Год открытых дверей

Год открытых дверей

22.12.2011

2011 год для первичного легкового автомобильного рынка Новосибирска стал годом динамичного развития, долгожданных открытий и позитивных преобразований.

2011 год для первичного легкового автомобильного рынка Новосибирска стал годом динамичного развития, долгожданных открытий и позитивных преобразований.

 

Какой след оставил 2011 год на пути из вчерашнего дня авторынка региона во времена цивилизованности? Правильный след. Все истинное стало более заметным и сильным. Оно обречено на процветание и уверенно движется к цели. Все наносное, зародившееся в мутных водах становления рынка, твердо встало на путь умирания. Нежизнеспособное агонизирует, загрязняет атмосферу созидания, по головам ближних изо всех сил пытается выбраться из собственной лужи туда, где есть чем дышать, но… Чем активнее шевелит локтями, тем глубже садится в лужу.

 

Любопытно, эти процессы заметны не только на самом авторынке, но и в околоавтомобильных сферах. Но не стоит сосредотачиваться на грустном — достаточно много позитивного в 2011 году произошло в Новосибирске автомобильном. Об этом и поговорим.

 

РОЖДЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Рынок рос, оправдывая самые смелые прогнозы, трансформировался и новым содержанием наполнял возникшие пустоты. Результаты года: 40-процентный рост продаж иномарок, снижение влияния отечественного автопрома на первичный рынок, заметное падение интереса сибиряков к «правому рулю». С оживлением рынка стала ярче и его событийная окраска.

 

Самым, пожалуй, значимым автособытием уходящего года стало появление на рынке новой дилерской структуры — группы автомобильных компаний Дмитрия Малахова. Точнее, начало активной деятельности этой ветви бизнес-букета известного предпринимателя, а собственно учредительские процедуры прошли несколько раньше.

 

Стартовали с открытия автоцентра Infiniti и профильной сервисной станции под маркой «АвтоКом». Становлению активно помогали заклятые друзья, благодаря чему событие не осталось незамеченным общественностью и бизнес-процессы нового автосалона достаточно быстро вышли на расчетные показатели.

Затем, и опять же не без помощи «друзей», общественность узнала о возрождении дилерства BMW в Новосибирске. Претендентов на этот вкусный бренд было несколько, но дилерский контракт был подписан с компанией «АвтоСтар-Сибирь», созданной господином Малаховым. Летом состоялось открытие дилерского центра. Пока временного, но активно достраивается и будущий постоянный.

 

Затем подтвердились слухи о становлении в Новосибирске второго дилерства KIA — и тоже в рамках той же группы компаний. Буквально на днях был подписан дилерский договор с компанией «АвтоСтар-Азия». Достраивается дилерский центр, и не успеет начаться весна-2012, как он приступит к работе.

Интересна и прогрессивная схема реализации всех этих проектов: «АвтоКом», «АвтоСтар-Сибирь» и «АвтоСтар-Азия» объединены в одну группу и контролируются управляющей компанией. Аналогичная координационная схема была уже опробована господином Малаховым на другом известном региональному авторетейлу бизнес-образовании, а теперь успешно внедрена в рамках собственного развивающегося бизнеса.

 

К этой же схеме к осени уходящего года пришел и самый динамичный мультидилер региона «МАКС Моторс», объединивший в одноименную структуру и динозавров, и новобранцев подконтрольной части рынка. Другими словами, рождение этой прогрессивной схемы можно считать состоявшимся.

Возродилась в Новосибирске этим летом и тема китайского автопрома. Сразу два игрока из Кузбасса основали в столице Сибири свои филиалы по продвижению на рынок «поднебесных» автомобилей: компании «Автостандарт» и «Сибвэй». Из нового для нас — марка Haima, из хорошо забытого старого — Chery и Lifan.

