженеров — самой крупной и хорошо известной немецкой организации, объединявшей инженеров различных специальностей. 15 февраля 1939 года Августа Хорьха удостоили чести быть почетным гражданином города Цвиккау.

 

ВТОРОЙ ФРОНТ

 

А дальше — Вторая мировая. Заводы Audi и Horch работали на вермахт. В 1942 году Хорьха избрали вице-президентом наблюдательного совета Auto-Union, однако уже два года спустя он уходит в отставку. А по окончании войны и концерн был расформирован.

 

Предприятия Auto-Union по большей части оказались на территории Восточной Германии. В результате заводам Horch выжить не удалось: все оборудование было демонтировано советскими войсками и вывезено в счет репарационных поставок в СССР. Сами заводские корпуса взорваны. Станки с маркой Horch-Werke успешно работали многие годы на АЗЛК, в Удмуртии, на Украине…

 

Audi повезло чуть больше: бренду удалось начать возрождение в Баварии, в Ингольштадте. И родитель марки Август Хорьх принимал в этом самое активное участие. Понятно, что, когда коммунисты затеяли послефашистскую «охоту на ведьм», «великой личности Германии номер два» пришлось бежать в американскую оккупационную зону.

 

Тем временем в 1947 году Социалистическая единая партия Германии принимает решение лишить Августа Хорьха звания почетного гражданина Цвиккау, а также переименовать улицу, носившую его имя. Потому что он якобы принимал активное участие в пропаганде фашизма.

 

«…Хорьх очень опасный человек для нашей Германии, — утверждал один из инициаторов травли конструктора товарищ Апфельбаум. — Книгу «Я строил автомобили» он опубликовал по личному указанию министра пропаганды Геббельса. Из этого видно, что Хорьх ярый сторонник национал-социализма. Он эксплуатировал на своих заводах рабочих. На его предприятиях изготавливались протезы для солдат вермахта. С целью, чтобы они снова могли бы идти воевать. Исходя из этого, права почетного гражданина его нужно обязательно лишить…»

 

В результате 19 апреля 1948 года городское представительство Цвиккау, частично подчинившись требованиям коммунистов, вернуло улице Августа Хорьха ее прежнее название — Криммитшауер.

 

Однако период активной денацификации Германии в том же 1948 году и угас. Хорьх тут же избирается почетным членом Всегерманского автомобильного клуба (ADAC). А в1949 году его родной город Виннинген награждает Августа Хорьха званием почетного гражданина…

 

Чем сам Хорьх занимался в это время? Переквалифицировался в журналиста. Писал заметки в газеты, начал новую книгу «Мой друг, автомобильный пастор». Умер легендарный автомобилестроитель Август Хорьх в возрасте 82 лет — 5 февраля 1951 года. Похоронили его в родном Виннингене.

 

ПАМЯТЬ

 

Память о великом немецком автопромышленнике жива. В 1993 году, после воссоединения Германии, таблички «Хорьхштрассе» снова украсили одну из самых протяженных улиц Цвиккау. 15 октября 2000 года в США, в Детройте, в Автомобильном зале славы был открыт стенд памяти Августа Хорьха. Бренд Audi вновь поднялся к вершинам мирового автопрома.

 

В честь 150-летия великого конструктора и основателя марки компания Audi организовала серию памятных мероприятий. 22 июля 2018 года в Цвиккау поднят флаг гонки August Horch Classic. Автомобили Horch можно было видеть на ралли Donau Classic и Heidelberg Historic, они участвовали в гонке классических моделей Sachsen Classic. В июле 2018 года на юбилейном, 25-м фестивале скорости в британском Гудвуде на старт вышел Auto UnionType C с 16-цилиндровым двигателем — легендарная «Серебряная стрела» Хорьха. В начале августа на выставке Classic Days в замке Дик в Юхене экспонировались роскошные лимузины и кабриолеты Horch 1920-х и 1930-х годов выпуска…

Памятные мероприятия в честь Августа Хорьха пройдут и на его родине в Виннингене с 12 по 14 октября.

 

Завершить материал о пионере автомобилестроения хотелось бы его собственными словами: «Я работал всю свою жизнь — долго, самозабвенно и плодотворно. И когда Господь Бог спросит меня: «Что ты сделал?» — я отвечу просто: «Я строил автомобили!»

Материалы по теме

  • В Новосибирске приступил к работе новый официальный дилер Audi
  • «СЛК-Моторс» отказалась от Ауди
  • Наталья Жданова: «Прочность бизнеса «СЛК-Моторс» достаточно высока»
  • Анна БОГАЛИЙ, властелин колец
  • Петр Панфилов: «В Новосибирске Audi лидер!»