Jaguar на льду

Jaguar на льду

11.03.2013

В связи с выходом полноприводных версий Jaguar XF и Jaguar XJ компания «МАКС Моторс», официальный дилер Jaguar в Новосибирске, 9 и 10 марта организовала дни открытых дверей в дилерском центре представляемого бренда. Главный пункт программы мероприятия — тест-драйв новинок Jaguar на специально подготовленном ледяном поле.

В связи с выходом полноприводных версий Jaguar XF и Jaguar XJ компания «МАКС Моторс», официальный дилер Jaguar в Новосибирске, 9 и 10 марта организовала дни открытых дверей в дилерском центре представляемого бренда. Главный пункт программы мероприятия — тест-драйв новинок Jaguar на специально подготовленном ледяном поле.

 

Зачем нужен полный привод «Ягуару»? Может, на его туманной родине он и ни к чему, но у нас… У нас тестовый денек выдался самым что ни на есть убедительным в пользу полного привода: легкая оттепель после буйных январских морозов, робкие прояснения в безграничных облачных угодьях, изготовившихся заваливать нас очередными аномальными метрами зимних осадков, и высоченные горы уже просыпавшегося на наш город снега. То есть дороги в этот день являли собой эталон скользкоты и аварийности. Наледь еще никуда не делась, но уже чуть подернулась пленочкой растопившихся под солнечными лучами снежинок — чтобы стылой резине сложнее было за что-нибудь зацепиться. Снег еще не убран и маскирует островки льда на просушенном шинами асфальте, а заодно и рыхлыми брустверами обочин поджидает осмелившихся съехать с магистрали. В общем, на моноприводе из гаража лучше вообще не высовываться. На «четырехвэдовой» машинке рискнуть можно. Но осторожно.

 

И где эта грань между риском и осторожностью? Для каждого водителя и для каждого автомобиля она своя. А чтобы ее найти лично для себя за рулем полноприводного Jaguar, «МАКС Моторс» организовал специальную площадку между своим дилерским центром и дружеским «Экспоцентром», возведенным по соседству. Летом здесь дрифтуют экстремалы, зимой скользят по застывшей воде «Ягуары» — голый лед с бугорками накатанных поливальной машиной колей и неровными островками стылого асфальта.

 

Итак, обширный ледяной пятак, ограниченный с трех сторон снежными валами, Jaguar XF с интеллектуальной системой полного привода и ошипованная липучка между ними.

 

Drive Control в режиме Winter, селектор 8-ступенчатой ZF на буковку D, левая нога отпускает тормоз, правая добавляет обороты 3-литровому наддувному V6, готовому направить все свои 340 л.с. на противостояние гололеду.

 

Стартуем осторожно, и… И как по асфальту! Никаких намеков на пробуксовку — уверенно, предсказуемо, управляемо. Пробуем динамичный старт — типа мы на светофоре и круче всех. И опять все в порядке. Ни пробуксовки, ни характерного в гололед для заднего привода повиливания кормой при перегазовке. Дело в том, что по умолчанию почти задний привод, а при необходимости полный в соотношении 50/50 при страгивании с места у Jaguar XF априори полный. Модуль управления раздаточной коробкой (TCCM) подает упреждающий крутящий момент на переднюю ось и только после этого начинает прислушиваться к действиям водителя и прощупывать коэффициент сцепления для оптимизации соотношения.

 

Остался последний способ хоть чуть-чуть почувствовать себя на льду — Drive Control в положение Dynamic, одновременно в пол до упора педали газа и тормоза, чтобы на пике 450-ньютонного крутящего момента резко отпустить последнюю, и… И ничего не получается. Умная электроника, оценив намерения водителя как неадекватные реальной обстановке, отсекает излишнюю подачу бензина, опуская обороты до холостых.

 

Не остается ничего другого, как стартовать в безопасном режиме, как бы водитель ни старался предложить иное. А как с динамикой разгона? Лед — не асфальт, и TCCM это чувствует, в пользу безопасности ограничивая прыть водителя — сотни за 6,4 с явно не достичь. Да и кому в голову придет на таком покрытии двигаться быстрее 40 км/ч?!