 

отовится к своей третьей инкарнации в Новосибирске бренд Citroen. Практически закончено оформление салона и начинается прием заказов. С открытием этого дилерского центра начнется деятельность нового игрока на нашем авторынке. Предпринимались кое-какие попытки самовозрождения со стороны аутсайдеров рынка, но безуспешные. В цивилизованном будущем регионального авторетейла места для них пока не находится.

 

РАЗДВОЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ

 

Главная тенденция, предсказуемо обозначившаяся на нашем авторынке в 2011 году, — демонополизация массовых инобрендов. То есть появление вторых дилерств.

 

До нынешнего года желаемая картина как-то не очень рисовалась, несмотря на то что наш мегаполис-миллионник в планах многих производителей должен бы испытывать потребность в двух, а то и в трех дилерских центрах одного бренда. Но до последнего времени это наблюдалось преимущественно у представителей отечественного автопрома: Lada, UAZ, GAZ. Причем «серого» временами наплывало гораздо больше, чем официального.

 

С иномарками в нашем регионе все немного по-другому: ориентированный на недорогие отечественные и дешевые праворульные автомобили рынок не оставлял потребительской денежной массы на развитие дилерского сегмента. Первым с двух дилеров в далеком 2003 году стартовал бренд Renault. Не прошло и года, как остался один дилер — компания «Рено-Сибирь», на второго рынка не хватило, хотя сам производитель уже присматривал аж третью кандидатуру. Ребята очень красиво раскрутили французскую тему, построили постоянный дилерский центр и… Ушли с рынка, продав бизнес.

 

Тему второго дилерства Renault подхватила компания «Автомир-Новосибирск». И настолько активно подхватила, что покупатель первого дилерства вскоре закрыл эту тему и переориентировал автосалон на другой бренд. В результате сегодня у одного из самых популярных инобрендов в Новосибирске всего один дилер и ни одного постоянного дилерского центра. Впрочем, центр уже есть — достроен, оборудован и со дня на день начнет принимать первых посетителей.

Кстати, о раздвоениях и открытиях: компания «Автомир-Новосибирск» открывает свой второй торгово-сервисный комплекс (ТСК) в Новосибирске. Именно там и находится дилерский центр Renault. И, под одной крышей, второй дилерский центр Volkswagen нашего мегаполиса. В начале наступающего года ожидается официальное открытие ТСК.

 

Многодилерские перипетии происходили и с марками Hyundai, KIA, Ford… Самым устойчивым к метаморфозам рынка оказался бренд Chevrolet. Раскрутила эту тему в Новосибирске компания «Сибтрансавто-Новосибирск» — представитель полной линейки моделей всех подразделений бренда. Затем открылся автосалон Chevrolet компании «Авто-1». Но представлял он лишь продукцию GM-Avtovaz — Niva и Viva. Потом появился центр Chevrolet компании «Новосибирск-Авто». Но лишь для моделей корейского подразделения бренда. А 11.11.2011 — в знаковый для нумерологов день — компания «Новосибирск-Авто» провела торжественную церемонию официального открытия наконец-то достроенного гигантского автоцентра Cadillaс — Opel — Chevrolet. Таким образом, у новосибирцев появился не только третий дилерский центр анализируемого бренда, но и второй дилер Opel и впервые — официальный дилер Cadillaс. Это самое серьезное открытие года в региональном дилерском сообществе.

 

В уходящем году произошла нескончаемая череда открытий автосалонов вторых дилерств в нашем городе: летом обрел официальный статус второй дилер UzDaewoo, в первый день зимы открыт центр Mitsubishi ГК «МАКС Моторс», затем открылся второй дилерский центр Peugeot компании, родственной «Патриот Авто — Новосибирск», начинает работать второй дилер Ford ГК «МАКС Моторс». Вместе с последним переезжает в новый автосалон Mazda. В отдельный салон заселяется марка GAZ в исполнении компании «Сармат».

