Электромобили разочаровывают своих обладателей

Электромобили разочаровывают своих обладателей

29.02.2024

Весьма любопытные данные приводит авторитетная консалтинговая компания J.D. Power, опубликовавшая результаты свежего исследования опыта владения электромобилями в США (2024 US Electric Vehicle Experience (EVX) Ownership Study): большинство электромобилистов планируют пересесть на авто с ДВС.

Специалисты J.D. Power в сотрудничестве с коллегами исследовательской фирмы PlugShare с августа по декабрь 2023 года изучили опыт владения своими транспортными средствами 4650 североамериканских обладателей BEV (электромобилей) и PHEV (подзаряжаемых гибридов) 2023 и 2024 модельного года. Респондентам предлагалось оценить свою удовлетворенность от эксплуатации авто по десяти параметрам:

– стоимость владения; 

– удовольствие от вождения; 

– стайлинг интерьера и экстерьера; 

– безопасность и технологические особенности; 

– качество и надежность;

– точность заявленного диапазона заряда батареи; 

– запас хода от батареи; 

– доступность общественных зарядных станций; 

– удобство зарядки в домашних условиях; 

– опыт обслуживания. 

 

По совокупности оценок каждой модели присваивался индекс EVX по тысячебалльной шкале, по значению индекса транспортные средства ранжировались в рейтинге. Но не это главное, – автовладельцы оценивали свою удовлетворенность от обладания электромобилем в целом и высказывались на тему дальнейших своих личных перспектив обладания электрокарами. И оказалось, что:

 

– Общая удовлетворенность среди новых покупателей BEV снизилась на 16 пунктов по сравнению с 2023 годом;

– подавляющее большинство обладателей электромобилей в будущем хотели бы пересесть на автомобиль с ДВС. (Среди новых покупателей моделей BEV почти половина (48%) признаются, что при следующей автопокупке они рассмотрят подзаряжаемый гибрид (PHEV), а 39% подумывают об обычном гибриде (HEV) или даже традиционном автомобиле с двигателем внутреннего сгорания. Среди убежденных поклонников электромобильности – тех, кто уже не первый год за рулем электрокара – аналогичные настроения на сегодняшний день испытывают 38% и 19% соответственно).

 

В чем причины разочарованности электромобилями среди тех, кто таки отважился на это приобретение? В первую очередь называется низкий уровень доступности общественных зарядных станций. Среди владельцев электромобилей массового рынка удовлетворенность по этому параметру сейчас на 32 пункта ниже, чем год назад. Не устраивает и запас хода от аккумулятора, что при неразвитой заправочной сети делает эксплуатацию электромобиля весьма сомнительным удовольствием. Также называется несоответствие ожидаемого снижения эксплуатационных расходов с реальной стоимостью владения электрифицированных транспортных средств.

 

Мало того, высказываются претензии к качеству и надежности электромобилей, – по этим параметрам они проигрывают традиционным автомобилям с ДВС. Недавно были обнародованы результаты еще одного исследования компании J.D. Power – оценка надежности всех видов транспорта (2024 US Vehicle Dependability Study (VDS)). Автомобили оценивались по количеству выявленных претензий на сотню экземпляров (PP100), и оказалось, что самыми проблемными на сегодняшний день являются модели BEV – 256 дефектов на сотню. Вторую строчку снизу заняли PHEV с индексом 216 PP100, гибриды HEV продемонстрировали уровень 191 PP100, и, наконец, бензиновые автомобили с показателем 187 PP100 оказались на вершине рейтинга надежности.

 

Таким образом, в обозримом будущем вряд ли стоит ожидать массового пересаживания населения с традиционных автомобилей на электромобили. Скорее, будет наблюдаться обратная картина: разочарованные электромобилисты будут возвращаться в зону комфорта в области автовладения. Фантастический рост прироста продаж BEV, конечно, будет демонстрироваться для привлечения новых инвесторов электромобильности, но процент автопарка машинок на батарейках вряд ли от этого значительно увеличится.

 

Впрочем, в различных регионах мира ситуация с электромобильностью различна. Приведенные выше результаты исследования касаются второго по величине авторынка мира – североамериканского. На первом рынке – китайском – лояльность к электромобилям выше. В Европе вообще народ пересаживают в электрокары чуть ли не в принудительном порядке. У нас…

 

У нас как раз и придумали определение «тупиковая ветвь». Продажи новых электромобилей за 2023 год выросли на целых 366% до 14 376 ед. Но это составило всего лишь 1,4% от рынка (по данным Автостат Инфо). Бэушных «электричек» перепродано чуть меньше – 11 937 штук, что составило 0,2% от вторичного рынка авто. Начало текущего года демонстрирует те же три сотни роста прироста к низкобазовому предыдущему году, но снижение объема продаж по отношению завершающему месяцу предыдущего года… Говорить о том, что электромобили у нас уже обретают значимую для рынка перспективу, пожалуй, рановато.

Материалы по теме

  • Доля бензиновых автомобилей на рынке Евросоюза увеличилась
  • Темпы строительства зарядной инфраструктуры для электромобилей в Евросоюзе в 7 раз ниже потребных
  • В Москве растут темпы производства комплектующих для электротранспорта
  • Сверхбыструю зарядную станцию для электромобилей разработали в России