Игорь Кошкин:  «Мы идем по пути нестандартных решений»

Игорь Кошкин: «Мы идем по пути нестандартных решений»

30.12.2015

Одной из самый заметных персон года в новосибирском автобизнесе в 2015 году, безусловно, стал Игорь Кошкин, глава группы компаний «УАЗ Центр» — «КлондайкАвто» и «Автолига».

Одной из самый заметных персон года в новосибирском автобизнесе в 2015 году, безусловно, стал Игорь Кошкин, глава группы компаний «УАЗ Центр» — «КлондайкАвто» и «Автолига». Практически все процессы, которые происходят в этой корпорации, носят исключительно позитивный характер, здесь постоянно рождается что-то новое и интересное, а слов «стагнация», «падение», «сокращение» тут как будто бы и не знают. 2015 год для группы компаний Игоря Кошкина стал годом динамичного расширения, существенного прироста и бурного развития. С главой передовой автокорпорации встретился корреспондент издания «АВТОСОЮЗ».

 

— Игорь Иванович, каким для вашей группы компаний стал 2015 год? У одних пессимизация и оптимизация, у других выживание и выжидание, третьи вообще распрощались с автобизнесом. А у вас?

 

— Этот год для нас был одним из самых непростых и богатых на события. Экономическая ситуация заставляла всех, кто работает в нашем бизнесе, находиться в постоянном движении. Отсидеться в тенечке или попочивать на честно заработанных лаврах в этом году не удавалось никому — ни мелким компаниям, ни крупным мегадилерам. Для того чтобы выжить, необходимо было постоянно искать какие-то новые пути. Не только новые каналы зарабатывания денег, но и пути развития, пути каких-то нестандартных решений маркетинговых, рекламных задач, прокладывать новые дороги для продвижения своего бизнеса. Постоянно приходилось что-то придумывать, изобретать, креативить.

 

Если говорить конкретно о нашей группе компаний, то можно обозначить целый ряд событий и свершений, которые произошли в этом году. Во-первых, мы сумели сохранить практически прежние объемы продаж по нашему основному бренду УАЗ. Причем сохранили, несмотря на то что рынок в глубоком пике, что в Новосибирске появились новые игроки, новые дилерские центры. Сохранили эти объемы как в штучном, так и в процентном эквиваленте по отношению к общему количеству продаваемых на региональном рынке автомобилей.

 

Это, наверное, основное наше достижение, ведь у наших коллег и партнеров из других регионов можно наблюдать определенный спад в продажах.

 

— «Практически сохранили» означает, что небольшой спад продаж все же есть?

 

— Наоборот, есть небольшой рост: в нашей компании продажи автомобилей УАЗ увеличились на пять процентов по сравнению с ноябрем прошлого года. В цифрах это 81 единица, в процентах — 62 процента от общего количества проданных в Новосибирске автомобилей бренда. То есть мы продаем больше, чем три остальных региональных дилера, вместе взятые, в два раза больше, чем ближайший конкурент.

 

По итогам ноября мы входим в пятерку самых крупных дилеров страны. По итогам года точно войдем в десятку.

 

— Впечатляет. Но вернемся к достижениям года вашей группы компаний.

 

— Второе наше достижение — то, что мы в разы увеличили объемы самых разнообразных услуг, которые мы предлагаем по бренду УАЗ. Увеличили объемы стандартных сервисных услуг, тюнинговых предложений. Расширилась и география наших поставок по тюнингу. Если раньше мы в этой сфере обслуживали Сибирь, Якутию и эпизодически регионы Дальнего Востока, то сейчас Благовещенск, Амурская область, Сахалин, Камчатка, Дальний Восток, Приморский край — это уже отгрузки тюнингованных автомобилей на постоянной основе. Внедорожный тюнинг мы научились делать достаточно неплохо, и это знают теперь не только в Новосибирске.

 

Все это привело к еще одному нашему достижению — увеличению сервисных площадей. Несмотря на складывающуюся на рынке экономическую ситуацию, мы смогли найти силы, возможности, финансы для того, чтобы практически в полтора раза увеличить свои сервисные мощности. Закупили новое оборудование, увеличили производственную зону, приняли дополнительно сотрудников в автосервис. Таким образом компенсировали часть маржинальных потерь от продаж за счет прибыли, добираемой от сервисных услуг.

 

— Насколько мне известно, все это привело и к рождению тюнинг-ателье «Клондайк», которое занимается не только моделями УАЗ…

 

— Наше тюнинг-ателье здравствует и процветает. Специализируемся на внедорожном тюнинге, и это, оказывается, настолько востребовано в наших краях, что расширять специализацию пока не видим смысла — углубляемся в офроуд-направлении.

 

К нам на сервис заезжает все больше иномарок, владельцы которых хотят добавить какие-то опции для улучшения внедорожных характеристик, хотят увеличить дорожный просвет, отлифтовать подвеску, поставить авто на внедорожные колеса и так далее. Работаем с готовыми тюнинг-комплектами известных брендов, под заказ выполняем и оригинальные проекты с нестандартными решениями.