 

Пара слов о «нашемарках». В начале года открыл моносалон UAZ старейший игрок рынка «Новосибспецпроект» (входит в ГК «МАКС Моторс»). А первооткрыватель монобрендового центра UAZ компания «УАЗ Центр» шагнула еще дальше: уже достроен и начинает работать сервисный центр для ульяновских автомобилей площадью 500 кв. м. Эти ребята движутся на шаг впереди: «достойный сервис для достойного автомобиля» — это тенденция завтрашнего дня. Сегодня в большинстве своем игроки рынка сосредоточены на получении дилерств, строительстве салонов. На организацию качественного технического обслуживания внимания, к сожалению, пока не у всех хватает.

 

ПРЕЗЕНТАЦИИ И ПРОДВИЖЕНИЯ

 

На поле маркетинга также произошли заметные изменения. Автомобильный мир отошел от пышных презентаций, роскошных эвентов и прочих сильнобюджетных мероприятий. Стараются в основном представить дебютантов рынка скромненько, но со вкусом. Но не у всех получается. Самая красивая презентация года — премьера Honda Crosstour компании «СМ-Моторс». С изыском дебютировал Range Rover Evoque, представленный ГК «МАКС Моторс». Изобретательно стартовал на рынке Opel Meriva в «Сибтрансавто-Новосибирск».

 

Самый популярный дебютный формат 2011 года — дни открытых дверей. Подразумевается, что в открытые двери больше нужных посетителей заходит, чем появляется и так уже клиентов на закрытых VIP-вечеринках. И все бы хорошо, вот только посетители не всегда вовремя узнают, что двери для них открыты. Самым удачным мероприятием формата стали дни открытых дверей BMW 1 серии в дилерском центре компании «АвтоСтар-Сибирь».

Что же касается креатива в программах продвижения брендов и моделей, то здесь все очень грустно было в 2011 году. Его практически не наблюдалось. Провальная автовыставка, отсутствие резонансных мероприятий, скучные однообразные сценарии событий.

 

Впрочем, даже если бы и было с кем конкурировать, вряд ли можно было затмить блистательный дебют Peugeot 308 в исполнении «Компании Патриот Авто» в День города — шатер, шарм «автостриптиза» на «Лазурном берегу», кулинарные изыски…

 

И уж совсем невозможно не заметить фирменную «фишку» компании «Сибтрансавто-Новосибирск» — традиционный розыгрыш автомобиля. Журнал «АВТОСОЮЗ» провел исследование на тему «Самая запомнившаяся дилерская компания года». Не все могут правильно выговорить название, но компанию, «которая постоянно разыгрывает автомобили», знают практически все.

 

Что ждет новосибирский авторынок в наступающем году? Не собирается затухать волна открытий: новыми автосалонами порадуют автомобилистов «Автомир-Новосибирск», «АвтоСтар-Азия», «АвтоСтар-Сибирь» и еще несколько компаний, не желающие пока оглашать свои планы. Появится много интересных моделей. Продолжатся трансформации рынка: корейский сегмент станет еще шире, и еще одна корейская модель — KIA Rio, скорее всего — вслед за Hyundai Solaris обгонит в продажах классику Lada. А вместе с этой моделью и сам бренд опять попретендует на лидерство в иносекторе российского авторынка.

 

Насколько вырастет рынок? Уходящий год — год дефицита самых востребованных моделей, образовал неплохой задел отложенного спроса на наступающий год. Но есть и факторы, несколько сдерживающие оптимизм. И пока они не проявились, прогнозировать бессмысленно. Но пока в нашем регионе живо «то, благодаря чему мы, несмотря ни на что», авторынок будет развиваться. И количественно, и, что самое важное, качественно.

 

Евгений РАДЧЕНКО

Материалы по теме

  • Lexus в России бьет рекорды продаж
  • SKODA прошла октябрь в России без потерь
  • Сегмент SUV стал лидером российского рынка
  • .Российский авторынок в августе усилил падение