 

Ну, например, нам… Причем не только быстрее, но еще и в змейке. Полный привод при ошибках вождения на гололеде — вещь непредсказуемая, интересно, как оно у XF AWD? Занос? Или, по-переднеприводному, снос? Ни того ни другого! Система динамического контроля устойчивости ведет автомобиль по правильной траектории, модуль управления раздаткой выбирает оптимальное соотношение поосевого крутящего момента. И скоростью похулиганить не удается — быстрее 40 км/ч никак не разогнаться: заменяющая инстинкт самосохранения электроника не дает автомобилю попасть в нештатную ситуацию, как резко ни поворачивай руль, как при этом ни дави тапкой в пол… И лишь в редкие мгновения, когда хотя бы одно колесо попадает на асфальтовый пятак, удается почувствовать, что резкое маневрирование все-таки возможно, если попробовать отключить систему стабилизации… Почему-то не получается — электронный инстинкт самосохранения автомобиля обмануть не удается. Или в инструкцию поглубже вникнуть надо? Не суть важно. Это ж просто так, для души, а в программу теста ледяной дрифт не входит, наша задача — получить представление о работе системы интеллектуального полного привода Jaguar в экстремально зимних условиях.

 

Усложняем задачу: перебираемся на соседнюю площадку — тот же лед, но уже припорошенный снежком, — шипы и липучки на таком покрытии бесполезны. А TCCM? Еще как полезен! Изгибы змейки стали покруче — степень скользкости пониже, и умный модуль это чувствует, но с точки зрения управляемости разницы с ледовой ареной почти никакой — все так же без скольжений и пробуксовок. Предсказуемо и безопасно.

 

И, наконец, апофеоз: пока мы нарезали круги по замерзшей воде, снегоуборочная техника отрезала нам все пути к отступлению — на траектории выезда с полигона появились поперечные снежные брустверочки. Временные, конечно, но не ждать же, пока бульдозеры все это как надо причешут. Или ждать? Для заднеприводного автомобиля такое препятствие непреодолимо, а для Jaguar XF AWD? Пока совещались, интеллектуальная система Jaguar Stop/Start уронила обороты двигателя до нуля. Но стоило только шелохнуть педаль тормоза на отжатие, как стартер с двойным электромагнитным тяговым реле молниеносно перезапустил силовой агрегат. Упрекнуть электронику в притуплении ощущений от вождения оснований не нашлось.

 

Когда наигрались с системой Stop/Start, решили, что хватит уже Stop, пора на Start. И если вдруг случится страшное и шофер приближающегося на встречном курсе трактора станет вдруг свидетелем уникального зрелища — как группа пассажиров толкает застрявший в снегу Jaguar, то мы возьмем с него подписку о неразглашении в обмен за право выдернуть диковинного зверя из сугроба.

 

Обошлось. Не спеша, но уверенно, без малейших проблем наш XF AWD прошел сквозь засаду и взял курс на базу. Короткой прямой дороги к автосалону нет — надо чуть покружить по Станционной. Заодно и убедились, что на асфальте динамика у полноприводного XF вряд ли ощутимо слабее, чем у классического с задним приводом: паспортные полсекунды отставания в разгоне до сотни почувствовать невозможно. Что ограничение разгона на отметке 250 км/ч для такого автомобиля оправданно — скорость не чувствуется абсолютно, и во избежание писем счастья стоит подстраховаться круиз-контролем — у наших дорог скоростное ограничение несколько пониже. И что если уж Jaguar вышел на крейсерский режим, то ни островки льда, ни недочистки снегоуборщика уже не способны сдержать его от уверенного движения к цели.

Материалы по теме

  • Дмитрий Ружьин: «"МАКС Моторс" в первую очередь ориентируется на клиента»
  • Традиционный МАКСи-тест
  • Skyactiv Challenge в Новосибирске
  • Макси-тест