 

Но ничего нового мы не изобретаем, это направление нашей деятельности привязано непосредственно к желаниям автовладельца. Не изобретаем не потому, что не хотим, а потому, что количество заказов такое, что в этом пока не просматривается резона: весь тюнинг у нас расписан на пару месяцев вперед, и продлевать эту очередь считаем делом непозволительным. Тюнинг ради тюнинга нам неинтересен, мы делаем тюнинг ради клиента.

 

— С тюнингом более или менее понятно, предлагаю вернуться к теме свершений года.

 

— Одно из важнейших событий этого года для нас — это заключение дилерского соглашения по бренду Ford. Компания «Автолига», которая входит в нашу группу компаний, подписала дилерский договор с Ford на представление марки в Новосибирске и области. По легковой и коммерческой линейкам. Пока работаем по временному решению, но с опережающими протокол темпами строим новый шоу-рум.

 

Фактически уже подготовили и приобрели все необходимое сервисное оборудование для обслуживания автомобилей марки Ford, приобрели весь необходимый ассортимент запасных частей. Даже несмотря на то, что смена дилера, как правило, происходит с некоторыми проблемами для клиентов (новое месторасположение, новые люди, возможно непривычные подходы), несмотря на проблемы экономического характера нынешнего года, мы тем не менее смогли переломить ситуацию в свою пользу. На сегодняшний день работаем уже фактически в штатном режиме. Обслуживаем не только постгарантийные машины, но уже и гарантийные, активно занимаемся продажами. То есть фактически решаем все проблемы, которые должен решать полнофункциональный дилерский центр.

 

Приятной неожиданностью для нас стал тот факт, что очень неплохо мы стартовали в продажах коммерческого ряда автомобилей Ford. Спрос на автомобили Ford Transit в различных версиях исполнения на сегодняшний день оказался достаточно высок, и мы этот спрос закрываем.

 

Пока продажи идут с временного решения, в апреле-мае у нас запланирован старт продаж автомобилей Ford с основного, постоянного решения дилерского центра, с того шоу-рума, который сейчас строится.

 

— В этом году решалась судьба и бренда FAW. В начале года дистрибьютор пересматривал дилерские контракты, в середине года зачастил в Новосибирск…

 

— Мы продолжаем поддерживать этот бренд. И продолжаем достаточно активно продвигать его на нашем рынке. Только за последнее время проведен целый ряд мероприятий. В частности, в декабре мы совместно с Новосибирской федерацией кикбоксинга проводили первенство Новосибирска и области по этому виду спорта, FAW стал спонсорам соревнований.

 

Сейчас у нас работает маркетинговая акция «Попади в десятку», где среди покупателей машин FAW будет разыгрываться подарочный автомобиль. Машинки, рекламирующие эту акцию, работаю шоу-стопперами у крупных торговых центров нашего мегаполиса. Эта наша маркетинговая акция, направленная на узнаваемость, популяризацию бренда, потому что, как показала практика, машину просто никто не знает. И, к сожалению, федеральная поддержка бренда оставляет желать лучшего.

 

— Очень заметны вы на маркетинговых и пиар-полях и с брендом Ford…

 

— Я считаю, что в течение по крайней мере последних трех-четырех лет теме Ford уделялось, может быть, недостаточное внимание в Новосибирске, не такое, какое этот бренд заслуживает. У нас сейчас задача, во-первых, познакомить потенциальных клиентов и покупателей с новым поколением линейки Ford, которое вышло на наш рынок в 2015 году, сломать сложившиеся в нашем регионе стереотипы по поводу доступности, надежности, эксплуатации автомобилей. Кроме того, мы, как новый дилерский центр, просто обязаны как можно громче заявить о себе.

 

Поэтому наш выход на рынок ознаменовался целой массой маркетинговых мероприятий. У нас в течение месяца проводился виртуальный тест-драйв в ТЦ «Мега», где все желающие могли сначала попробовать себя за рулем Ford в рамках виртуального тест-драйва по городам Европы: Барселона, Париж, Рим, — а затем виртуальные ощущения сопоставить с реальными на живом тест-драйве по улицам Новосибирска.

 

Сейчас эту акцию мы продолжаем в ТЦ «Малинка». Кроме того, у нас один автомобиль Ford Fiesta разыгрывается среди покупателей ТЦ «Аура». То есть популяризация бренда происходит в самых различных сферах и по различным каналам, которые мы считаем эффективными. В результате продажи помаленьку набирают обороты, а сервис уже практически полностью загружен. Сейчас, чтобы качественно отработать всех желающих попасть к нам на сервис, мы вынуждены даже немножко сдерживать очередь, чтобы не допустить некачественного обслуживания, не получить негативную обратную реакцию.

 

По продажам ситуация примерно такая же, как в свое время была с SsangYong, — сначала недоверие, а потом… Но мы сейчас пытаемся переломить ситуацию в свою пользу.

 

— А что у вас происходит с брендом SsangYong?

 

— «Автолига» по-прежнему остается дилером бренда SsangYong. С этим брендом мы не расстаемся. Временные трудности, связанные с размерами ввозных пошлин и стоимостью доставки автомобилей из Кореи в Россию, не позволяют SsangYong конкурировать по цене с брендами, которые локализовали производство в России, поэтому продажа автомобилей очень сильно затормозилась. Тем не менее продажи хоть и небольшие, но есть, но это, как правило, машины, которые были ввезены ранее и находятся на стоках в разных уголках России. Именно из этих стоков мы на сегодняшний день и реализуем автомобили под заказ.

 

Все, что касается сервисного обслуживания, гарантии, ремонта и так далее, мы продолжаем осуществлять, и количество заезжающих к нам на сервис SsangYong если не увеличилось, то по крайней мере осталось на прежнем уровне. Все, что касается гарантийной, сервисной политики, мы поддерживаем в полном объеме.

 

Про дальнейшие перспективы SsangYong в России на сегодняшний день сложно сказать что-то определенное — все будет зависеть от дистрибуции, от того, какое стратегическое решение будет выбрано по этому вопросу. Будет это дистрибуция с российской компанией в качестве партнера или это будет дистрибуция самих корейцев на территории России, пока этот вопрос не будет решен, ответить, как будет продаваться автомобиль в России, невозможно.

 

В первом полугодии 2016 года ждем, что SsangYong определится со своим позиционированием в России. И мы в Новосибирске сможем быть интересными и полезными этому бренду.

 

— Вернемся к вашей суперактивности в области акций. Но уже в контексте социальной ответственности бизнеса. На мой взгляд, важнейшим мероприятием в этой сфере в нашем регионе стал автопробег «Поверь в себя». Это ведь тоже ваш проект…

 

— Акция «Поверь в себя» — знаковая акция. Неожиданно для нас она вызвала достаточно громкий резонанс. Мы прогремели не только по Новосибирской области, но и в Алтайском крае. Но самое главное — эта акция вызвала массу позитивных эмоций у всех, кто принимал в ней участие.

 

Эта акция была направлена в первую очередь не на получение какого-то экономического эффекта, а на благотворительность. Миссия ее была благотворительная, цель объединительная, информационная — привлечь внимание общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями, людей, которые живут рядом с нами, но другой жизнью.

 

Хочется в нашей повседневной суете не забывать о человеческих вещах, обращать на них внимание. И это организованное нами мероприятие оставило в душе очень приятный осадок. Приятно, что мы нашли в себе силы, возможности и желание провести эту акцию. Есть огромное желание эту акцию продолжать и, может быть, даже сделать ее ежегодной.

 

— Исходя из того, что свершилось вами в этом году, а свершилось много всего интересного, что ожидать от вас в следующем году?

 

— Да, 2015 год оказался для нас достаточно богат на события. По своей насыщенности и тем событиям, которые происходили на автомобильном рынке, в новосибирском автобизнесе он был довольно драматичен, происходили не очень приятные вещи, связанные с закрытием салонов, с уходом дилеров.

 

Для нас этот год был показателен, в очередной раз он подтвердил ту истину, которую мы для себя постоянно пытаемся декларировать: любой бизнес делают люди, сотрудники, команда, коллектив. А устойчивость бизнеса основывается на очень многих факторах, не только на объеме финансового портфеля, но и на качестве самого бизнеса, на его клиентоориентированности, на его способности выдерживать происходящие негативные процессы.

 

Нам удалось в одном месте собрать людей, которые объединены одной идеей и достаточно профессионально делают свою работу. Мы вместе построили бизнес, который не только устоял, но и развивается даже в нынешней ситуации.

 

У нас сейчас очень неплохо ведется работа с корпоративными клиентами, в 2016 году будем активно развивать и укреплять это направление. Очень хочется к середине следующего года завершить все наши строительные дела по площадке на Богдана Хмельницкого: параллельно со строительством шоу-рума Ford мы не останавливаем строительство трехуровневого паркинга, предназначенного для складских машин, для ремонтных клиентских машин.

 

У нас есть и планы стратегического развития, есть участки, которые находятся пока в резерве, мы их оформляем, подводим к ним коммуникации. Но бездумно прирастать какими-то брендами не хочется. Позиция холдинга и моя личная — лучше иметь меньше брендов, но бренды качественные, простроенные с точки зрения бизнеса и бизнес которых достаточно устойчив к любым колебаниям рынка. В этом направлении и будем двигаться.

 

И разумеется, будем укреплять и приумножать наши сегодняшние достижения.

Материалы по теме

  • FAW Oley прибыл в Новосибирск
  • FAW Oley
  • Китайский синдром регионального автобизнеса
  • FAW Oley: вслед за модой
  • FAW V5: ФАВорит поднебесного автопрома